Ревность и ненависть – вредители-двойники, уничтожающие ваш покой.
Божественность едина. Она вечна и неизменна. Это Пребывающий во всех телах. Как Пребывающего в теле живого существа, Его называют Атмой, бессмертной Сущностью. Как Пребывающего в мире, Его называют Богом. Эта единая Божественность присутствует в различных формах. Так же, как физическое существо можно представить себе как тело Атмы, мир можно представить себе как тело Бога.
Вечную и неизменную Сущность, наполняющую собой все живые существа, всю материю и всё пространство, называют Пребывающим. Тело временно: оно приходит и уходит, но Пребывающий-в-нём остаётся неизменным всегда. Другое название для Пребывающего — это Атма, бессмертная Самость или Вселенский Дух, лежащий в основе всего. Эту Самость можно назвать Богом, Атмой или Пребывающим. Этот единый принцип Атмы, вечный, неизменный и бесконечный, наполняет всё пространство и всю материю. По этой причине на санскрите он зовётся Дехи или Пребывающий в дехе — теле.
Осознайте Пребывающего через собственную внутреннюю практику
Священные Писания дают руководство для поиска и осознания Дехи, Пребыващего; но одних Священных Писаний недостаточно, чтобы Его познать, необходимо сделать определённые усилия, чтобы развить внутреннее видение. Различные Писания, такие как Упанишады, Веды, Пураны, могут лишь указать путь – как карты дают направление. Но, чтобы достигнуть цели, каждый должен самостоятельно идти правильным путём, используя указания.
Начиная с одиннадцатого стиха во второй главе Гиты даётся направление пути. Это начало Учения Кришны. “Не скорби об этих людях”. Каким образом можно перестать горевать? Кришна заявляет, что нет смысла горевать о том, что преходяще и временно. Тела и личности преходящи и временны; все объекты в мире преходящи и временны. Кришна сказал: “Арджуна, твоё горе напрасно”.
Пять качеств, составляющих всё, что существует
Каждый из несчётного количества объектов, существующих в этой проявленной Вселенной имеет пять качеств или характеристик; в ведической терминологии это :
1.астхи — то, что есть; то, что существует;
2.бхати — то, что светит собственным внутренним светом; обладает сиянием; внутренне оживлено энергией;
3.прийам — то, что имеет глубокую цель; обладает причиной для существования; драгоценно и приносит радость;
4.нама — то, что имеет определённое имя, категорию и назначение;
5.рупа — то, что обладает данной формой, ощутимой или тонкой; обладает отличительными чертами.
Вот пять характеристик, которые можно найти во всём, что можно назвать. Будь это что-то осязаемое или неосязаемое, стоит начать размышлять над этим, как мы говорим, что это существует, светится, имеет цель, имеет имя и форму.
Первые 3 из них составляют вечную Истину, которая не меняется никогда. Это неизменная Реальность. Это Атма, это Бог, это Пребывающий, это Божественность. На санскрите — это Сат-Чит-Ананда — “существование, сознание, блаженство”. Для нее нет ни рождения, ни смерти. Ее можно описать как знак или автограф Божества. Оставшиеся две характеристики — имя и форма — говорят о теле Божества; они лишь временны и иллюзорны. На самом деле они существуют лишь в воображении. Таким образом, из пяти основных характеристик, присущих всему, три составляют Божественность, лежащую в основе всего, а две другие — изменяемые имена и формы, составляющие этот мир. Они искусственны: все они когда-то появились и когда-нибудь в будущем исчезнут, другими словами, они подвержены рождению и смерти. Их можно сравнить с родственниками: родственники приезжают в гости на некоторое время, а затем уезжают обратно. Они не останутся в доме навсегда. Точно так же, как родственники, счастье и горе приходят и уходят. Подобным образом каждая сущность, имеющая имя и форму, преходяща.
Чтобы понять духовность, необходимо осознать, что на созданные объекты надо смотреть, как на нечто временное и мимолётное. В любой день эти объекты могут исчезнуть; они постоянно подвергаются изменениям. Горевать о таких вещах, которые непостоянны, без сомнения, неразумно.
Чтобы понять первые три характеристики, лежащие в основе всего и являющиеся неизменными, вам надо развить в себе благородные качества и добродетели. Кришна заявил, что ищущий, достигнувший 26 благородных качеств, очень дорог Господу. Но нет необходимости обладать всеми 26 качествами. В спичечном коробке находится много спичек. Если вам нужен огонь, то нет необходимости зажигать все спички: стоит зажечь только одну, и вы сможете развести огонь. Если вы полностью разовьёте в себе одно или два из этих качеств, то все остальные разовьются сами по себе. Но они должны стать неотъемлемой частью вас, прежде чем вы сможете даже надеяться понять принцип Атмы.
Пытаясь овладеть этими добродетелями, вы встретитесь с некоторыми негативными качествами, которые находятся в вас. Это ваши внутренние враги. Они будут пытаться не дать вам проявить благородные качества.
Ревность и ненависть
Мы говорили о таких добродетелях, как сдержанность и долготерпение. Их противоположности — это такие пороки, как ревность и ненависть.
Ревность и ненависть — воры-двойники. Между ними существует неразрывная связь; они всегда ищут защиты друг у друга. Ни один из них не может жить без другого. Ненависть можно сравнить с подземным вредителем, а ревность с надземным. Вместе они могут уничтожить дерево. Представьте себе дерево: оно зелёное, в цвету, на нём спеют фрукты. Когда вредитель проникает в корни такого дерева, через несколько дней дерево засыхает. Один из вредителей атакует корни, тогда как другой направляется к ветвям и листьям наверху. Первый пытается уничтожить саму жизнь дерева, а второй пытается испортить его красоту. Они всегда сопровождают друг друга.
Так же происходит с ревностью и ненавистью: там, где нет ревности, не будет и ненависти. Если проявляется ненависть, то там же можно найти и ревность, незаметно скрытую за ней. Ненависть принимает определённую форму. Она проявляется различными путями. У ревности нет формы; её не видно на поверхности. Говорят, что в мире нет человека, который бы не страдал от ревности: в каждом человеке есть хотя бы небольшая склонность к ревности.
Чтобы быть уверенным, что ревность и ненависть не войдут в ваше сердце, надо развивать в себе бескорыстную Любовь. Там, где пребывает бескорыстная Любовь, нет места для ревности и ненависти. Испытать Божественное блаженство можно там, куда не вхожи ревность и ненависть.
Красота — это форма блаженства и радости, а также и причина ненависти и ревности, если ее нет у нас. Сколько времени длится красота человека или предмета? Мы знаем, что все подвержено изменениям, значит, и красота, к которой мы ревнуем и ненавидим, пройдет, закончится,исчезнет. Только то, что неизменно, может быть вечно прекрасным. Единственно вечная Сущность — это Бог, и поэтому только Божественное прекрасно. Долг преданного — это пить нектар блаженства, исходящего из этой красоты. Чтобы впитать эту Божественность, которая наполнена красотой, и наполнить себя ею, надо обрести некоторые добродетели. Для того, чтобы развить в себе эти добродетели, необходимо уничтожить слабости и недостатки, которые разрушают всё внутри вас и снаружи.