Мысли, чувства и действия возникают благодаря пище
Поэтому всегда совершайте действия только с чувством пожертвования в сердце, а не с эгоистическим чувством служения себе. Результаты будут хорошими или плохими, благотворными или вредными в зависимости от совершаемых вами действий. Сами же действия зависят от чувств, которые вы испытываете. А чувства, в свою очередь, зависят от мыслей, которым вы даёте прибежище. Мысли же зависят от пищи, которую вы употребляете.
О.И.: «И спросили старца : как отойти от мыслей блудных? Что делать? Отвечал старец: смотри, что ешь, ешь меньше и молись»
Таким образом от пищи зависят мысли, от мыслей — чувства, от чувств — действия, которые в конечном итоге приводят к результатам.
О.И.: Вспомним порядок тел вокруг человека: ментальное тело дальше всего от физического, которое совершает действия; за ментальным следует астральное – оболочка чувств- и только потом физическое, которым мы совершаем свои дела.
В этом контексте вы можете видеть, как важно принимать саттвическую пищу. Вот ещё один пример.
Предположим, святой, совершая ведический ритуал, развёл небольшой костёр. Количество появившегося дыма будет зависеть от типа разведённого огня. В результате поднявшегося вверх дыма образуется облако. Из облака конденсируются водяные пары, и появляются капельки дождя. Урожай на земле зависит от дождя, а потребляемые продукты зависят от урожая. В итоге ваше тело, будучи таким же, как пища, зависит от потребляемой вами пищи. (О.И.: «Человек является лишь тем, что он ест»). Таким образом можно проследить даже влияние пищи на ваши действия, приведшие в данном случае к огню и к пожертвованию. (Т.е. даже ритуал влияет на наше тело).
Обращайте внимание на действие, а не на его плоды
Если вы совершали добрые дела, то и рождение ваше будет хорошим. Ваши действия — это первопричина, а ваше рождение — конечный результат.
В этой связи Кришна сказал: сосредоточивай всё своё внимание на совершении добрых деяний; не проявляй заинтересованности в их плодах.
О.И.: Мы уже говорили, что тот мир, в котором мы живем, развивается в 3-х временах – прошлом, настоящем и будущем.Это значит, что все, что мы делаем, не всегда проявляется сразу. Результат может быть через год, через два, и вообще, в следующем рождении. Если же человек ждет или требует плодов сегодня, это может привести к плохим результатам: в первую очередь к разочарованию в Высшем, и к тому, что включится Эго, а с ним и все эмоции мирской жизни – и духовная составляющая исчезнет.
Плоды последуют сами собой, но всё внимание должно быть сосредоточено на действиях.
В прошлом вы были связаны с рядом хороших или плохих поступков, и в результате сейчас вы наслаждаетесь или страдаете от их последствий, испытывая радость или печаль. Как вам избавиться от печали, являющейся результатом прошлых плохих действий? Это можно сделать, только совершая добрые поступки. Вот почему в Ведах действиям придаётся первостепенное значение. (О.И.: Саи Баба говорит, что, если вы осознаете, что делали плохо, то для Бога (как для родителя и детей) достаточно, что вы больше так делать не будете) .Плохие поступки надо заменить хорошими, которые затем приведут к полностью бескорыстным действиям без личной заинтересованности в их плодах. Такие действия становятся Карма-йогой, что ведёт к единству с Богом.
Если вы беззаботны в своих действиях или попусту их расточаете, вся ваша жизнь станет пустой. Жизнь вам дана для того, чтобы совершать добрую карму, то есть совершенные деяния. Карма не значит просто совершение действий с помощью тела. Карма — это название самого тела. Так как тело появилось как результат действий, совершённых ранее, одним из значений кармы является тело.
Тело является последствием действий; оно связано со временем, обстоятельствами и причинностью. Но это относится только к состоянию бодрствования. В состоянии сна тело неактивно, поэтому там не может быть вообще никакого действия, там только иллюзия действия, то есть Майя. Во сне все чувства успокаиваются. В состоянии глубокого сна, называемого казуальным состоянием, нет даже разума (тета-волны). За пределами этого состояния находится высший источник, называемый Великой Первопричиной (дельта-волны), которая поднимается над казуальным состоянием. Эта первопричина и есть Божественность. Вот небольшой пример, чтобы проиллюстрировать эти состояния.
