Раннее субботнее утро. Ну не так, чтобы раннее-раннее, часов 8 утра. На улице уже светло, разве что выглядит все чуть голубоватым. Вид с нашего балкона на крепость.
Отправляемся завтракать. Не знаю, у кого как, а у меня аппетит во время таких вот гостиничных завтраков отменный. В смысле, я съесть могу довольно много. Могу, и съедаю. Майе, конечно, поскромнее меня, но и она не жалуется на отсутствие аппетита в случае, когда завтрак уже в цене номера.
Через пару минут приходят Вадим со Светой, и тоже с отличными аппетитами. Так что наедаемся надолго, чтобы во время прогулки вдоль обрыва на Panga pank нас не отвлекали от любования зимней природой мысли о еде.
Выхожу пораньше — согреть и расчистить авто. Потом появляется Майе и фотографирует меня и город в радиусе 100 метров.
Выходят ребята. Все гаджеты установлены, конечный пункт поездки введен в навигатор и маршрут определен. Тут ехать-то всего ничего, около 40 километров.
Город пустой. Спокойно выезжаем и сталкиваемся с зимней реальностью…
… реальностью местных дорог. Они представляют из себя сплошной каток. Радуюсь, что у меня не заднеприводный автомобиль (до сих пор помню «удовольствие» от болтающегося зада моего тяжелого опеля-сенатора на скользких дорогах). Все равно, еду не быстрее 60 километров в час, мы же не торопимся оказаться в кювете.
И вот дорога упирается в море. Вернее, поворачивает на 90 градусов влево, но в такую погоду кажется, что обрывается в море. К тому же, тут скользко … В темноте запросто можно улететь. Хотя не страшно — тут пока берег плавно уходит в море и, вообще, мелко.
Несколько минут езды вдоль кромки моря , и мы — на парковке. Причем, не одни — тут еще есть такие же любители провести время возле моря зимой при сильном ветре и морозе порядка 10 градусов. Понятное дело, ниже нуля. Вон как покрылась снегом во время езды задняя часть авто.
Пустынный пейзаж оказывается вовсе не безжизненным. С огромным удивлением видим в воде десятки, если не сотни лебедей (Майе утверждает, что они со Светой насчитали 250 лебедей. Ок, значит тут было 250 птиц, плюс-минус парочка). Ну да — тут отмель, наверняка полно всякой морской травы со своими жителями, так что лебеди прерасно могут прокормиться.
В общем, гуляем, смотрим, фотографируемся…
Не стоит забывать и об общении с детьми — делаем селфи, и я сразу выкладываю его в семейный чат на фейсбуке.
Этот муравейник стоит тут уже очень давно. Наверное, всегда… Кстати, для расширения кругозора почитал, что делают муравьи зимой. Честно говоря, я всегда думал, что они тупо спят где-то там, в глубине засыпанного снегом муравейника. Ага, сейчас … Они следят за порядком. Все основные выходы из муравейника закупориваются подручным, то есть подножным материалом. При этом во время оттепелей некоторые временно открываются для проветривания. Если по какой-то причине зимой верхняя часть муравейника промокает (у нас такие зимы, что это запросто может произойти), то специальные ответственные муравьи перетаскивают все припасы в более глубокие отсеки. В основной массе муравьи проводят зиму в самых глубоких частях муравейника. Они обычно не спят, но до минимума снижают активность. Кстати, в ожидании зимы муравьи создают запасы еды, они даже перемещают в свои муравейники большое количество тли, чтобы продолжать питаться ее выделениями и в холода. Вот какая активная жизнь идет там — внутри этого заснеженного холмика!
Уехали. Но сделали остановку на самом берегу моря — женщины очень захотели сфотографироваться на фоне холодной воды. Да всегда пожалуйста, нам с Вадимом не жалко, пусть фотографируются. Сами. Мы с ним все это время мудро сидим в теплой машине.
Именно так выглядит небо в типичный эстонский зимний солнечный день.
