Гита вносит величайшую мудрость в повседневную жизнь
Гита не требует, чтобы вы отказались от всей мирской деятельности и стали саньяси (тот, кто отрёкся от мира). Многие люди находятся под впечатлением, что не следует учить детей Гите, чтобы молодые люди не сделали неправильного вывода, что надо отказаться от мира и уйти в лес. Многие люди страдают от такого неправильного понимания. Но подумайте о том огромном количестве людей, которые обучали Гите других. Разве все они стали саньяси? Разве они отказались от всего в этом мире? Разве Арджуна, который услышал Гиту непосредственно от самого Кришны, стал саньяси?
Внутренний смысл Гиты следует понимать в связи с человеческой природой, в связи с тем, как она выражена в этом мире, в повседневной деятельности людей. Самая важная цель Гиты — опустить бесценную древнюю мудрость до земного уровня и поднять мирскую жизнь до уровня высочайшей мудрости. Гита несёт Веданту в повседневную жизнь и поднимает повседневную жизнь до уровня Веданты; она не только вносит философию и духовность в повседневную жизнь, но также повседневную жизнь в философию и духовность. Таким образом она примиряет духовность с повседневной жизнью.
Человеческое существование включает в себя не только повседневную мирскую деятельность; оно создано совершенно не для того, чтобы сводить концы с концами. Гита учит, как сделать священной человеческую жизнь; она направляет человека к высшей цели. Она учит его жить в этом мире таким образом, чтобы получить возможность превзойти человеческие условия и научиться не привязываться к дальнейшим циклам человеческого рождения. Вы не будете связаны своими действиями (кармой), если они совершаются бескорыстно, без заинтересованности в их результатах.
О.И.: «Бескорыстно» означает не только — без денег. Надо делать свое дело, не думая о вознаграждении. Кроме того, взять за свою работу столько, сколько человеку не трудно заплатить, понимая, что превышение оплаты – это хитрость, это нарабатывание кармы. Господь дает нам достаточно. Необходимо отказаться от лишнего. А если появляется «лишнее» — заняться благотворительностью, какая доступна.
Гита учит практике анашакти, то есть непривязанности ко всем вашим действиям, обязанностям и имуществу. Благодаря такому отношению непривязанности все ваши действия становятся священными. Гита не поощряет, чтобы вы отказались от работы; напротив, она поощряет выполнение долга и совершение всей той деятельности, которая соответствует вашему статусу в жизни. Но вы должны преобразовать все эти действия в священную деятельность, предлагая их Господу.
Представьте себе работу повара. Он будет хорошо выполнять свои обязанности, если он сосредоточен на приготовлении пищи. Но если вместо этого он работает, думая только о зарплате, тогда у него не будет большого интереса к работе, и пища его не будет вкусной. Ему следует готовить пищу с любовью, полностью погрузившись в работу, помня о благе всех и не заботясь о денежном вознаграждении. Только тогда приготовление пищи (обучение детей, лечение больных, выполнение проекта) становится священным и чистым служением, которое питает и освящает.
Таким же образом, когда вы выполняете предназначенные вам обязанности, какими бы они ни были, полностью сосредоточившись на работе и предлагая её Господу, без малейшего личного интереса к её результатам, другими словами, когда вы делаете работу с отношением анашакти, тогда ваши действия становятся священными и приобретают величие. При отсутствии заинтересованности в результатах труда вы можете упорно работать, неуклонно продвигаясь вперёд к своей цели. Но когда у вас есть личный интерес к работе, которую вы выполняете, тогда будут взлёты и падения, разовьётся непостоянство, и ваши желания будут быстро расти. О.И.: желания лишают человека мудрости и постоянства.
Кришна считал царя Джанаку примером идеального человека, потому что, управляя государством с чувством анашакти, то есть отрешённости, он достиг совершенства.
Одни люди обладают чисто внешним видением, у других развилось внутреннее видение. Внешнее видение — это лишь видение иллюзорного внешнего мира. Внутреннее видение преображает разум и наполняет сердце священными чувствами. Чтобы добиться внутреннего видения, необходимо развивать анашакти, то есть отрешённость от результатов действий, когда всё предлагается Божеству, пребывающему в вас.
