Йога действия – это отказ от результатов своих действий
Кришна неоднократно говорил Арджуне:
“Арджуна! Выполняй свой долг. Совершай праведные поступки. Но не стремись к плодам своих действий”.
О.И.: что мы знаем о карме? Карма – это действие. Карма нарабатывается любым действием; даже наша мысль, вздох – это действие .
В этом мире все действия совершаются ради вознаграждения, другими словами, ради плодов (даже отказ от результатов своих действий – вознаграждение человеку в виде полного освобождения от рождений).
Если бы люди не получали никакой компенсации за свой труд, то есть им не платили бы так или иначе, большинство людей не работало бы вообще. Почему Кришна возражал против стремления Арджуны к плодам своих действий, тогда как почти все люди совершают действия ради вознаграждения? В чём смысл подобного совета Кришны? Единственным желанием Кришны было помочь Арджуне преобразовать свои действия в йогу, иными словами, чтобы они вели его к единству с Божественной Волей. Это могло произойти только в случае, если Арджуна полностью отдал бы себя в руки Господа, предложив все свои действия Богу и отказавшись от привязанности к их результатам. Тогда его карма стала бы Карма-йогой.
О.И.:Как действует обычный человек? Даже тот, «кто знает». Ему трудно или почти невозможно отказаться от своей воли и поверить, что его решения не так хороши и часто идут в разрез с волей Бога. Саи Баба говорил не раз: даже не старайтесь понять, почему Бог так поступает, для вас это невозможно. Бог может остановить человека болезнью или какими-то трудными ситуациями, т.к. человек борется с Богом, считает, что его понимание и решение самое правильное. На самом деле, решение человека может вредить всем, всех вокруг подавлять, унижать, теснить по полной программе. В энергетике такого человека виден «удар с неба».
Преобразуйте все свои деяния в священные и станьте свободными
Когда вы действуете в сознании тела, то есть когда вы отождествляете себя с тем, кто выполняет действие, тогда это действие не может стать Карма-йогой. Любое действие, совершаемое с чувством эго, с чувством, что выполнил его “я”, то есть с чувством привязанности, что это “моё” действие, может привести только к печали. Результатом таких действий могут стать лишь ещё большие оковы, т.е. наработка новой кармы. Есть классификация кармы: старая, остаточная, накопившаяся, новая.
Однако, если вы преобразуете действие в йогу, вы освобождаетесь от оков. Каким образом действие, то есть карма, становится йогой? Все действия, которые предлагаются Богу без личного чувства или ожидания личной выгоды, преобразуются в йогу.
Когда человек действует из чувства эгоизма, то возникают многочисленные неприятности. Вы, может быть, думаете про себя: “Здесь я действовал сам, и поэтому должен получить выгоду от своих действий. Я работал, поэтому я заслуживаю оплаты. Я безусловно имею право на вознаграждение, которое полагается за совершённые мной действия”. Подобные чувства ещё больше усиливают чувство эго, чувство “я” или “моё”. По мере того, как это чувство “я” или “моё” усиливается, радость Атмы ослабевает.
О.И.: мы знаем много примеров, когда человек получает «все» — и деньги и власть и заставляет всех вокруг себя уважать и себе поклоняться. А сам тихо пребывает в какой-то непонятной для него самого печали и депрессии. Думает про себя: «все есть, а как-то грустно жить, для чего мне это?» .. Анекдот: жизнь тука тяжелая, одно утешает, что короткая.
Чтобы полностью разрушить эгоизм, Кришна просил Арджуну преобразовывать все свои действия в йогу. Вы должны избавиться от чувства “личного”; надо полностью концентрироваться на действии и быть безразличным к результату, то есть оставаться равнодушным к плодам. С подобным чувством незаинтересованности вы можете осуществить любую задачу.
Примером может служить царь Джанака, который своей жизнью доказал, что, если совершать действие без малейшего стремления к его плодам и без какой-либо личной заинтересованности в этом действии, тогда ваши достижения будут действительно грандиозны. Управляя государством и неся всю связанную с этим ответственность, царь Джанака совершал все свои действия как свидетель. Так как он действовал без какой-либо привязанности к результатам, он стал Раджа-йогом, — священным царём, монархом, который был также и йогом.
О.И.: примером может быть любой эпизод из нашей жизни, когда мы делали что-то спокойно, имея в виду, что может быть и по-другому. Допустим, просить за другого человека, а не за себя, стараясь, убеждая, например, начальство взять на работу, выписать премию или еще что.
Мысль дня из Ашрама, 16 октября 2016, воскресенье
Посмотрите на кусок ткани. На самом деле, это переплетенные нити; и если вы рассмотрите более тщательно, вы скажете, что это просто хлопок. На первом этапе — это хлопок, на втором — нить, а на заключительном этапе — это ткань. Что вы будете делать, если вам не нравится эта ткань? Вы удалите нити одну за другой, и ткань исчезнет! Таким же образом, ваш ум не имеет какой-либо конкретной формы. Это просто пучок желаний. Сами по себе эти желания приходят из мыслей вашего ума, которые можно сравнить с хлопком. Таким образом, аналогии этих трех этапов следующие: хлопок — мысли, нити — желания, и, наконец, ум, наполненный желаниями,- ткань. Таким образом, вы должны попытаться уменьшить эти желания насколько это возможно. Желания — это тяжелый багаж в путешествии вашей жизни. Чем меньше багажа, тем больше для вас комфорта! («Летние розы на Голубых горах», 1976 год, глава 13)