Для достижения Божественного света пусть вашим желанием станет мудрость
Один великий мудрец обычно говорил: “Если вы поёте гимны-хвалы Господу и предлагаете Ему свет (добрые дела), тогда весь мир будет светить лучезарностью этого света” (что предлагаем, то и происходит).
Поклоняясь Господу, вы зажигаете лампаду, предлагая Ему её свет. Ваш разум, состоящий из множества желаний, можно сравнить с маслом, а фитиль — со священной мудростью, которую вы приобрели. Когда вы соединяете их вместе, используя мудрость для того, чтобы обратить свои желания к Богу, тогда вы получаете сияние Божественного света, исходящее от их единения.
Масло и фитиль должны находиться в каком-то сосуде. Тело можно считать тем контейнером, в котором находится масло желаний и фитиль мудрости. Блаженство радости, которое вы чувствуете, — это сияние света, исходящего из этой священной лампады. Если же вы станете зажигать фитиль без масла, он не загорится, как бы вы ни старались. Или если вы захотите разжечь масло без фитиля, вы тоже не сможете этого сделать. Но когда фитиль взаимодействует с маслом, тогда он загорается, и у вас появляется свет.
Действия можно также сравнить с маслом: они связаны с разумом и его желаниями; а Буддхи или интуитивный разум, можно считать фитилём. Когда вы соедините действие и Буддхи, другими словами, когда все ваши действия станут священными, следуя указаниям вашей высшей внутренней мотивации, вас озарит свет единой бессмертной Сущности. Это свет вечной Атмы.
Пламя может иметь различные качества. При ветре пламя дрожит. Когда на него попадает вода, оно начинает шипеть. Если масло недостаточно чистое, появляется дым. От него исходит жар: если до него дотронуться, оно вас обожжёт. Эти характеристики относятся к пламени, но они не связаны со светом, исходящим из него.
Но сияние Атмы имеет только одно качество: оно озаряет всё вокруг великолепием своей лучезарности. Это сияние — негасимый внутренний свет (аура). Он даётся всем в равной степени. Однако у пламени жизни существует много индивидуальных характеристик, в нём происходит много изменений и возникает много проблем.
Существует три вида деятельности, исходящей из различных аспектов этого пламени жизни. Они называются карма, викарма и акарма. Карма подобна устойчивому пламени. Когда пламя полыхает и трепещет — это викарма. Чистый свет, сияние Атмы, есть акарма.
Акарма не приносит плодов. Слово акарма значит “нет кармы”, но это не значит, что нет деятельности. Когда вы совершаете действия, одинаково относясь ко всем людям, когда вы не ожидаете плодов от своих действий и когда всё, что вы делаете, вы предлагаете Богу, тогда вы совершаете акарму. Это относится как к мирским обязанностям, так и к соблюдению религиозных обрядов, таких как приношения.
Веды утверждают, что различные церемониальные действия, совершаемые с заинтересованностью в их результатах, не могут поднять вас выше Небес. Не думайте, что Небеса подарят вам бессмертие. Те же Веды заявляют, что когда заслуги ваших деяний иссякнут, вы снова должны будете спуститься на Землю. Когда вы заинтересованы только в плодах, они скоро иссякнут и придётся снова и снова предпринимать новые действия в бесконечном цикле.
Это еще одно объяснение, почему мы должны безоговорочно доверять Богу и мысленно не подсчитывать – заслужил ты или нет ту или иную награду за хорошее поведение. Делаете хорошие дела просто так – без желания плодов и заслуг.
Все заслуги, которых вы добились благодаря своей деятельности, можно сравнить с ограниченным сроком службы; по окончании этого периода вы должны вернуться обратно.
Пока длятся ваши заслуги, вы наслаждаетесь Небесами, но как только они иссякнут, вам снова придётся спуститься на Землю, чтобы получить следующее рождение.
Поэтому, объясняя доктрину кармы Арджуне, Кришна сказал:
“Вместо того, чтобы стремиться к временному результату действия, которое привязывает тебя к циклу рождения и смерти, стремись достигнуть той высшей космической личности, которая есть твоё собственное “Я” и после осознания которой тебе никогда не придётся возвращаться назад. Если твоя жизнь состоит в том, чтобы постоянно приходить и уходить, то когда ты достигнешь вечной цели?”
Стремитесь достигнуть Высшего и никогда не возвращайтесь к старому
Одного вора поймали в момент кражи и посадили в тюрьму. Он был приговорён судом к тюремному заключению на шесть месяцев. Вскоре это время прошло, и наступил день его освобождения. Тюремщик сказал вору: “Завтра вечером твой срок заканчивается — ты отбыл срок своего наказания. Приготовься выйти из тюрьмы. Забери своё личное имущество, которое хранится у нас, и будь наготове”. Однако вор сказал: “Пусть моё имущество останется здесь”, — сказал он. “Нет смысла брать их с собой. Через день-другой я снова вернусь сюда” . То есть этот вор уже знал, что он снова начнёт воровать, что его поймают и снова накажут, и он опять окажется в тюрьме.
Ваши действия тоже можно сравнить с заключением и освобождением вора. В своей жизни здесь на Земле вы стараетесь совершать добрые деяния, которые приносят хорошие результаты. После этого вы идёте на Небеса. Затем, когда срок пребывания там кончается, вы снова возвращаетесь на Землю.
Кришна сказал: “В этом процессе восхождения и падения нет ничего хорошего.Стоит вам утвердиться в вечной Истине, пребывающей в вашем бессмертном “Я”, и действия не будут вас больше связывать. Тогда не возникнет необходимости снова возвращаться, ибо вы будете пребывать в вечном блаженстве Атмы. По сравнению с этим возвышенным состоянием, земные и небесные радости подобны атомам в бесконечной Вселенной”.