Вот история, иллюстрирующая великую духовную силу такой возвышенной практики.
Джанака и Шука
Некогда, в век, предшествующий Кришне и Арджуне, молодой мудрец Шука вошёл в царство императора Джанаки, путешествуя в окрестностях столицы. Джанака вместе со своими министрами пошёл на встречу с Шукой. Джанака пошёл туда не как царь или император. Он пошёл как слуга Господа; он давно избавился от всех следов эго и теперь шёл как смиренный духовный искатель.
Шука выступал перед своими учениками с речью на духовную тему. Во время этой речи Джанака стоял, полностью сосредоточившись, и слушал. Наступил вечер. Прежде, чем уйти, Джанака подошёл к Шуке и спросил:
“Свами, можно мне приходить каждый день, чтобы слушать твои Божественные речи?”
Шука отвечал: “Джанака, духовность и философия не являются чьей-то личной собственностью. Тот, кто интересуется, кто с удовольствием слушает это учение, кто верит в достижение цели, имеет право на это знание. Безусловно, ты можешь приходить. Добро пожаловать”.
О.И.: Это ответ на вопрос, кто может учиться этому знанию. Насильно никого нельзя заставить. И не будет никакой пользы. Человек подготавливается к духовному знанию воплощениями, через опыт и страдания.
Джанака отправился обратно во дворец и каждый день возвращался, чтобы послушать учение мудреца.
И вот Шука решил продемонстрировать миру, что у царя Джанаки есть внутреннее видение (в христианстве – прозорливый старец), в то время как большинство людей имеет только внешнее видение. Задумав это, он поднялся на возвышенное место, откуда был виден весь город, и там поставил свою палатку. Отсюда он стал выступать с речами по Веданте. Однажды из-за срочных правительственных дел царь Джанака задержался. Шука намеренно не начинал своей речи, пока не прибыл Джанака.
Шука не посчитался с большой толпой людей, которые собрались, ожидая, когда он начнёт выступать. Чтобы проявить интерес, Шука начал спрашивать то одного, то другого человека, как будто пытаясь выяснить, почему не едет царь Джанака. Он также велел некоторым людям пойти и узнать, что задержало царя. Сам он стоял на обочине дороги, поджидая прибытия царской свиты.
Увидев это, люди стали роптать:“Посмотрите на Шуку. Его считают таким великим мудрецом, отрешившимся от всего; но похоже это неправда. Ведь, он ждёт царя Джанаку просто потому, что Джанака — император. Шука не обращает на нас никакого внимания и похоже даже не думает выступать перед нами. Почему он проявляет столько подобострастия к царям? Разве для мудреца существует различие между царём и простыми людьми?”
Шука заметил подобные разговоры: он специально вёл себя таким образом, чтобы дать им хороший урок. Прошло полчаса. Прошло два часа. Шука продолжал ждать прихода Джанаки; он не сделал ни малейшей попытки начать речь.
Ненависть должна выйти, прежде чем сможет войти Учение
Тем временем люди, чьи сердца были нечисты, начали открыто выражать чувства ревности и гнева. Все эти недостойные чувства, свойственные им, но скрытые до сих пор, теперь стали выходить наружу. Этого Шука и хотел, потому что, только когда яд ненависти, скрытый в их сердцах, выйдет наружу, учение Веданты сможет войти. Если в голове человека пусто, тогда её можно наполнить Священным Учением. Но если голова человека уже наполнена разного рода чепухой, то как можно воспринять что-то чистое и святое?
Поэтому желанием Шуки было выявить все эти низкие чувства. Он хотел, чтобы его ученики излили всё скверное и грязное, что находилось в их разуме. Он знал, что пока в их сердцах таится привязанность и злые чувства, они не смогут воспринять Божественного Учения. Поэтому он принудил их пройти этот процесс очищения.
Тем временем с большим волнением Джанака спешил, чтобы присутствовать во время речи.. Войдя на территорию, где обычно выступал мудрец, Джанака простёрся перед гуру и смиренно попросил прощения за опоздание; затем он положил свою циновку и сел.
