Дхарма неизменна, но её практика меняется
в каждом веке
Иногда говорят, что Дхарма пришла в упадок. Но это неправильно. Дхарма основана на Истине, а Истина абсолютна, она не подвержена никаким изменениям — она не может уменьшиться. Однако, в каком-то определённом веке может измениться практика Дхармы. Бог воплотился как Шри Кришна для того, чтобы восстановить практику Дхармы, а не саму Дхарму. Дхарма никогда не исчезала, и она никогда не менялась; её просто не использовали.
Семь аспектов Дхармы присутствовали во все прошлые века, будь то век Крита, Трета, Двапара или Кали. Однако, в каждый Юге или в каждом веке практикуется то, что больше всего соответствует этому веку. Например, в век Крита, когда духовная осознанность была очень высока, наиболее подходящей духовной практикой была медитация; в век Трета, когда воплотился Шри Рама, практиковались Ягна (жертвоприношения) и аскезы; в век Двапара, век Шри Кришны, практиковалось ритуальное и церемониальное поклонение; а в век Кали, последние пять тысяч лет нашего века материализма, когда духовное сознание во всём мире находится в состоянии упадка, — Намасмарана, повторение священного имени Бога. Но так же, как в ранние века многие верующие занимались повторением мантр, так и в настоящий век существует влияние прошлых веков: одни люди занимаются медитацией, другие аскезами, а третьи ритуальным поклонением. Но основной выбор практик зависит от общего характера и настроения времени.
Истина никогда не меняется. Истина всегда одна, а не две. Во всех трёх временах — прошлом, настоящем и будущем, во всех трёх мирах — на Земле, в Небесах и в преисподней, во всех трёх состояниях — бодрствовании, сне и глубоком сне, и во всех трёх гунах, земных состояниях человека — состояниях уравновешенности, активности и пассивности (саттва, раджас и тамас) — Истина всегда одна. Поскольку Истина одна, и она основа Дхармы, Дхарма не подвергается изменениям. Но долг и практика подвержены скачкообразным изменениям.
Возьмём, например, человека, который где-то работает. Сколько времени эта работа будет долгом для него? Пока он не уволится с этой работы. А до тех пор он ходит на работу каждый день. Как только он уволился, долг его меняется. После увольнения он может начать какой-то бизнес. Тогда бизнес станет его долгом. Занимаясь бизнесом, он может соблазниться получить добавочную прибыль нечестным путём; он может попытаться заработать деньги ложью и обманом. И хотя теперь он живёт ложью и обманом, всё равно он будет считать бизнес, которым занимается, своей работой и долгом. Если столько изменений происходит с долгом, то можно ли охарактеризовать его как Дхарму? Эти постоянно меняющиеся виды деятельности — лишь различные виды долга, обязанностей, но их нельзя описать как Дхарму. Долг становится Дхармой, только когда его освещают добродетели, составляющие аспекты Дхармы.
Дхарма значит не причинять вреда другим
Библия: «поступай с другими так, как хотел бы, чтобы люди поступали с тобой»
Самое простое значение слова Дхарма — это все те действия, которые не мешают другим, которые не посягают на свободу других. Вот небольшой пример этого.
Предположим, вы идёте по центральной улице, играя палкой. Это улица с большим движением. Вы думаете: “Я имею полное право идти, где хочу”. Но если это ваше право, то человек, идущий в противоположном направлении, имеет полное право предохранить себя от удара вашей палки. Вы позволяете себе производить действия, которые становятся опасными для идущих навстречу людей. Однако согласно правильному поведению вам следует вести себя так, чтобы не мешать другим людям, идущим по той же дороге, что и вы.
Если вы ведёте себя в соответствии с Дхармой, вы не причините неудобства или беспокойства другим и не нарушите их свободы. (По учению Кришны, недостаточно просто воздерживаться от причинения другим вреда. Вы так же должны дружелюбно и с состраданием относиться ко всем существам).
Если каждый человек будет считать своей Дхармой поведение, которое, по крайней мере, не приносит никому вреда, то в мире будут процветать радость и покой. В этом состоит ваш истинный долг; надо выполнять этот долг ради того, чтобы стать примером для других и чтобы поддерживать необходимые идеалы Дхармы.
Социальный долг, долг обязательств и семейный долг
В вашей повседневной жизни в семье существует три вида долга, которые можно считать тремя аспектами Дармы, — это общественный долг, долг обязательств и долг перед семьёй.