К возврату в Курессааре небо действительно стало голубым и солнечным. Как по заказу для пешей прогулки. Заказывали — значит, гуляем. Сначала решаем пойти и выпить глинтвейн, кофе, чай — чего-то горячего. Мимо крепости по парку идем в сторону центральной части города…
Здание Курессаареского курзала. Вообще, курзал — это специальное здание (помещение) на курорте для концертов, собраний и прочих массовых мероприятий. Таким образом, курзалов в Эстонии несколько: В Курессааре, в Нарва-Йыесуу, в Хаапсалу, в Пярну. Этот был построен в конце 19 века. В лучшие свои прошлые дни это был культурно-развлекательный комплекс, где был ресторан, летний театр, ну и кухонные помещения и служебные кабинеты. В свои лучшие дни в новом времени (то есть сейчас) курзал — это кафе. Иногда тут проходят концерты. Говорят (вернее пишут), что летом тут работает уличный кинотеатр. Помещения второго этажа курзала перестроены в гостиницу. Не знаю, все чем мы пользовались — летняя терраса кафе с видом на крепость она же замок
Небольшой парк хорош даже зимой. Такая миниатюрная провинциальная летняя эстрада … Кстати, видно, что Майе занимается своим обычным для выходных дней делом — она разговаривает по телефону. Разговаривает не просто так, а в очередной раз помогая какому-то из магазинов справиться с программным обеспечением. Ну, или сейчас она подсказывает работающему сервис-деску, как справиться с проблемой в магазине, это тоже обычное дело. Почему-то чаще всего так получается, что только Майе из всех специалистов доступна для таких бесед.
Кстати, этот парк — не просто так выросшие в городе деревья. Парк разбили тут практически в середине 19 века, причем, горожане приняли в его создании активное участие деньгами, саженцами и просто работой. А в 30х годах 20 века из Тарту сюда были привезены всякие редкие растения, так что сейчас тут растет порядка 80 видов деревьев и кустарников. Аккуратные таблички напоминают/рассказывают, какое конкретно дерево тут стоит.
Следует отметить, что в Курессааре, по крайней мере в центральной части, много хороших детских игровых площадок. Они столь хороши, что наши женщины не смогли пройти мимо и не поскакать на лошадках. Кстати, Майе все продолжает заниматься рабочими проблемами.
Нам помнится, что в прошлый свой совместный приезд мы неплохо провели время в странноватом кафе с индийскими мотивами. Нашли это кафе опять, в надежде выпить глинтвейна. Место то же, но за это время поменялся хозяин и главная идея. Зато интерьер при этом практически не поменялся, ну, подумаешь, поменялось местоположение фотографий. И да — столы и стулья стали проще, покрытые обычной клеенкой. Весь этот бюджетный вариант общепита называется «Ретро». И таки да — Майе все продолжает заниматься рабочими проблемами.
Заказали глинтвейн, кофе, какао и тортик. Только расположились, как прибежал официант с извинениями — глинвейн весь уже выпит. Ок, дождались кофе и какао, ну а градусы у нас с собой всегда имеют место быть.
Зато бариста, чувствовавший вину за глинтвейн, нарисовал на Майечкином какао практически ее портрет. Особенно он стал близок к оригиналу после того, как Майе добавила ему (портрету) очки.
Делать нечего — выпили свои напитки, повысили градус кто коньяком, кто виски и пошли дальше.
Зато теперь у нас была цель — найти место поинтереснее и выпить там все же глинтвейну. Место нашли, интереснее некуда -паб под названием Vaekoda. Не знал, что это значит, зато теперь знаю: это важня. Ха, что такое «важня» я тоже не знал, зато теперь тоже знаю — это такое помещение, где взвешивались товары; тут находились самые точные в городе весы, причем не просто весы, а весы по названию вага. Уф, что такое вага — я тоже не знал, теперь тоже знаю: это большегрузные весы. Короче, тут было место, где взвешивали большие, тяжелые товары (тем более, рядом находился рынок). Ну и следует добавить, что здание это было построено в середине 17 века. Более того, это единственное в Эстонии сохранившееся здание такого типа. Короче, история у здания классная, интерьер внутри вполне привлекательный. Как тут кормят — понятия не имею (но на трипадвайзере отклики в основном плохие и очень плохие). Но глинтвейн тут делают отличный. В нем присутствовала какая-то изюминка (не в смысле изюм, он там есть обязательно), а какой-то необычный вкус. Ребята решили, что туда добавлен австрийский ром Stroh. Пусть будет ром, мне все равно понравилось.
Мы готовы к длительной прогулке. План такой — мы не спеша обойдем вокруг крепости и завершим прогулку обедом в небольшом пабе напротив нашей гостиницы. Надеюсь, там вкусно кормят.
Вернулись в тот самый парк около крепости. Тут есть не только даревья с табличками. Оказалось, что тут много камней с табличками. Хотя, вернее , тут много деревьев, возле которых стоит камень с табличкой. И рассказывает эта табличка о том, какой именно политик посадил это дерево. Камней много, бегать от одного к другому мне надоело, так что я сфотографировал ближайшие к нашему маршруту.
