Тот, кто хочет иметь
Правильное без неправильного,
Порядок без хаоса,
Не понимает принципов неба и земли.
Он не знает, как вещи связаны друг с другом.
Чжуан-цзы. «Великое и малое»
Космическая игра. Проблема добра и зла. Станислав Гроф. Гл.6.
Один из важнейших вопросов для человека — это вопрос этики. Он связан с проблемами представления о самом себе и самооценки. Уже с детства нам твердят – это хорошая девочка, хороший мальчик, или плохой. Вырастая, мы постоянно проверяем, соответствуют ли наша личность и поведение моральным стандартам, будь то наши собственные, укоренившиеся в нашей семье или в обществе. Оценка нашего поведения идет в терминах ценностей, которые навязаны нам другими.
Существует и другая форма суждения, когда мы оцениваем наш характер и поведение не на основе устоявшихся каждодневных критериев, а с позиций Вселенского закона и космического порядка.
Мы можем обнаружить в себе прежде не осознанные и в высшей степени сомнительные эмоции и импульсы, т. е. темные и разрушительные аспекты бессознательного нашей психики, которые К.Г. Юнг называл Тенью. Такое открытие способно напугать нас и встревожить. Некоторые из этих темных элементов представляют собой наши реакции на неприятные аспекты нашей Личной истории, в частности на травмы младенчества и детства. Мощный разрушительный потенциал, по всей видимости, связан еще с перинатальным уровнем нашей психики, с той сферой бессознательного, которая сформирована травмой рождения. Долгие часы мучительных и угрожающих жизни переживаний, связанные с прохождением через родовой канал, вызывают у плода естественную реакцию ярости и страх смерти.
В результате образуется хранилище агрессивных наклонностей, которые мы будем носить в нашем бессознательном до конца жизни.
Кроме того, часть негатива заложили в нас наши предки. А если посмотреть более масштабно – каждый человек несет в себе информацию о всем плохом и хорошем, что было со всем человечеством вообще (коллективное бессознательное). И если вспомнить бессмыссленные войны, кропопролитие, инквизицию, фашизм, то возникают серьезные этнические вопросы касательно Человечества в целом и соотношения Добра и Зла в человеке. Трудно найти аналог такому поведению в мире животных.
Критерии Добра и Зла очень зыбки. Так история христианства, например, являет собой пример того, как безжалостное насаждение проповеди любви может привести к злодеяниям и стать причиной огромных страданий. В моральных кодексах различных культур по разному относились к человеческому телу, например. Так, одни общества подчеркивают ценность человеческого тела и даже считают его священным, тогда как другие убеждены, что все связанное с телом и его физиологическими функциями априори порочно и несет в себе зло. Одни культуры не придают значения наготе и полагают ее естественной, другие же требуют, чтобы женщины полностью закрывали свое тело и частично лицо.
У одних народов прелюбодеяние каралось смертью, а у эскимосов по долгу гостеприимства хозяин дома предлагал свою жену гостю-мужчине. В Новой Каледонии убивали близнецов, если это были мальчик и девочка, т.к. они совершили кровосмешение в чреве матери. А в Древнем Египте и Перу закон требовал, чтобы в семьях правителей братья женились бы на сестрах.
Одна из самых трудных этических проблем — это необходимость примириться с тем, что агрессия неразрывно вплетена в природный порядок, и что выживание одних форм жизни возможно только ценой гибели других. Голландский микробиолог и изобретатель микроскопа Антони ван Левенгук так выразил эту мысль: «Одна жизнь существует за счет другой, это жестоко, но такова воля Божия«.
Даже ведя самый совестливый образ жизни, мы все равно не избежим этой дилеммы. Алан Уоттс в статье «Убийство на кухне» рассмотрел с данной позиции дилемму мясоедства и вегетарианства. Тот факт, что «кролики кричат громче, нежели морковь», не показался ему достаточной причиной, чтобы сделать выбор в пользу последней. По-своему сформулировал эту мысль Джозеф Кэмпбелл в своем определении вегетарианца как «человека, которому недостает чувствительности, чтобы услышать, как плачет помидор». Поскольку жизнь должна питаться жизнью, хоть животной, хоть растительной, Уоттс рекомендовал в качестве решения подход, который обнаруживается во многих туземных культурах – там прибегают к ритуалам, выражающим благодарность за съеденное, а также покорное согласие с собственным участием в пищевой цепи в обеих ролях.
