Бесстрашие – это видеть единую сущность (“Я”) везде и во всем.
Страх возникает, когда вы видите кого-то или что-то отдельно от Бога. Но когда вы оcознаете, что в основе всего того, что вы видите, — Единый Бог, страх покинет вас навсегда. Стоит вам утвердиться в осознании того, что Бог присутствует везде и во всём, и вы навсегда освободитесь от призрака страха.
«Боящийся несовершенен в Любви»
Только когда вы осознаете, что любое имя и любая форма, которую можно найти во Вселенной, есть не что иное как сочетание пяти элементов, и что какую бы форму эти элементы ни принимали, в их основе всегда находится Бог — когда вы утвердитесь в этой вере, тогда страх не сможет обосноваться в вас, и вы от него освободитесь навсегда.
О.И. Тема страха – одна из основных эмоций, которая не дает быть человеку счастливым. Зададим себе вопрос: чего мы боялись до этого знания? Чего мы боимся сейчас? На сколько мы утвердились в Боге? Есть ли еще сомнения?
Божественность — основа всего
Всё без исключения состоит из пяти элементов. В этом проявленном мироздании нельзя найти ничего другого; шестого фактора не существует. Вот стол, вот стул, а вот подиум; а там окно и дверь. Все эти предметы отличаются только именем и формой; содержание — в данном случае дерево — одно и то же в них во всех. Подобным образом горы состоят из камней, деревья состоят из древесины, земля состоит из ила, тело состоит из плоти, океан состоит из воды — это всё различные имена и формы, но по составу они все являются лишь различными комбинациями основных пяти элементов.
Эти пять элементов являются пятью аспектами или отражениями Единого Божества — эта Божественная основа светится через них, и благодаря ей они существуют.
Свечение божественного в нас – наша естественная природа: «светится» ребенок, цветок, небо, вода – все это красота, которую мы любим и которой восхищаемся.
За исключением этих пяти отражений Божественности, во всей Вселенной ничего больше не существует. Во всех пяти элементах Божественность одна и та же. Существует Один, за его пределами нет второго. Когда вы осознаете это и у вас не будет никаких сомнений, тогда страх перестанет существовать.
Из всех великих добродетелей, бесстрашие — качество первостепенной важности. Это идеальная добродетель. Если вы не будете бесстрашными, вы никогда не сможете быть удовлетворены своей жизнью. Будь то в мирской области — в битве жизни в этом мире, или будь то усилия в царстве духа, никогда нельзя оставлять места для страха. Страх не должен иметь места в вашей жизни. Когда человека обуревает страх, он становится очень робким. Он не может выполнить даже самой маленькой задачи. Когда человек наполнен страхом, он не может стать светочем в мире.
О.И. Страх виден, как черные круги в полях и вокруг человека. От страха человека трясет, он потеет, еле дышит, в глазах темнеет. Он «умирает» от страха. Идет потеря энергии ци, праны (это «стихия огня»). Т.е. в это время, когда человек боится чего-то или кого-то, нарушается работа одной из 5-ти стихий в организме человека, и он обесточивается, дыхание замирает – не работает «стихия воздуха». Он действительно может умереть от страха (остановка сердца, например). Человек теряет жизнь – Бог уходит из него, т.к. жизнь и дыхание обусловлены гармоничным движением 5-ти стихий.
Поэтому Гита учит, что необходимо стать полностью бесстрашным.
Бесстрашие — за пределами сознания тела
Бесстрашие нельзя считать просто отсутствием страха. Это не одно и то же. Как страх, так и отсутствие страха ассоциируются с сознанием тела. Отсутствие страха иногда может быть неразумным, как например, когда телу угрожает телесное повреждение. (Так, хорошо бояться в меру высоты и воды). Но бесстрашие, с другой стороны, находится за пределами сознания тела. Его можно испытать только, когда осознаётся Истина единого Божества, без второго, пребывающего в полной мере в каждом сердце.
Говорится, что человек, обременённый страхом, умирает на каждом шагу своего пути, тогда как бесстрашный человек умирает только один раз.
“Поэтому, — сказал Кришна Арджуне, — откажись от страха и стань бесстрашным!”
Только бесстрашный человек может добиться победы в великих начинаниях. Тот, кто истинно бесстрашен, будет обладать непривязанностью ко всем объектам мира и будет наполнен Любовью Бога. С другой стороны, тот, кто эгоистически подходит к своему телу и своим мирским достижениям, будет обременён страхом. Человека, свободного от страха, никогда не будут занимать ни объекты этого мира, ни эгоизм.
В эпосе Индии о царь-демон был обременён страхом, он укрывался в именах и формах и полностью верил в этот мир (это и устрашающие имена для врагов, а после победы еще добавление к имени название победы). А его сын Прахлада обладал полным бесстрашием. Прахлада нашёл приют у Лотосных Стоп Господа; он полностью верил в Бога. Чанда и Амарка, гуру Прахлады, пришли к королю-демону и сказали:
“Ваше Величество, Ваш сын не знает страха. Сколько бы вреда мы ему ни причиняли, он никогда не жалуется и ни о чём не плачет. Вместо того, чтобы проронить хотя бы одну слезу от личной боли, он постоянно поёт хвалы Господу Нараяне, он без конца поёт о Его славе и величии”.
Почему у Прахлады не возникало страха? Потому, что у него была твёрдая вера, что в мире не существует ничего, кроме Нараяны; это убеждение наделило его неколебимым бесстрашием.
В другом индийском эпосе гуру дал такой пример бесстрашия своим ученикам. Он сказал Джанаке, великому императору и йогину:
“О Джанака, ты свободен от страха, поэтому тебе ни о чём не надо волноваться. Твоё сердце полностью погружено в Господа. Ты существуешь только как инструмент Бога в мире, служа Ему во всём, что бы ты ни делал. У тебя совсем нет привязанностей к объектам этого мира. Ты веришь, что всё в мире имеет форму Бога и насыщено Божеством. Куда ты ни взглянешь, ты видишь единство во всём многообразии; осознание этого сделало тебя бесстрашным”.
Кришна так учил Арджуну:
“Будь бесстрашен. Предайся Мне! Тогда Я позабочусь обо всём остальном”.
Сатья Саи Баба родителям: «Я в 1000 раз серьезнее забочусь о вас и о ваших детях».