Очень необычная погода для прогулки. Снега довольно много, мороз, солнце и почти нет ветра. Моментами охватывает ощущение, что вокруг нет цивилизации нашего 21 века, а все не изменилось века с 16. Так же тогда зимой было все белое, пустынное, неподвижное, тихое …
Все же ощущение «старины» периодически нарушается — то деревянным домиком-кафе, то современной детской площадкой, а то и катком, расчищенным на льду рва вокруг крепости.
На одном из трех равелинов крепости стоит памятник, вернее, мемориал памяти жертвам фашизма. В стиле 60х годов прошлого века, доломитовая стена с именами.
Судя по следам, вокруг крепости проходит активная животная жизнь. Хотя лично мы никакой живности не видели. Ну, кроме ворон и домашних собачек.
Все же солнце слишком яркое, и снег слишком белый. Глаза устают смотреть вокруг …
На противоположной стороне дороги опять какой-то камень с табличкой. Сфотографировать издалека — не проблема. Но кому этот камень, в честь чего этот камень .. Подойти и прочитать — лень. Как оказалось, этот камень установлен на месте, где была грязелечебница Ромассааре, с которой Курессааре и стал известным курортом со своими лечебными грязями. Открыли грязелечебницу в конце 19 века, но Вторую мировую войну она не пережила.
Дошли до мужика, в одиночестве стоящего в зимнем парке и грустно смотрящего на море. Постоял с ним, предложил выпить — мужик не среагировал. Никакой информации о том, кто это такой, я не увидел. Возможно, каждый приехавший в Курессааре должен знать, кто такой Albert Uustulnd. Для тех, кто не знает — это эстонский писатель и автор песен. Родился на Сааремаа и умер тут же, в Курессааре в 1997 году. Биография у него была богатая на события. В 18 лет (в 1943) мобилизовали в немецкую армию, он оттуда сбежал и попал в советский лагерь для военнопленных. Все же он смог закончить среднюю школу (в 23 года), потом институт в Таллине, работал рыбаком, потом прорабом в рыболовецком колхозе, потом был заведующим каким-то торговым складом, потом — руководителем в автохозяйстве, потом — руководителем рыночного сектора в колхозе. Но вот памятник получил как писатель романов, автор спектаклей и песен про море. Если честно, не читал и не слышал. Но памятник интересный.
Городской пляж. Пустовато сегодня тут, загорающих совсем не видно.
Вид на крепость с ее тыльной части, со стороны моря. Все то же безмолвие и неподвижность.
Ворона проигнорировала наше приближение и позволила себя фотографировать сколько мне было угодно.
Вот и паб. Не то, чтобы мы слишком устали, но кушать-то хочется. И в тепло хочется. И выпить хочется. Надо сказать, что изнутри паб кажется больше, чем снаружи. И определенно интереснее. Неожиданность — ПАЗик в центре зала.
Народу практически никого, и мы выбираем для обеда ленинский уголок. Портрет дедушки Ленина, красные знамена… осталось повязать красный галстук и повторить то, что говорил практически каждый ребенок Советского Союза «… перед лицом своих товарищей торжественно обещаю: горячо любить свою Родину. Жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия…»
Лучше выпьем пивка, тут оно отличное, на любой вкус.
Кухня неожиданно порадовала изысками, причем они (это самые изыски) оказались красиво оформленными и вкусными. Итак, по порядку: суп-пюре грибной, солянка рыбная, рыбный суп с мидиями, фирменная «пабовская» свинина (по своему рецепту) с грибами, лосось на гриле. На четверых все это с пивом на каждого — между 80 и 90 евро, точной суммы не помню.
День закончился различными нагрузками на тело — в бассейне, бане и джакузи. Ну а потом — немного пива с доеданием всего того, что вчера не смогли съесть.
Вот и все, отдых практически закончился. Завтра просыпаемся, завтракаем — и в дорогу. Зато дома еще будет практически целое воскресенье.
Февральский Сааремаа. Попытка уйти от ежедневной суеты. День первый. 16 — 18 февраля 2018
Февральский Сааремаа. Попытка уйти от ежедневной суеты. День второй. 16 — 18 февраля 2018
Февральский Сааремаа. Попытка уйти от ежедневной суеты. День третий. 16 — 18 февраля 2018