24/02/2016. Долготерпение и сдержанность – сердце духовной практики
Гита была дана людям на Земле через Арджуну. И то, что должен был выучить и усвоить он, полезно всему человечеству. Чтобы следовать этому учению, необходимо постепенно уменьшать свои желания и потребности – это приведент вас к постоянному состоянию удовлетворенности.
Следует разобраться, практикуете ли вы в своей повседневной жизни это учение? Необходимо испытать эти истины в повседневных делах, т.е. получить свой опыт, который дает настоящую мудрость.
У каждого из нас свой путь в жизни, своя профессия, своя своеобразная судьба, и там, где мы есть сейчас и надо практиковать « 26 благородных качеств», а именно – одно или два из них, которые помогут вам достигнуть цели. Удовлетворенность – одно из главных качеств.
Необходимо делать всяческие усилия, чтобы заслужить Любовь Бога. Саи Баба: «Делайте все — для меня, а я распоряжусь результатами».
«Из всех благородных качеств, которые должен развивать преданный, нет ничего важнее Кшамы или долготерпения, мирного всепрощающего характера, который остается спокойным при любых обстоятельствах и всегда несет добро другим, ничего не ожидая взамен».
Для великих святых и мудрецов долготерпение – само их величие, их покаяние, самопожертвование, праведность. В этом их мудрость и необъятная любовь.
Суть долготерпения: их ненасилие; их сострадание; глубины их счастья. Это признак всех великих людей.
Без терпимости невозможно осознать истину Атмы, вечного, неизменно сияющего Божественного присутствия внутри нас.
Как говорилось уже, любое из 26 качеств, взятое в ежедневное применение, ведет к просветлению, совершенству, состоянию Бога внутри нас. Осознайте Атму через свой непосредственный опыт.
Если вы думаете, что тело – реально, а Бог – нет, вы никогда не сможете понять принципа Атмы. Пока вы отождествляете себя с телом, а не с Атмой, вы не сможете испытать Божественность с себе.
Атму объясняют по-разному. Но истинно осознать ее можно, только испытав непосредственно на себе. Можно описать вкус манго, но, пока вы его сами не попробуете, вы никогда не поймете его сладость. Подобным образом, если вы хотите испытать присутствие Господа, если вы занимаетесь духовными практиками и развиваете в себе благородные качества, которые дороги Господу, вы сможете наслаждаться Божественной сладостью, исходящей от Атмы.
Каков путь к бессмертию? Избавление от аморальности. Только когда вы избавитесь от присущих вам слабостей – ревности, ненависти, гнева, гордости и т.п. зла, вы сможете осознать Бога. Только поняв хотя бы 2 или 3 добродетели из 26, которые упоминаются в Гите, изучив их значения, практикуя их и сделав их частью своей жизни, вы сможете постигнуть бессмертие Атмы. В людском понимании – бессмертие – это жить на Земле долго и не умирать. В духовном плане бессмертие означает «остановить колесо сансары – колесо рождений и смертей», больше не рождаться на Земле и не умирать, т.е., как тело, жить на ней в последний раз.
Из всех 26 качеств – терпимость – особенно важный атрибут. Терпимости можно добиться, только оказавшись в трудных обстоятельствах, проходя через испытания, в ситуациях, полных проблем.
В человеке скрыт целый ряд слабостей, которые в испытаниях проявляются в виде гнева, страха, высокомерия и ненависти. Без терпения вы будете нести нести зло в мир. Любое образование, сила и известность, которых вы добились, будут для вас бесполезны, если вы не будете обладать терпимостью. Она необходима для вашего духовного прогресса. Без терпимости человечество придет к гибели.
Необходимо развивать в себе это качество в жизненных трудностях. Долготерпение – это ваша защита в жизни. А, если вы уже обладаете этим качеством, тогда горе, проблемы, неблагоприятные ситуации вас не коснутся.
Хорошо, когда за добро платим добром, но выдающееся качество – платить за зло добром. Как бы люди не критиковали, не осуждали вас, оставайтесь спокойными и невозмутимыми и продолжайте наслаждаться покоем. Что вы потеряете, если кто-то сделает вам замечание? Но, если из-за слабости вы потеряете сдержанность и терпение, вы потеряете все. Применяйте терпение при любых обстоятельствах.
Дерево, река и корова
В природе существует три важных аспекта, которые очень полезны для человека. Один — это дерево, второй — река, а третий — корова. Без деревьев, рек и коров человечество не могло бы функционировать достаточно хорошо. Какой бы жестокости дерево ни подвергалось, сколько бы бед ему ни приносили, отрезая его ветви и беря часть его древесины, дерево продолжает давать защиту от дождя и от солнца любому человеку, который ищет под ним приют, всегда принося человеку радость. Деревья приносят людям добро, давая фрукты, цветы и топливо, даже если люди в ответ наносят им вред.
