Ответ тебе дан, однозначно: ты – человек. Комбинация «чело- век» значит, что сознание дано человеку на время (на век). Человеку даны чувства, ты их не можешь игнорировать. Ты, человек, ими трогаешь, ощупываешь мир, чтобы вести себя, как человек. Ты не можешь выключить свои чувства, никто не может. А еще ты их осознаешь. Ты получаешь опыт через чувства. Если человек в коме, например, он не чувствует себя человеком, личностью. Чтобы получить опыт, он еще должен эти чувства осознавать. У нас ощущения, что мы видим, мы слышим, трогаем, однако – мы осознаем.
Доказательства этого – сон. Мы спим и не пользуемся своими чувствами – ни глазами, ни ушами или языком – мы обходимся там своим осознанием. И эту связку «чувства и осознание» не разорвать. В каком бы состоянии наше тело не было – бодрствование, сон, кома – с осознанием ничего не происходит – оно всегда было, есть и будет. Мы-то думаем, что это мы чувствуем, а это сознание осознает. Мы думаем, что это мы во сне смотрим сон, а нет, это наше осознание, которое и является мной и ведет меня по жизни, которое позволяет мне выздоравливать, оно там, во сне и наслаждается морем..
Это совершенное осознание и есть Бог. И за моим бодрствованием Он также наблюдает . Приходит время, когда человек на своем духовном пути приходит к тому, что он не только сны свои смотрит, но и наблюдает за своим бодрствованием («мы не живем, мы наблюдаем за своей жизнью»), и тогда возникает желание посмотреть на «того, кто это смотрит за его бодрствованием».
В состоянии самадхи люди видят, что являются всем – и травинкой, и глазом олененка, и стихией огня. Адвайта это и есть единство всего. Мы едины, но здесь, в материальном мире, мы разъединены на формы, считаем себя отделенными личностями – это Лена, это Катя. А на самом деле, мы это – осознание. Все живое, камень, дерево и человек.
Многие люди просто живут, но в результате каких-то событий у них возникает сильный интерес – кто Я? Человек начинает задавать вопросы. Считается, что ребенок до 2-х лет еще не осознает себя человеком. Он не знает, что он ребенок, девочка или мальчик. Потом родители начинают ему объяснять, что к чему, про бантики и штанишки и лепят из него личность. Ребенок изначально – чистое сознание, он радостный, он источает энергию и любовь. он только «оттуда» вывалился и не умеет пользоваться своими органами чувств. С возрастом человек теряет свою осознанность, преобретает навыки личности и начинает жить, как человек. По пока человек сам не потрогает «горячий чайник», пока не испытает богатство и бедность, голод и наслаждение, пока ему все еще интересно, он не может выйти «за личность». И пока мы такие вот дети, Саи Баба говорит: « Я дам вам все, что вы просите! Чтобы в конце концов дать вам то, что хочу вам дать Я – знание, как мир устроен, состояние пробуждения и Любовь».
У нас так по жизни работает интерес: если я чем-то заинтересовался («кто Я?»), другое теряет мое внимание. Другими словами, я перестаю направлять свое внимание на другое, я перестаю уделять внимание органам чувств, желания уменьшаются.
Т.к. именно органы чувств стягивают мое внимание на что угодно и закрывают Меня от Меня. И если знания Адвайты говорят, что мы едины, то, когда я человек, то мне трудно это представить, т.к. органы чувств говорят мне обратное: все предметы и я в том числе существуют отдельно. Органы чувств «нас забирают» и куда-то ведут, и мы бегаем за ними: смотрим, слушаем, пробуем на вкус. Мы реагируем на свои органы чувств, как дергается гусеница, когда ее коснуться. Т.е. органы чувств нами управляют. Но ничего плохого в этом нет. Нам этот интерес был уже дан. Мы сами выбирали эти события. И если мы уже дотрагивались до чего-то, наш интерес иссякает.
Но, если мы отказываемся больше бегать, то увидим все по-другому: «Я есть пространство восприятия». Суть восприятия – процесс. Я – процесс.
Объяснение процесса. Вот дерево – это процесс, оно одновременно и растет и сбрасывает листья, старится. Или костер – мы говорим, что он горит – это «масло масляное»: если он костер, он уже и горит, и трещит, и угольки возникают, и исчезают, это процесс.
У человека процесс восприятия (наблюдения через органы чувств и не только) идет все время от рождения до ухода. В опыте у нас нет такого состояния, «когда меня нет».
И, чтобы вернуться к вопросу «кто Я?», хватит обдумывать материал, который дают нам органы чувств. Если мы не будем давать им питание в виде обдумывания зрительным, слуховым, осязательным каналами, мы получим ответ.
В монастыре, в келье в тишине и молчании, монахи говорят со святыми, с Богом, начинают видеть и слышать «То» — это называется затворничество. Буддисты говорят о том, чтобы «стряхнуть пыль с зеркала», чтобы видеть «истинное».
Сейчас образы чувств, звуков, как поток, не дают нам это воспринять. Надо настроиться на «Я есть», чистое чувство, оно у всех абсолютно одинаковое, мы в одном Сознании. Бытие у всех одинаковое. А жизнь, да, она разная. «Я есть» — мы ни разу не испытали в нашей жизни, что «нас нет». Такого не было ни у кого, ни разу. Поэтому никто не может быть больше другого, это факт. Оно не регулируется. «Я есть» у всех одинаково!
Кроме того, когда я получу свой опыт, я узнаю, что я есть все – эти люди, деревья, все вокруг, это все «Я».
С любовью начинайте день и с любовью его заканчивайте, говорит Саи Баба.
«Критерием истинной преданности является не знание писаний и не рутинное занятие так называемой духовной практикой, но осознание Божественного в нас самих и во всех существах, что может быть достигнуто лишь с помощью твёрдой приверженности правде, чистоты сердца и любви к людям. Там, где есть чистота ума и сердца, там будет и мудрость. Обладающему мудростью не нужно удаляться в лес или совершать паломничество в поисках Бога. Он найдёт Бога в себе и в других.
Доказательством истинной преданности является покой ума, которого смог достичь подвижник. Покой, который делает его невозмутимым перед лицом потерь и бесчестий. Покой, который не могут нарушить ни гнев, ни ненависть, ни зависть, ни высокомерие, ни другие низкие страсти; покой, который делает его спокойным, свободным от беспокойства и привязанности при любых обстоятельствах и при встрече с любыми человеческими характерами. Знайте, что вы являетесь воплощением этого покоя. Тот, кто обладает различением , стойкостью, энтузиазмом и решимостью достичь цели, достигнет ее«. Саи Баба