Существует 2 вида законов, управляющих человеческой жизнью. Это законы, никак не связанные с моралью и этикой (эмпирические или феноменальные) и законы морально-этические.
Пример первого вида: если человек хочет попасть на самолет, на который у него куплен билет, он должен прибыть в аэропорт в определенное время. И пример второго вида законов: при разделе отцовского наследства между родными братьями оно делиться строго пополам. С дхармической (основанной на принципах справедливости) точки зрения равенство является основным законом, а с атмической – равны все существа.
Первичное семя знания
Занимаясь постижением своей Истинной Природы, вы должны отрицать все мысли и объекты, как «не это», пока не останется только Атман, который невозможно определить, описать или как-то обозначить. Эта стадия знаменует завершение духовной практики и является высшей целью всех духовных устремлений человека, «тишиной поглощающей речь».
Выражение: «Я не есть тело» — это первичное семя знаний. Оно состоит из 3-х частей: «Я», «не есть» и «тело». «Я» является Атманом, единственной Истиной. Идея «Я» относится только к Вечному и Истинному. «Я», на которое «есть» накладывается в результате духовного невежества, рождающегося из-за ложного отождествления с телом. Взглянем теперь на деху или тело. «Деха» переводится, как «то, что подвержено уничтожению». Тело состоит из костей, мышц, нервов, мозга, чувств, жизненных энергий, ума (создающего образы), интеллекта (взвешивающего все за и против, размышления), памяти (читты, хранящей полученные впечатления), ахакармы или эго (побуждающей к действию внутренние и внешние составляющие человека). В тело входят также 5 вещественных физических элементов – это земля, вода, огонь, воздух и эфир. После смерти тело распадается на эти элементы, потому что оно родственно им. Поэтому под дехой подразумеваются все эти элементы. Они как бы являются государством-в-государстве.
Просветления невозможно достичь с помощью книжного знания
Многообразная Майя, первичное желание, развернувшееся во Вселенную, все это является комбинацией этих 5-ти элементов. Чтобы познать их, человек снабдил себя носом (для обоняния запаха, присущего земной стихии), языком (для ощущения вкуса, присущего водной стихии), глазами (для восприятия формы, присущей огненной стихии), кожей (для восприятия тактильных ощущений, присущих воздушной стихии) и ушами (для восприятия звуков, присущих эфиру, пространству).
Поэтому выражение: «Я не есть тело» означает, что природа, Вселенная, все тварные тонкоматериальные и грубоматериальные существа не есть «Я» или Атман (Истинное «Я» ), но лишь являются видимостью «Я».
Человек может познать Бога 2-мя способами:
— либо представляя Его как отличного и отделенного от себя, обращаясь к Нему с молитвами и поклоняясь Ему (однако таким способом человек может лишь очистить свой ум от низких желаний, чувственных импульсов и т.д.);
— либо погружаясь в себя, чтобы таким образом постичь Истину.
Единого невозможно познать с помощью чьих-то советов, посещения лекций на духовные темы, чтения книг и практики аскетизма.
Эта проблема волновала даже Нараду, просившего в свое время мудреца Санаткумару помочь ему познать Бесконечное.
Когда тело начинает стареть, а интеллект слабеть, очень трудно испытать и вместить бесконечное блаженство, сопровождающее познание Абсолютной Истины.
Мудрость, обретаемая в результате такого опытного знания, подобна дождевой воде, а книжные знания или знания из вторых рук – подобны соленой воде, непригодной для питья. Но под воздействием солнечных лучей соль из нее испаряется, и она, поднимаясь в виде испарений на небо и затем проливаясь дождем, становится приятной и пригодной для питья.
Садхана (духовная практика), трансформирующая физическое и метофизическое, подобна таким солнечным лучам и превращениям. Практика преобразует человека, практика и опыт трансформирует человека в Бога-человека.
Мысль дня из Ашрама, 7 мая 2017, воскресенье
Взращивайте в себе любовь. Не питайте ни к кому ненависти. Верьте, что всё, происходящее с вами, идёт вам во благо. Думайте, что когда вы сталкиваетесь с какой-либо трудностью или несчастьем, только вы ответственны за это. С другой стороны, если вы оскорбляете кого-то сознательно или неосознанно, кто-то другой может покарать вас однажды. Удовольствие и боль — дело ваших собственных рук. Обретённые вами заслуги и грехи всегда следуют за вами, как тень. Сегодня многие читают другим нотации, но сами не следуют тому, что советуют. Какой прок от ваших советов? Если вы не стараетесь изо всех сил применить на практике благородные мысли, которые вы прочитали или услышали, то в этом нет никакой пользы. Помогайте своим собратьям хотя бы в малом. В ответ вам тоже помогут, когда вы будете больше всего нуждаться в этом. Никогда не обвиняйте других в своих трудностях. Никогда никого не ругайте. Любите всех и относитесь ко всем, как к своим братьям и сёстрам.
(Божественное выступление, 1 января 2004 г.)