Пример общественного долга. Предположим, завтра воскресенье, день вашего отдыха. Может быть, вы захотите пригласить в гости друзей. Неожиданно ночью у вас повышается температура. Вы понимаете, что если вы пригласите друзей прийти на следующий день, то чувствуя себя больным, вы не сможете принять их как следует, и никому из вас это не принесёт радости. Поэтому, принимая во внимание ваши обязанности по отношению к друзьям, которые вы не сможете выполнить из-за болезни, вы решаете отложить эту встречу. В результате изменения обстоятельств вы, проявляя заботу о друзьях, назначаете встречу на следующее воскресенье. Это ваше право: вы можете вносить любые изменения в свои планы, чтобы выполнить своё намерение и свои социальные обязанности.
Пример долга обязательств. В связи с приближающимися экзаменами декан дал указание, чтобы все учителя собрались на совещание. Поскольку это очень важное совещание членов экзаменационной комиссии, вы должны принять участие. Даже если у вас высокая температура, вы принимаете аспирин и идёте на совещание. Это ваш долг — вы не можете отменить совещания. Не вы назначали дату заседания, и поскольку оно объявлено, вы должны присутствовать.
Пример семейного долга. Вы находитесь в собственном доме. Происходит небольшая ссора между мужем и женой. На кухне муж делает серьёзное внушение жене. Она очень рассержена. Он идёт в гостиную и выясняет, что в гости только что приехал друг. Как только он видит друга, он широко улыбается и с любовью его приветствует. Он усаживает друга. С другом он сияет в улыбке. Когда он возвращается на кухню и видит, что жена всё ещё на него сердита, он может возобновить строгий тон, но, войдя в гостиную, он продолжает весёлый разговор с другом. Для того, чтобы сохранить доброе имя семьи, его долг заключается в подобном поведении с его стороны, чтобы посторонний человек не узнал, что он поссорился с женой.
Если человек, рассердившись на жену в спальне, выйдет в гостиную и сердитым тоном попросит друга уйти, то друг будет оскорблён и скорее всего подумает, что этот человек сошёл с ума. Важно следить, чтобы секреты семьи не выносились на улицу. В этом семейный долг человека. Он должен неусыпно защищать честь своей семьи. Если из-за его неблагоразумия будет уничтожена честь семьи, то ни он, ни его семья никогда в своей жизни не узнают счастья.
«Чтобы иметь счастье, имей о себе тайну»
О СЧАСТЬЕ. Далай-лама, «Открывая глаз мудрости»
Наш высший долг в качестве человеческих существ —
искать средства, при помощи которых существа могли бы освободиться от всех видов страданий, или опыта неудовлетворенности. Все живые существа хотят радости и счастья и избегают страданий. Более того, это стремление к счастью принадлежит не только ученым и известным людям, но и всем существам на свете, даже самым незначительным. Ты, я и существа животного мира — все одинаково стремятся к большему удовольствию и меньшей боли. Страдание можно уничтожить только если человек приложит определенное усилие. Нет никакой пользы иметь возвышенные желания и сидеть, ожидая что они исполнятся, потому что такое состояние, будучи по существу ленью, не приведет ни к уничтожению страдания, ни к большему счастью.
Найдя корень — причину страданий, а потом и уничтожив его, можно сделать человеческое существование счастливым и удачным. Чтобы добиться этого, нам существенно необходимо в своей жизни стимулировать причины, которые порождают счастье, и не поддаваться воздействию тех причин, которые ведут к нарастанию страданий. Дхарма Будды указывает способ, как это сделать. Отдельно от Дхармы не существует других средств, с которыми мы могли бы достичь этой цели — устранения страданий, ибо Дхарма объясняет правильный метод, ведущий к цели того, кто его применяет. Живя согласно Дхарме, человек не просто может сделать свою жизнь осмысленной, но постигший ее станет счастливым и удачливым. Чтобы добиться этого, человек должен вникнуть в суть Дхармы.
К счастью можно прийти двумя путями. Первый путь — внешний. Приобретая лучшее жилище, лучшую одежду, более приятных друзей, мы можем в той или иной степени обрести счастье и удовлетворение. Второй путь — это путь духовного развития, и он позволяет достичь счастья внутреннего. Однако эти два подхода не равноценны. Внешнее счастье без внутреннего не может длиться долго. Если жизнь рисуется вам в черных красках, если вашему сердцу чего-то недостает, вы не будете счастливы, какой бы роскошью себя ни окружили. Но, если вы достигли внутреннего спокойствия, то можете обрести счастье даже в самых тяжелых условиях.