Так же и в случае с реками: как бы люди ни загрязняли их, какими бы путями ни использовали, не выражая им никакой благодарности, всё равно реки продолжают служить человечеству; но служа, они всё же стремятся достигнуть океана, который является их домом и целью. Вода даёт жизнь человечеству. Для неё неважно, используете ли вы её для добра или во зло. Она продолжает служить.
Коровы тоже, отказывая своим телятам в молоке, снабжают им человечество, давая бесплатно такой прекрасный питательный продукт. Какие бы трудности вы ни приносили корове, она всё равно будет давать вам сладкое молоко. Таким образом, коровы тоже делают человечеству лишь добро, тогда как человечество приносит коровам много зла. Эти трое — дерево, река и корова — являются хорошими примерами терпимости.
Саи Баба: «Тьма (зло) позволяет вам видеть звезды над головой». Что бы плохого вам не делали и не говорили, на небе все равно горят звезды, и эти звезды – ваш путь на небо. Это возможность проявить свое терпение и великодушие. Иоанн Кронштадский: «Как вы к больным относитесь? Так и здесь жалейте обижающих вас, терпите. Это хорошо для вашей души». Это дорога к Богу.
«Любите ненавидящих вас, прощайте презирающих вас» Библия.
02/03/2016. Иногда терпимость следует не проявлять
Иногда надо сдерживать внешние признаки терпимости, чтобы соответственно отреагировать в определённой ситуации. Хотя терпимость должна пребывать в вашем сердце при любых обстоятельствах, не всегда следует её проявлять. Практикуя терпимость, необходимо внимательно рассмотреть соответствующие условия и правильно разобраться в обстоятельствах.
В истории Индии хорошо известно, как злобный захватчик Гори, вторгался в страну 17 раз, каждый раз производя огромные разрушения, подвергая страну бесчисленным трудностям и страданиям. Добрый царь, захватив Гори, по щедрости своего сердца простил своего безжалостного врага. Каждый раз, когда царь одерживал победу над ним, злодей просил пощады и защиты, и царь прощал его и без всякого наказания отправлял обратно домой. Но захватчик не проявлял ни благодарности, ни раскаяния, продолжая испытывать ненависть к царю и жадно пытаясь захватить его царство. Получив освобождение и вернувшись в свою страну, захватчик нападал снова и снова. В конце концов обманом ему удалось взять в плен благородного царя. Гори безжалостно выколол ему глаза.
Нельзя проявлять терпимости к людям, которые столь неблагодарны, к тем, кто мстителен, как змея. Надо использовать различение и реагировать соответственно.
В каких случаях следует использовать различение?
В Махабхарате говорится о том, как Арджуна привёл к Драупади убийцу 5-х ее детей. Драупади перечислила Арджуне обстоятельства, при которых следует простить порочного человека. Драупади сказала, что неправильно убивать человека
— в страхе,
— человека, который смиренен и раскаивается в своём поступке,
— человека, потерявшего сознание,
— человека в опьянении,
— человека, действия которого вызваны неутешным горем,
— человека, который просит пощады,
— а также женщин и детей в целом, даже если они заслуживают наказания.
К таким людям следует проявлять терпимость и оказывать им милосердие.
Но к людям, которые неоднократно проявляют неблагодарность и действуют злоумышленно, кто никогда не раскаивается и кому нельзя доверять, — к ним не следует проявлять терпимости. С ними надо обращаться твёрдо, согласно обстоятельствам. На языке телугу говорится, что не следует давать воды тернистому кусту или молока змее.
Но помните, что все эти действия касаются только внешней мирской жизни. В глубине сердца никогда нельзя терять спокойного внутреннего состояния терпимости. В вашей духовной жизни долготерпение является существенным качеством для достижения Божественного состояния, и его надо неутомимо практиковать.
В случае с Иисусом Христом также можно видеть насколько высоко у Него было развито качество долготерпения. Двенадцать Его учеников жили и везде ходили с Иисусом. Иисус проявлял к ним огромную Любовь и сострадание, давая им защиту и кров. Но один из них, Иуда, оказался неблагодарным, его соблазнили деньги, и он предал своего Учителя. Несмотря на его неверность, Иисус простил его и продолжал проявлять к нему Любовь. Нет необходимости молиться Богу, прося Его наказать таких людей. Как и в случае с Иудой, собственные действия таких людей будут для них гибелью. Какие бы порочные действия ни совершал человек, ему самому придётся расплачиваться за результаты этих действий. Вы не можете предсказать, когда и при каких обстоятельствах человеку придётся страдать за их последствия, но страдание неизбежно. Это причинно-следствкнный закон – Карма.
Пример из Гиты, когда Рама, выслушав критику и замечания какого-то уборщика, выгнал Ситу из королевства; впоследствии он страдал от боли расставания. Ему не хватило терпения, Он поступил поспешно и в результате страдал от этого.