Шука тотчас же начал свою речь. Однако ненависть в сердцах молодых учеников, которые там собрались, уже принесла свои плоды. Их лица стали меняться из-за неприязни к Шуке и царю Джанаке. “Посмотрите на Шуку! — рассуждали они. — Всё, что его волнует — это как бы угодить царю. В этом вся его Веданта”.
Огонь, выявивший привязанности последователей
Шука решил преподать урок всем собравшимся там людям, которые таили такие злые чувства. Он неожиданно прервал свою речь и сказал: “Джанака, посмотри на своё царство. Там пожар!” Царь Джанака, который закрыл глаза и был полностью поглощён, слушая Священное Писание, не обратил ни малейшего внимания на эти слова. Он настолько сосредоточил свой разум на Веданте, что ничего, кроме Веданты не было у него в мыслях.
Однако собравшиеся увидели пламя и дым, поднимавшиеся над городом. Некоторые из учеников, думая о своих родственниках и пожитках, побежали в столицу. Вся привязанность, глубоко скрытая в их сердцах, поднялась на поверхность и полностью проявила себя.
Через несколько минут Шука сказал царю Джанаке: “Джанака, огонь уже охватил твой дворец”. Но и тогда Джанака не обратил никакого внимания на заявление Шуки; он не сдвинулся с места. У него было истинное чувство анашакти — полной непривязанности и безразличия ко всему земному. Он был поглощён лишь Атмой. Он вошёл в состояние Самадхи и наслаждался блаженством Атмы. Слёзы радости катились по его щекам. Он ни на минуту не отвлёкся от священных мыслей, на которых сосредоточил своё внимание.
Шука наблюдал за состоянием Джанаки и был очень доволен.
Через некоторое время ученики, бросившиеся в столицу, вернулись, говоря, что фактически пожара там не было. Тогда Шука начал объяснять ученикам значение всего, что произошло.
Шука сказал: “Дети, я задержал своё выступление на два часа не потому, что Джанака — царь. Я медлил с речью потому, что он достоин этого: он истинный искатель, и я уверен, что таких, как он, надо ждать. Так как он избавился от эго и гордыни, так как в нём есть истинное смирение и самоотверженность, он имеет право задержать моё выступление.
Вы слушаете всё, что говорится, но не слышите и не претворяете это на практике; поэтому у вас такого права нет.
Вместо того, чтобы учить сотни людей, не делающих никаких усилий, чтобы применять это учение на практике в повседневной жизни, я лучше обучу хотя бы одного человека, который истинно имеет право на обучение, потому что он осуществляет эти священные заповеди в своей собственной жизни. Какой смысл обучать людей, полных привязанностей и эгоизма? Это всё равно, что бросать камень в воду. Сколько бы лет он ни находился в воде, он не впитает ни единой капли.
Если ко мне придёт хотя бы один такой человек, как Джанака, этого будет достаточно, чтобы продолжать моё дело.. Если один царь, подобный Джанаке, станет святым, то он сможет преобразовать всё своё царство и сделать его священным, что станет примером для всего мира”.
Намерением Шуки было сделать Джанаку Раджа-йогом, святым царём, и в то же время преподать полезный урок самонадеянным последователям, собравшимся вокруг него.
Мысль дня из Ашрама, 30 октября 2016, воскресенье.
(Дипавали, фестиваль огней 29-30 октября 2016 года)
Жизнь — это игра с огнём; вы должны извлекать тепло, но не обжигаться. Поэтому вы должны постоянно вести внутреннюю борьбу, мудро используя чувства и интеллект, чтобы добиться освобождения, а не запутываться в их уловках. Дипавали знаменует победу божественных влияний над дьявольскими, добродетели над пороком, что символизируется победой Кришны над Наракасуром. Ваша жизнь в этом мире — это непрекращающаяся битва низменных и возвышенных побуждений. Наракасура внутри вас может быть уничтожен постоянным пребыванием ума в Господе, как говорит Бхагавата. Только когда шесть внутренних врагов (вожделение, гнев, жадность, иллюзия, гордость и ревность), которые тянут вас вниз, побеждены, огонь мудрости может воссиять, чистый и лучезарный. Чтобы продемонстрировать это, сегодня зажигают поставленные в ряд светильники (дипас) в каждом доме.