Однажды Альберт Швейцер, знаменитый немецкий врач, музыкант, филантроп и философ, лечил в своем госпитале в джунглях коренного африканца, страдающего от заражения крови. И вот, стоя возле этого африканца со шприцем, наполненным антибиотиком, Швейцер внезапно спросил себя, кто дал ему право уничтожать миллионы жизней микроорганизмов, чтобы спасти одну человеческую жизнь. Иными словами, согласно каким критериям мы считаем себя вправе полагать человеческую жизнь высшей по отношению к жизни других видов.
Божественные корни Зла. Каждый человек рано или поздно начинает задавать себе такие вопросы.
- Существует ли один источник творения, выходящий за пределы противоположностей и ответственный за добро и зло?
- А может быть, Вселенная — это поле сражения, где ведут свою битву две космические силы — добро и зло, как гласят зороастризм, манихейство и христианство? Если так, то какой из этих принципов сильнее и в конечном счете одержит верх?
- Если Бог, как утверждает традиционное христианство, благ и справедлив, всеведущ и всемогущ, то каким образом можно объяснить огромное зло, существующее в мире? Как это возможно, что миллионы детей гибнут от руки жестоких убийц или умирают от голода, рака и инфекционных болезней, не успев совершить в своей жизни никаких грехов?
Понятие кармы и перевоплощения, существующее в некоторых религиях, несколько лучше объясняет эту ситуацию. Оно учитывает также чудовищные несправедливости среди взрослых и различия в их судьбах. Христианская религия этих вещей объяснить не может, т.к. в 553 году Константинопольский собор исключил из христианского вероучения идеи перевоплощения души, и христианство осталось с проблемой всемогущего, справедливого и благого Творца, создавшего мир, полный несправедливости и зла. Вера в перевоплощение может дать ответ на самые насущные вопросы, касающиеся темной стороны жизни, но она не обращается к вопросу об источнике кармической цепи причин и следствий.
Проблема нравственности творческого принципа, который непосредственно отвечает за все страдания и ужасы бытия или допускает и терпит зло, поистине огромна и трудноразрешима. Наша способность принять творение таким, каково оно есть, включая его теневую сторону и нашу собственную роль в нем, — одна из самых больших трудностей, с которыми мы можем столкнуться в углубленных философских и духовных исканиях.
Проблема Добра и Зла тесно связана с процессом космического творения. Окончательное понимание и философское приятие Зла всегда включает признание, что в космическом творении ему отведена важная, даже необходимая роль во Вселенской драме. Поскольку космическое Творение является «творением из ничего, оно должно быть симметрично». Все, что возникает, обретая существование, должно уравновешиваться своею противоположностью. С этой позиции существование любых противоположностей есть совершенно необходимая предпосылка творения феноменальных миров. Аналогом этому являются эксперименты и теории современных физиков по поводу материи и антиматерии. Ныне полагают, что в самые первые моменты существования вселенной частицы и античастицы были представлены в равном количестве.
Существование теневой стороны творения усиливает его светлые аспекты. Конфликт между Добром и Злом во всех сферах и на всех уровнях бытия служит неистощимым источником жизни. Если очистить Вселенную от Тени, вселенская драма утратит необычайную глубину и богатство. И в конечном итоге мы придем к чрезвычайно блеклому и неинтересному миру. Поставь Голливуд фильм, отражающий такую реальность, кинотеатры наверняка были бы пусты. На создателей фильмов в значительной степени влияют вкусы и требования зрителей. И коль скоро Бог сотворил людей по своему образу и подобию, было бы не удивительно, если бы космическое творение следовало тем же принципам, что управляют творческой деятельностью и развлечениями в нашем мире.
Зло и страдания основываются на ложном представлении о реальности, в частности, на вере живых существ в свое отдельное индивидуальное Я. И чем дальше человек в своем неведении, чем дальше он отходит от света, тем больше он погружается во Тьму – туда, где плохо, где боль и страдания. Наконец, этого становится так много, что он сам ищет путей назад для воссоединения с духовным источником, из которого он когда-то вышел. В своих холотропных состояниях люди начинают понимать, что зло, боль, страдания – это все он сам. Вне человека этих вещей нет. И человек может сказать: «Я же это делаю самому себе! Ничего не происходит вне меня. Я в ответе за все, что я переживаю, за все, когда-либо происходившее. Я делал это и делаю, таков мой выбор. Я сам решил создать все эти ужасные миры«.