Среди тех, кто находится здесь, есть студенты, которые приходят сюда из общежития, находящегося в километре отсюда. В 4.15 дня вы уходите из общежития и к 4.30 доходите до Ашрама. То есть для вашего тела требуется 15 минут, чтобы дойти из общежития до Прашант’и Нилайама (место расположения Ашрама). Целью вашего прихода является услышать речь Свами. Во всякой производимой вами деятельности, есть четыре фактора: время, действие, причина или цель и результат. Времени, как вы видите, потребовалось 15 минут. Действием было пройти от общежития до зала для молитв. Причиной — послушать лекцию о Бхагавад-Гите. Результатом будет то, что вы этим освящаете свою жизнь. Таким образом, состояние пробуждения (ото сна) можно использовать для духовного продвижения.
Время, действие, цель и результат применимы только к телу (но не к душе).
Посмотрим дальше. После того, как лекция закончилась, вы снова возвращаетесь в общежитие. После ужина вы ложитесь отдыхать и, задремав, засыпаете и видите сон. Во сне оказывается, что вы бродите по главной улице Мадраса. Когда вы уехали из общежития, чтобы путешествовать по Мадрасу, и сколько времени у вас ушло на это? На этот вопрос нельзя ответить. Здесь нет определённого времени. Как вы туда доехали? На машине, на автобусе или на самолёте? На это тоже нет ответа. Вы не предпринимали никаких действий, чтобы попасть туда. Почему вы отправились в Мадрас? Вы не знаете. Нет никакой причины быть там. Что вам там понравилось? Каков результат вашей поездки? Даже на этот вопрос вы не можете ответить. Нет какого-то особого результата ваших действий, понятного вам. Таким образом, в состоянии сна нет ни времени, ни действия, ни цели, ни радости от результатов. Ничего этого там нет.
Теперь представьте, что вскоре после того, как вы уснули, кто-то пришёл и разбудил вас. Вы проснулись и поняли, что спали всего пять минут. В течение этих пяти минут вы видели сон и побывали в Мадрасе. Как это возможно? Это невозможно. Это было лишь на ментальном плане. Вы не совершали подобного действия ни с помощью своего тела, ни с помощью чувств. Это ментальное путешествие связано с вашим тонким телом. Только плотное тело обладает четырьмя факторами: временем, действием, причинностью и обстоятельствами. Как видите, всё это не связано с тем, что происходит в тонком или ментальном теле в состоянии сна. Лишь благодаря ухищрениям разума вы смогли создать там новый мир.
Разум создал определённое количество людей на главной дороге к Мадрасу, какой-то транспорт и какие-то предметы. Разум обладает этой исключительной силой. Он обладает выдающейся способностью создавать всё, что угодно, и разрушать всё, что угодно, и не только во сне, но и в состоянии пробуждения. Только ваш разум ответственен за все ваши действия. Когда вы предлагаете такой могущественный разум Господу , вы таким образом предлагаете Ему все свои действия (свою карму). Когда вы используете разум, думая только о Нём, все ваши действия становятся священными.
О.И. Для чего Саи Баба так глубоко говорит о Карме? Карма создается 4-мя факторами (временем, действием, причинностью и обстоятельствами) во время бодрствования. Самый важный, могущественный из них — это Разум. Это то, чем мы отличаемся от других существ. То, что водит нас во сне, иногда таком необыкновенном, лучше реальности. Человек велик разумом и им же слаб (делает плохое). Отдайте его Богу.
Мысль дня из Ашрама, 29 сентября 2016, четверг
Человек может получить массу знаний и отдать образованию всю свою жизнь, но какой в этом смысл, если он не способен расстаться со своими низменными качествами? Вы можете проводить много времени в изучении множества вещей, но это лишь сделает вас любителем поспорить. С помощью подобного образования вы никогда не достигнете мудрости. Сегодня вся жизнь многих людей посвящена простому подражанию другим. Множество студентов, подражая другим, губят свои собственные идеалы и свою индивидуальность. Если вам дороги безопасность, спокойствие и благополучие своей страны, нужно развивать три направления. Это служение отечеству, способность к бескорыстной жертве, преданность духовному пути. Существует большая потребность обучать молодых людей, имеющих твёрдую решимость в этом отношении.
(Летние розы на Голубых горах 1976, Гл. 13)
ЖЕМЧУЖИНЫ МУДРОСТИ
Помни, пока ты не познал Реальность Высшего Сознания, мир будет оглушать тебя своим шумом, смущать твой ум. Но как только ты входишь вглубь Духовного Царства, всё становится ясным и в тебе пробуждается Знание Истинной Природы Духа. А до той поры ты будешь постоянно ввязываться в ничего не значащие споры, в соревнование тщеславий.
— Сатья Саи Баба