Контроль над собой — ключ к выполнению долга
Для того, чтобы защитить доброе имя семьи, надо быть бдительным (по Гурджиеву — оознанным) и обращать внимание на нужды других; это требует контроля над чувствами. Если у вас нет контроля над чувствами, то вы легко станете высокомерным. Другими словами, тот, кто высокомерен и лишён контроля над чувствами, есть не что иное, как демон (3 категории – высшая — человек, потом — животное и низшее — демон).
Поэтому, если вы хотите практиковать Дхарму и защищать её, вы должны развить в себе контроль над чувствами. Из всего, что ценно в жизни, контроль над чувствами очень важен. Кришна сказал Арджуне:
“Арджуна, будь мудрецом — и добейся полного контроля над своими чувствами. Не подчиняйся мимолётным стремлениям своих чувств. Чувства должны быть у тебя под контролем. Ты не должен становиться рабом своих чувств. Сделай их своими рабами. Ты — хозяин своих чувств; и только потому, что ты обладаешь контролем над своими чувствами, ты заслуживаешь права быть близким к Ришикеше, создателю всех чувств, тому, кто является их господином”.
Во второй главе Гиты объясняются все качества мудреца. Из всех этих качеств контроль над чувствами является одним из самых важных. На различные аспекты Дхармы можно смотреть, как на лучи солнца, имеющие семь цветов радуги или семь граней. Этот солнечный свет Дхармы состоит из лучей истины, характера, праведного поведения, контроля над чувствами, искупления, самоотречения и ненасилия. Все эти качества должны стать вашими.
Прежде, чем выучивать наизусть все стихи из Гиты, надо постараться понять их значение, а затем развивать и применять на практике те добрые качества, о которых там говорится. Свами желает, чтобы, проявляя интерес к изучению Гиты, вы в такой же степени проявили бы интерес к применению на практике их значения и таким образом сделали своими все те добрые качества, о которых в них говорится.
Необходимо отсекать желания, уходить от искушения.
Вспомним историю о блаженном отце Досифее, ученике св. аввы Дорофея.
Однажды в монастырь к авве Дорофею привели юношу в воинской одежде, весьма молодого и красивого собою, из княжеского сословия. Он просил остаться в монастыре и быть монахом. До того он ничего не знал и не слышал о Боге. Но однажды ему явилась Святая Мария Богородица. Поклоняясь святым местам, юноша, стоял перед изображением Страшного Суда, смотрел на него со вниманием и удивлением, и тут увидел благолепную Жену, облечённую в багряницу. Она стояла подле него и объясняла ему муку каждого из осуждённых и давала при том некоторые другие наставления от Себя. Юноша, слыша сие, изумлялся и дивился, ибо, как я уже сказал, он никогда не слыхал ни слова Божия, ни того, что есть Суд. И так он сказал Ей: «Госпожа! Что должно делать, чтобы избавиться от сих мук?» Она отвечала ему: «Постись, не ешь мясо и молись часто, и избавишься от мук». Давши ему сии три заповеди, багряноносная Жена стала невидима и более не являлась ему.
Поступив в монастырь к авве Дорофею, он полностью подчинил себя законам ученика. Имя его было Досифей.
Никогда авва Дорофей не позволял ему иметь пристрастие к какой-либо вещи или к чему бы то ни было: и всё, что он говорил, Досифей принимал с верою и любовью и во всём усердно слушал его.
Когда пришло время вкушать пищу, авва Дорофей сказал ему: «Ешь до сытости, только скажи мне, сколько ты съешь». Каждый раз авва Дорофей предлагал ему разделить хлеб пополам и съедать только четверть. И так до тех пор делил Досифей хлеб на более мелкие части, пока с Божиею помощью, мало-помалу, от шести литр, а литра имеет двенадцать унций, он остановился на восьми унциях, то есть шестидесяти четырёх драхмах. Ибо и употребление пищи зависит от привычки.
Когда ему нужна была одежда, авва Дорофей давал ему оную шить самому, и он уходил и шил её с большим старанием и усердием. Когда же он оканчивал её, авва Дорофей говорил ему: «Поди и отдай её такому-то брату или тому-то больному». Тот шёл и отдавал её с радостью.
Однажды некто из посылаемых на послушание вне монастыря принёс хороший и очень красивый нож. Досифей взял его и показал отцу Дорофею, говоря: «Такой-то брат принёс этот нож, и я взял его, чтобы, если повелишь, иметь его в больнице, потому что он хорош». Авва увидел, что это действительно вещь хорошая, но так как не хотел, чтобы Досифей имел пристрастие к какой-либо вещи, то и не велел ему носить сего ножа и сказал: «Досифей! Ужели тебе угодно быть рабом ножу сему, а не рабом Богу? Пойди и положи нож в больнице и никогда не прикасайся к нему», и Досифей так остерегался прикасаться к ножу сему, что не дерзал его брать и для того, чтобы подать когда-нибудь другому, и тогда как другие служители брали его, он один не прикасался к нему. И никогда не сказал: «Не таков ли и я, как все прочие?», но всё, что он ни слышал от отца, исполнял с радостью.
Так провёл он недолгое время своего пребывания в монастыре, ибо он прожил в нём только пять лет и скончался в послушании, никогда и ни в чём не исполнив своей воли и не сделав ничего по пристрастию. После смерти он был явлен одному святому как совершенная душа.
В чем секрет? Все 7 аспектов Дхармы он практиковал с радостью, доверяя наставлениям своего учителя. Любую мысль (страсти, искушения) вопрошал у учителя, чтобы через дело не довести до поступка (греха)
Страсти (желания) суть: гнев, тщеславие, сластолюбие, ненависть, злая похоть. Грехи же суть действия страстей.
Саи Баба: «Любите всех. Ни к кому не таите вражды и ненависти. В сердце каждого человека пребывает Бог во всей Его полноте. В этом основа учения Гиты».
Когда вы кого-то ненавидите, на самом деле вы ненавидите самого Бога, ибо Бог пребывает в каждом существе. Когда вы кого-то критикуете или делаете замечание, на самом деле вы критикуете Господа, которому вы поклоняетесь. В каждом сердце пребывает единый Бог.
Мысль дня из Ашрама, 14 мая 2016, суббота
Рамаяна изобилует множеством уроков для всех людей. Она показывает то, что мирские устремления приводят нас к печали, тогда как духовные дают людям счастье и удовлетворение. К сожалению, сегодня люди не хотят следовать примеру великих преданных Бога, живущих в вечном блаженстве. Для людей желание стало дороже, чем идеалы. Желания эфемерны, а идеалы вечны. Во время их жизни в лесу Сита справедливо обратила внимание Рамы на то, что три вида зла, а именно: ложь, похоть и насилие являются причиной всех зол в мире. Чувственные удовольствия подобны проплывающим облакам. Эти удовольствия дают временную радость, в то время как осознание/реализация Атмы дарует вечное блаженство. Люди, живущие в блаженстве Бога, не знают печали.
(«Летние ливни в Бриндаване», 1996 год, глава 5)