Как только человек сможет понять и принять свое бессознательное, как источник насилия и алчности, агрессия уменьшится и увеличится терпимость. Это порождает глубокое уважение к жизни и сочувствие ко всем живым существам, значительно уменьшит нашу склонность к аморальному и антисоциальному поведению и научит нас любви и состраданию. Мы в этом случае можем развить новую систему ценностей не на общепринятых критериях, а на знании и понимании Вселенского закона.
Мы постигаем, что являемся частью творения и потому вредя другим, вредим себе. Кроме того, идет принятие закона кармы и перевоплощений, и отсюда следует вывод, что если даже человек может избежать социального возмездия за зло, оно все равно вернется и ударит его, где бы и в какой бы эпохе он не воплотился снова.
Юнг: Поскольку абсолютных критериев нравственности не существует, каждое этическое решение является творческим актом, отражающим нынешний этап развития нашего сознания и доступную для нас информацию. Когда эти факторы меняются, мы, оглядываясь назад, можем иначе увидеть ситуацию. Однако это не означает, что наше первоначальное решение было неверным. Важно, что при данных обстоятельствах мы делали все возможное.
Поскольку Зло – часть мира, это непроявленное Добро, оно тесно вплетено в космическую канву и обязательно для существования эмпирических миров, его невозможно победить или уничтожить. Однако, если мы и не можем исключить зло из миропорядка, мы определенно способны преобразить себя и отыскать совершенно иные пути преодоления темной стороны бытия. Правильно преобразуя себя, мы становимся способны значительно сократить Зло и страдание в нашей повседневной жизни.
Мысль дня из Ашрама, 7 февраля 2016, воскресенье
Те, кто обуреваемы сомнениями в том, что принимать, а что отвергать, те, кто ослеплен иллюзией, и те, кто не могут отличить свет от тьмы, смерть от бессмертия, — все они должны следовать опыту великих людей, которые могут показать путь постижения вечной истины — само-освещаемой основы всего творения. Тогда оба — этот мир и рай будут объединены в одном сиянии! Для такой реализации нужно иметь глубокую тоску и интенсивные, упорядоченные практики. Это человеческое рождение является следствием бесчисленных добрых дел, и оно не должно быть растрачено впустую; этот шанс должен быть использован в полной мере. Как утверждается в Кенопанишадах: «Не следует выбрасывать эту драгоценную жизнь.» Когда существует так много шансов на спасение себя, не большая ли это потеря растратить их все впустую? Для всех тех, кто являются рабами гордости и проявлений, свойственных животным, это осознание, со временем, становится наиболее важным. Бесполезно откладывать это на потом; это так же глупо, как начинать рыть колодец, когда дом уже горит.
Джебран Халиль Джебран «Пророк. О добре и зле».
О добре в вас я могу говорить, но не о зле. Ибо что есть зло, как не добро, измученное собственным голодом и жаждой.
Поистине, когда добро голодно, оно ищет пищу даже в самых темных пещерах и когда оно жаждет, оно пьет даже затхлую воду.
Вы добры, когда вы едины сами с собой. Но и когда вы разъединены, вы не злы.
Ибо дом, где нет согласия — не логовище воров; это всего лишь дом, где нет согласия.
И корабль без руля может бесцельно блуждать среди коварных островов, но так и не пойти ко дну.
Вы добры в бесчисленных добрых делах. Но вы не несете зла и тогда, когда не творите добра. Вы просто теряете даром время и медлите.
В вашем стремлении сделать свое «Я» огромным лежит ваша доброта: и оно — в каждом из вас.
Но в одних это стремление сильно, как бурный поток, мчащийся к морю. В других — это мелкий ручей, что теряется в излучинах, петляет и иссякает прежде, чем достигнет берега.
И пусть тот, кто жаждет многого, не говорит тому, кто довольствуется малым:»Почему ты медлишь и колеблешься?»
Ибо истинно добрый не спросит нагого:»Где твоя одежда?» и не спросит бездомного:»Что стало с твоим домом?»
Чудесно!!! Спасибо большое!!!