Страх смерти — самый сильный из всех страхов
Независимо от мужества и доблести человека, независимо от его образованности, независимо от богатства, независимо от таланта и мастерства в глубине души у него постоянно маячит страх смерти, уничтожающий все достижения человека и разрушающий его уверенность в себе. Видя умирающих, большинство людей впадает в отчаяние. Стоит им услышать о чьей-то смерти, как они, страшась этой вести, стараются заткнуть уши, чтобы не слышать. Даже в 100 лет человек чувствует страх, думая о смерти. Он всегда хочет жить хоть чуть-чуть подольше. Но сколько бы ему ни хотелось жить — смерть неизбежна.
Страх смерти не спасёт вас от смерти. Если вы постараетесь отвлечь разум, прячась в мимолётных радостях, — это тоже вас не спасёт. Ваши родственники и друзья не спасут вас, все ваши достижения не спасут вас, ибо все объекты в мире и все люди в нём равным образом смываются потоком смерти. Какой смысл искать спасение в другом человеке, когда он тоже будет смыт этим потоком? Человек, ищущий защиту и убежище, и тот, у кого он ищет убежище, — оба будут смыты потоком смерти. Только когда вы будете крепко держаться благословенных Стоп Господа, который является несмываемым берегом этого потока смерти, — только тогда вы сможете надеяться, что будете спасены. И тогда вы истинно будете спасены. Тогда вы победите страх смерти.
Бесстрашие можно сравнить с великой горой, в то время, как страх — это нечто вроде лёгкого ветерка, создаваемого вашим дыханием. Может ли этот маленький ветерок, созданный вашим дыханием, поколебать огромную гору? Конечно, нет. Легкий ветерок страха никогда не сможет поколебать великую гору бесстрашия. Когда эта прочная и непоколебимая гора вселится в ваш разум, свободный от заблуждения и погружённый в блаженство, и когда она будет пребывать в вашем сердце, чистом и непорочном, тогда вы истинно станете выражением своей Божественной Природы — и вы наверняка будете спасены. Вы станете бесстрашными, только когда Истина проникнет в святая святых вашего сердца — Истина, что существует только одна Божественная Реальность, наполняющая всё.
Почему вы должны чего-то бояться? Что вообще может вас напугать? Смерть — это на самом деле своего рода шутка в игре жизни. Если по роли вам надо упасть и умереть на сцене, затронет ли это вас, как актёра? Почему вас потрясает смерть тела, рождённого чтобы умереть? Тело, состоящее из пяти элементов, когда-нибудь должно погибнуть. Почему вы терзаете себя из-за того, что мимолётно?
“Арджуна, ты не тот, кто будет убивать, и те, с кем ты будешь сражаться, не будут убиты. Только тело можно убить. Ты сам есть бессмертная Сущность, Атма, а не тело”.
Этой истине Кришна учил Арджуну и таким образом сделал его бесстрашным.
Бесстрашие — сама природа человека
Истинно, человек Божественен и бесстрашен по своей природе. Эта Божественная сущность человека выражена в слове манава, что на санскрите значит “человек”. Существует рассказ о человеке, который не живёт согласно своей Божественной природе, и поэтому в своих действиях он стал хуже животного.
В одном страшном лесу обитали многочисленные животные: львы, слоны, шакалы, собаки, обезьяны — это было целое царство животных. Однажды умный Лис подумал про себя:
“Человеческие существа хвастаются, что человеческая природа какая-то особая и уникальная. Они говорят, что почти невозможно получить человеческое рождение. Но люди рождаются так же, как и мы, животные: все они рождены из чрева матери. Вопрос вот в чём: почему человека называют манава, вместо того, чтобы называть его джанту, как нас? Чем мы хуже его?”
Лис решил доказать, что нет различия между человеком и животным. Встречая животных, он им говорил:
“Почему мы должны принимать существующее положение вещей; люди считают жизнь животных ниже человеческой жизни. Мы должны предпринять шаги, чтобы исправить это ложное убеждение”.
Лис собрал великое собрание животных, где председателем выбрали Махатму – совершенного человека, святого, выполняющего аскезу.
Первым встал Лев и обратился к большому собранию:
“Человек не обладает такими великими качествами, как доблесть и мужество, которыми я обладаю, и не найти человека, в этом равного мне. Хотя я царь животных, я никогда не совершаю неправильных или неоправданных действий. Я не убиваю животных без причины. Я ем только, когда голоден. Я не убиваю животных ради спортивного интереса и никогда не трачу пищу впустую”.
