Внутреннее видение очень редко среди людей: даже величайшие пандиты и философы погружены только во внешнее видение. Вот рассказ из Гиты.
Аштавакра на съезде учёных
Царь Джанака собрал ассамблею великих учёных со всего его царства. Это были высоко одарённые люди, внушающие уважение всему миру своим интеллектуальным и словесным мастерством, простым людям было туда не попасть.
Ежедневные встречи проводились под председательством самого царя Джанаки, и из присутствующих высоких гостей только самым выдающимся и заслуженным предоставлялась возможность выступить и изложить свои взгляды. В эту великолепную и величественную ассамблею пытался получить доступ Аштавакра, юноша с изуродованным телом. Но у него не было ни приглашения, ни рекомендации, ни почтенного учителя, кто мог бы его представить, но была глубокая вера в Бога.
Для того, кто обладает твёрдой верой, нет непреодолимых трудностей. Даже если временно возникают какое-то препятствия, в итоге он обязательно обретёт успех. Три дня Аштавакра ждал у ворот дворца и не собирался отказываться от своего решения посетить ассамблею и принять участие в её дискуссиях. “У меня тоже есть шанс”, — сказал он себе и продолжал день за днём терпеливо ждать у ворот.
Один наблюдательный и полный сочувствия старый учёный, входя и выходя из здания каждый день, заметил Аштавакру, стоявшего у ворот. Добрый старый учёный сообщил царю Джанаке о юноше и о том, что тот уже 3 дня ждёт, чтобы попасть внутрь.
Царь Джанака послал своих слуг, чтобы найти ожидавшего у ворот юношу. В тот день, вскоре после того, как царь Джанака занял своё место и заседание началось в торжественной и священной обстановке, подобающей такой величественной ассамблее, Аштавакра вошёл в зал. Увидев горбатого юношу, желавшего принять участие в ассамблее, большинство великих учёных разразилось смехом. Царь Джанака, с интересом наблюдавший появление Аштавакра, оставался серьёзным.
Аштавакра внимательно осмотрел зал, и вдруг начал смеяться ещё громче тех, кто там сидел. Громкий взрыв смеха со стороны Аштавакры был совершенно непонятен учёным. Все они были очень удивлены и раздражены, так как сочли это за дерзость. Один из философов набрался смелости и заговорил с Аштавакрой. Он спросил:
“Юный незнакомец, кто ты? Мы тебя не знаем. Когда ты вошёл, и мы взглянули на тебя, твой вид заставил нас рассмеяться. В ответ на наш смех ты смеёшься даже громче. В чём здесь причина? Что ты нашёл смешного в этих известных учёных, что ты ни на минуту не перестаёшь смеяться?”
Без внутреннего видения они сапожники, а не учёные
Аштавакра отвечал:
“Видите ли, я пришёл сюда, думая, что это священная ассамблея, созванная известным императором Джанакой для обсуждения Священных Писаний. Если бы только я знал, что за люди пришли на ассамблею, я бы не утруждал себя этим посещением. Я терпеливо ждал несколько дней, полагая, что здесь собрались величайшие современные философы. Я мечтал попасть в компанию таких священных душ. Но увы, я не нашёл здесь никого, кроме сапожников — тех сапожников, которые шьют сандалии и работают с кожей”.
Когда философы услышали это, все они пришли в ярость, чувствуя себя оскорблёнными словами Аштавакры. Но Аштавакра продолжал в том же духе:
“Самое подходящее для вас слово — сапожники. Только сапожники, только люди, работающие со шкурами, думают о ценности определённой кожи; других это не волнует. Вы все смеётесь над моей кожей и явно решили, что она немногого стоит, но ни один из вас не попытался узнать о моей эрудиции. Пандиты должны обладать способностью заглядывать внутрь, а вы похоже заботитесь лишь о внешней оболочке. Если вы не сумели развить внутреннее видение, а думаете лишь о поверхностном внешнем видении, вы вообще не можете считаться философами. Тогда вы всего лишь сапожники — те, кто латает обувь; вы специалисты по коже”. Так говорил Аштавакра.
Учёные от стыда опустили головы. Царь Джанака, очень хорошо понимая, о чём говорит Аштавакра, пригласил его занять место в ассамблее и в конце концов одарил его многочисленными почестями.
Как тогда, так и сейчас в мире происходят подобные вещи. Какими бы великими люди ни были, у них развито только внешнее видение. Они не стремятся развивать внутреннее видение. Глядя на человека, они обращают внимание лишь на его физические черты, богатство, положение, образование, учёные степени и т. д.
