Итак, ревность может даже вторгнуться в ваши взаимоотношения с самим Богом, когда вы думаете о себе больше, чем о Господе, и у вас появляется зависть от того, что вам кажется, что Господу проявляется чрезмерное внимание.
Пример из нашей обычной человеческой жизни, когда муж упрекает жену: «Что ты ходишь в церковь? Зачем?» или «Какое такое поломничество? Поехали лучше в отпуск» или «лучше бы на огороде или с внуком позанималась – больше толку было бы».
Пример из Махабхараты, великой эпической поэмы, рассказывающей о войне между силами справедливости и зла. Арджуна сражался на стороне добра. Кришна был возничим его колесницы. В то время Арджуна ещё не мог полностью понять Божественности Господа, но он чувствовал, что Кришна был велик. Арджуна понимал всё, что объяснял и толковал Кришна, но ещё полностью не был готов применить это на практике.
Шла великая война, и на поле битвы использовалось самое страшное оружие. Во время битвы целый ряд очень мощных и страшных метательных снарядов попали в колесницу Арджуны, но не причинили ему никакого вреда. Целый день Арджуна сражался блестяще. Сражение не ослабевало в течение всего дня: ни одна из сторон не могла победить, пока, наконец, враг не упал в истощении в свою колесницу. В тот момент Арджуна, истощённый, но ликующий, заиграв в рог, провозгласил свою победу в битве, которая неистовствовала весь день. Арджуна всегда верил в Бога, но с победой в нём появилось высокомерие, поскольку он думал, что успехом в войне был обязан своему мужеству. Он был уверен, что это он одержал победу, а Кришна лишь управлял колесницей.
Только после захода солнца они повернули колесницу обратно. Как только они въехали в лагерь, Кришна, остановив колесницу неподалёку от палатки, повернулся к Арджуне и попросил Арджуну выйти из колесницы и пройти в палатку. Но Арджуна, полный эгоизма, подумал про себя: “Я хозяин, Кришна лишь мой возничий, которого я направлял; это он должен выйти и открыть мне дверь”. И тогда Арджуна сказал Кришне: “Кузен, сначала выходи ты”. Но Кришна настаивал. Так они спорили некоторое время. У Арджуны появились тёмные мысли; в нём росло возмущение Кришной. Арджуна подумал про себя:
“А я-то думал, что Кришна великий человек, и вот потому, что я хвалил его и восхищался им, он теперь действует так, как будто он важнее меня. Ну так, это моя собственная ошибка. Но война ещё продолжается, мне надо воевать и мне нужен Кришна, поэтому лучше не начинать с ним вражды. Это было бы не в моих интересах”.
Он неохотно сошёл с колесницы. А Кришна продолжал настаивать, чтобы он шел в палатку.
Не имея другого выхода, Арджуна пошёл в палатку. Тотчас выпрыгнув, Кришна отскочил далеко от колесницы. В этот миг она взорвалась и превратилась в пепел.
Арджуна с удивлением спросил Кришну: “Что случилось? В чём причина такого происшествия?” Кришна отвечал: “Арджуна, никто не может даже надеяться когда-либо понять моих действий. Для Божества нет ни корысти, ни эгоизма. Моя единственная забота — это защита преданного. Моё единственное желание — помогать преданным, принося им пользу. Всё это ужасное оружие, которое попало в колесницу. Пока Я держал на нём Свою стопу, оно не могло проявить своей силы над тобой. Если бы Я вышел из колесницы первым, это оружие уничтожило бы тебя вместе с колесницей. Ты превратился бы в пепел. Не осознавая этой истины, ты просил Меня сойти первым”.
Как только Арджуна услышал эти слова Кришны, он понял насколько высокомерно и невежественно он себя вёл. Он проявил все признаки зависти. Искать недостатки в Божестве тоже есть своего рода зависть.
Это тема нашей «важности»: надо обратиться к учителю, к Богу, и, услышав ответ, следовать ему, не разбираясь. Это тема семьи и воспитания ребенка, когда он должен слушаться разумных родителей и даже, будучи взрослым, с уважением относиться к их мнению.
Существует целый ряд опознавательных признаков зависти.
- Зависть появляется, когда вы встречаете человека, заслужившего большую известность, чем вы;
- или когда человек богаче, чем вы;
- зависть также поднимает голову, когда вы находитесь вместе с человеком, который красивее и щедрее;
- или студент получает более высокие оценки, и тогда у других студентов очень скоро появляется зависть.
В этом слабость обычных людей — они проявляют зависть к тем, кто превосходит их в богатстве, положении, красоте, интеллекте и других качествах. Как только в человеке появляется зависть, все добродетели, которые он культивировал долгое время, будут уничтожены.
Зависть не живёт безобидно в человеке. Она разрушает все те прекрасные качества и добродетели, которыми он обладает. Она способствует развитию демонического характера; она уничтожает человеческую природу и усиливает природу животную. Она не смотрит вперёд или назад. У неё нет угрызений совести.
Поэтому, прежде всего надо следить, чтобы зависть не овладела вами. Радуйтесь преуспеванию других, радуйтесь прогрессу других, радуйтесь процветанию других. В этом истинная добродетель. В этом основная заповедь Бхагавад-Гиты. Желать процветания и добра другим — это похвальное и очень важное качество, которым должен обладать каждый.