Слон, сидевший около Льва, встал и сказал:
“Человек даже меньше, чем пол моей ноги. По своей форме я без сомнения могуч и величественен. По интеллекту я достиг высот. Поэтому, если рассмотреть хотя бы эти два качества, мой разум и мою физическую форму, то можно сделать заключение, что человек никогда не сможет стать равным мне”.
Теперь встал Лис; он сказал:
“Лев, наш Махараджа, только что выступил с речью; огромный Слон, наш выдающийся министр, тоже высказал свои мысли. Теперь мы бы хотели пригласить представителя зверей поменьше выступить перед нами”.
Когда попросили выступить маленькую бездомную Собаку, у которой был большой опыт общения с людьми, она сказала:
“Я обладаю неколебимой верой и безграничной преданностью к тому человеку, который меня воспитал и заботится обо мне. Я всегда буду благодарна и верна, даже если из-за этого потеряю свою жизнь. Всем известно, что у людей нет такого чувства верности и благодарности, как у собак. Он будет притворяться послушным лишь постольку, поскольку это служит его интересам. Как только он получает то, что удовлетворяет его эгоистические интересы, он начинает причинять вред своему учителю. Если человек таков, то как можно считать нас ниже людей?”
И так один за другим звери вставали в соответствии со своим положением и опытом и выступали с речами, превознося многие прекрасные качества, которые они применяют на практике и которые человек игнорирует.
В конце концов, пришло время выступления президента. Мудрец так обратился к собравшимся:
“Дорогие звери, всё, о чём вы сейчас говорили, — правда. Что касается пищи, сна, дыхания и тому подобного, то нет абсолютно никакого различия между человеческими существами и животными”.
Махариши продолжал:
“Однако, есть одна особенность, уникальная для человеческих существ, которая не входит ни в какое сравнение с животными. Животные могут унаследовать черту жестокости; как только они её приобрели, они не могут от неё избавиться. Как бы голоден ни был тигр, он не будет есть рис с карри. Как бы он ни старался изменить свои привычки, он этого сделать не может. С другой стороны, если человек приложит достаточно усилий, он может изменить свою жестокую природу, так же как и любую другую плохую привычку”.
Лис встал и сказал:
“Но, если они не используют эти способности, разве они заслуживают того высокого положения, которым пользуются сейчас?”
Мудрец заявил:
“Если у кого-то есть возможность изменить себя, но он её не использует, то он гораздо хуже животного”.
Но мудрец объяснил и второе главное отличие, делающее человеческие существа уникальными. Он сказал:
“Человек может победить Майю, то есть иллюзию. Как только он это сделает, он сможет испытать Атму, свою истинную Сущность и достигнуть состояния Нирваны, возвышенного состояния вечного блаженства. В этом самое существенное отличие человека от животного”.
“Хотя у людей есть эта великая способность к мудрости и блаженству, они не развивают себя в этом отношении и поэтому не видят радости в жизни. Только очень немногих людей интересуют эти выдающиеся сокровища, которые принадлежат им по праву. Большинство людей попусту тратят свою жизнь, никогда не проявляя стремления получить эту бесценную возможность человеческой жизни. То, за чем они гоняются, пахнет эгоизмом, и они обращаются друг с другом гораздо хуже, чем животные”..
Затем мудрец объяснил, почему он сам ушел жить в лес. Он сказал:
“Животные приносят вред только тем, кто им делает плохо; а человеческие существа приносят боль тем, кто их совсем не трогает. Кроме того, человек занимается отрицательной деятельностью, на что он не имеет никакого права. Человек становится всё более эгоистичным во всём, что он говорит, делает и думает. У животных нет такого эгоизма. Животные не приносят боли другим животным и не накапливают богатств. Так что во многом человек ведёт себя хуже животного”.
Вот что Кришна сказал об этом Арджуне:
“Будь истинным человеком, а не тем, кто хуже даже животного. Поднимись над животной природой к своей истинно человеческой природе. Существует два животных качества, которых у тебя не должно быть: ты не овца, робкая и боязливая, но ты и не тигр, жестокий к другим. Ты человек! Ты достоин более высокой судьбы. Будь бесстрашен! На самом деле ты есть выражение Бога. Не позволяй себе поддаваться страху или печали”.
Тогда Арджуна, сложив руки в знак покорности ладонями вместе, сказал:
“Дорогой Господь, Я безоговорочно повинуюсь Твоему наказу”.