Что нельзя терпеть сегодня?
— потакать и давать деньги на вино, наркотики и азартные игры
— терпеть неблагодарность и унижение
— когда люди открыто пользуются тобой и соблюдают только свои интересы
— издеваются над верой человека, над животными или унижают детей
Если будем молчать в этих случаях, мы участвуем в том, что душа человека еще больше черствеет и не развивается.
Однако когда люди, делающие добро и живущие только ради благополучия других, проходят через разного рода трудности и переносят их, оставаясь добрыми, они становятся примером миру — примером, который учит сдержанности и долготерпению в тяжёлых испытаниях.
О важности терпения для христианина говорил отец Паисий Афонский: « Имейте хотя бы немного терпения и молитесь. Затем, когда один успокоится, тогда и другой может прийти к взаимопониманию. Посмотрите на рыбаков – что они могли бы поймать, если бы не было штиля? Имейте терпение и вы будете иметь великую веру».
«Без терпения ничего не бывает. Некоторые так нетерпеливы, как человек, который хочет, едва посадив виноградник, на следующий день пить вино. Это, конечно, невозможно. Тот, кто не имеет терпения, много мучается. Мороз ему кажется вдвойне морозом, а жара вдвойне жарой. Как солдат, которому кажется, что последний месяц его службы длиннее всей службы. Свое нетерпение они переносят на окружающих, постоянно жалуются на свою жизнь, вместо того чтобы потерпеть. Во всем необходимо большое терпение, а особенно в вещах духовных…»
Известна притча о китайском крестьянине, засеявшего поле рисом и так и не получившего урожая, т.к. в нетерпении получить его побыстрее, он каждую ночь бегал на поле и поддергивал ростки, чтоб быстрее росли. Этим он только погубил их.
Чрезмерная торопливость и медлительность — две крайности, которых следует избегать.
Поговорка гласит, что чрезмерная медлительность обращает нектар в яд.
С одной стороны, если вы поспешите, то ваши действия могут стать губительными, но слишком большое промедление может тоже сделать их вредными. То есть вы должны применять свои способности различения и проявлять терпение в зависимости от обстоятельств. Когда надо оказать первую помощь или когда вы ухаживаете за человеком настолько больным, что он может потерять жизнь через несколько минут, если не дать лекарства, в таких обстоятельствах медлить нельзя; медлительность была бы губительна; надо действовать быстро и делать всё, что необходимо.
В других обстоятельствах, когда вы встречаетесь лицом к лицу со злыми людьми, которые идут неправильным путём, тогда для того, чтобы их предупредить, поправить или как-то иначе разрешить ситуацию, лучшим выходом из положения может быть такое действие, которое бы выглядело, как будто вы потеряли терпение. В таком случае часто достаточно просто немного изменить тон голоса. Это не значит, что вы на самом деле теряете терпение; вы можете сохранять святость своего сердца, даже если измените тон голоса, не теряя внутреннего покоя. Как уже говорилось, для людей, следующих путём Истины, сама Истина есть терпение.
В Махабхарате есть очень известный рассказ об Ашваттаме, который решил за одну уничтожить всех Пандавов. И для этого решил к всезнающему мудрецу Дурвасе, чтобы спросить его, где находятся Пандавы. Великий мудрец, подобный Дурвасе, никогда не говорил неправды. Он был известен своим гневом, но гнев он использовал только для того, чтобы защитить Дхарму и погасить огонь злых поступков; даже в гневе он придерживался Истины, но иногда, провозглашая Истину, он повышал голос, изменяя тон.
Произнося Истину, можно немного повысить голос…
В тот вечер Кришна пошёл навестить Дурвасу и попросил его вырыть глубокую яму, где бы поместилось пять человек. Затем Кришна сказал Пандавам сесть в эту яму. Яму полностью покрыли досками. На доски положили ковёр, а затем на ковёр поставили стул Дурвасы. Кришна попросил Дурвасу сесть на стул. Он сказал Дурвасе:
“Скоро придёт Ашваттама и спросит, где Пандавы. Ты скажешь правду; но, говоря правду, ты можешь немного изменить тон своего голоса”.
Дурваса сделал так, как научил его Кришна. Он сказал правду. Когда пришел Ашваттама и спросил его, где Пандавы он ответил, повысив голос:
“Пандавы?! Да они здесь! Конечно, они здесь! Они у меня прямо под ногами!”
Ашваттама очень испугался. Гнев Дурвасы был хорошо известен, его очень боялись, и Ашваттама решил, что вместо того, чтобы убить Пандавов в ту ночь, он сам может быть убит Дурвасой; поэтому в страхе он поспешно удалился. Придерживаясь истины, оправдывая своё положение Махариши и следуя указаниям Господа, чтобы защитить добрых людей, Дурваса произнёс слова истины; но он немного изменил впечатление, повысив голос.
Следовать Истине — это то же, что практиковать терпимость