Однако Бог обращает внимание на чистоту человеческого сердца, Он обращает внимание на внутренний мир человека. Вам тоже надо развивать в себе такое внутреннее видение, свой внутренний мир. Каковы бы ни были обстоятельства, нельзя поддаваться своим чувствам. Не надо спешить, позвольте благородным чувствам проявить себя.
Пусть беспрепятственно выйдут все яды
Предположим кто-то вас оскорбил; что вы теряете от этого? Не следует реагировать на оскорбления ни раздражением, ни волнением. Если вы останетесь в покое, то весь гнев другого человека может свободно излиться. Но если вы попытаетесь встать на пути сильных чувств другого человека, не давая ему излить свой гнев, это может привести к опасной ситуации. Возьмём такой пример: кто-то заболел, у него тошнота и рвота. Почему это происходит? Что-то нечистое, какие-то токсические вещества попали в желудок. Там, где нет чистоты, быстро появляются микробы, а вместе с ними болезни и ослабление здоровья. По этой причине очень важно, чтобы нечистота не попадала в организм.
Тело устроено так разумно, что немедленно удаляет все токсины, которые пытаются войти в него. Когда человека рвёт — это естественная реакция тела, и было бы неправильно давать лекарства, чтобы остановить рвоту. Если дать лекарство, то токсины не будут удалены: они останутся в желудке и скоро отравят весь организм. Поэтому следует дать возможность всем нечистотам выйти и не препятствовать этому, давая лекарства, подавляющие рвоту. После того, как все токсины удалены, можно дать лекарство.
Как только рвота и тошнота прекращаются, человек чувствует себя очень слабым. Тогда он выполнит всё, что вы попросите; вот когда он становится очень послушным. Вот лучшая процедура, которой надо следовать, когда у кого-то рвота на почве отравления.
То же самое происходит, когда человек в гневе, — из него выходит яд в другой форме. Пусть выходит, не препятствуйте ему. То, что он хочет сказать, пусть говорит, раз хочет. И пока из него всё не выйдет, вы должны оставаться миролюбивыми и терпеливыми. Зачем подвергать себя расстройству и волнению? Вместо того, чтобы расстраиваться, ваше терпеливое отношение будет постепенно способствовать появлению в вас чувства мира и счастья. Само по себе это уже испытание Небес, а именно, оставаться в равновесии и чувствовать сострадание при всех обстоятельствах. Зачем лишать себя радости таких небесных чувств?
Терпение — самое важное качество. Из всех добрых качеств человека выдержка и долготерпение — самые высокие. Свами не раз говорил, что долготерпение — это истина, долготерпение — это праведность, долготерпение — это ненасилие, долготерпение — это счастье. Долготерпение истинно равноценно по значению всему, что можно найти во всех мирах. Если человек обладает долготерпением, он сможет приобрести и другие важные качества, такие как 1.контроль над разумом, 2.контроль над чувствами, 3.самоотречение, 4.твёрдость, 5.вера и 6.концентрация. На санскрите это называется шама, дама, упарати, титикша, шраддха и самадхана; всё это составляет внутреннюю чистоту.
Вы используете мыло и воду, различного рода пудры и духи, чтобы очиститься внешне. Так же и эти шесть духовных сокровищ надо развивать и применять в повседневной жизни, чтобы очиститься внутренне. Внутренняя чистота чрезвычайно важна; она даже важнее внешней чистоты. Господь всегда присутствует как внутри, так и снаружи. Всё, где находится Господь, следует очистить и освятить — как внутри, так и снаружи. Тогда Бог, пребывающий в вас, защитит вас, где бы вы ни были.
Мысль дня из Ашрама, 21 января 2017, суббота
Вселенная, по своей сути, — это университет, в котором все люди являются студентами. Каждый студент углубленно осваивает одну учебную дисциплину и получает диплом. Каждый может выбрать ту дисциплину, которая ему по вкусу. Но какие бы разные дисциплины они ни изучали, их всех объединяет одно, а именно одна общая цель: получение диплома Божественной Любви. В университете жизни есть научные, политические, экономические и другие факультеты, но для всех них основополагающим является духовное знание. Даже в духовной сфере есть узкоспециальные предметы. Среди них есть подгруппа из пяти предметов: самоотверженность, преданность, дисциплина, различение и решимость. Те, кто в совершенстве освоил эти пять предметов, заслужили право получить Любовь Бога.
(Божественное выступление, 16 января 1988 г.)