Качества истинного мудреца
Единственным долгом Арджуны было беспрекословно следовать указаниям Кришны. Арджуна сказал:
«Свами, Я буду подчиняться Твоим приказаниям, каковы бы они ни были. О чем бы Ты меня ни попросил, я все выполню. Я не буду ничего предпринимать сам, без Твоих указаний»
Истинно это есть отношение Ученика. У него нет чувства «я» или «мое». У него нет ни эгоизма, ни привязанностей. Принимать каждое повеление Господа и следовать ему, в то же время уничтожая все следы эго и собственничества, — вот благородные черты Ученика.
Ученичество в христианстве:
- Ученик должен полностью подчиниться учителю. 2. Все свои вопросы и сомнения он решает через ответы учителя. 3. Ничего не предпринимает без разрешения учителя.
Паисий Афонский: У меня было недоумение; мне надо смиряться только перед старцем или перед всеми братьями или перед всеми послушниками? Всем оказывать послушание? Старец мне сказал: меня тревожит помысел, что даже животные лучше меня, и я должен перед ними смиряться и оказывать им послушание. Я спросил старца: послушание должно быть с рассуждением или без рассуждения? Старец отвечал так: Когда мы подчиняемся хорошему духовнику, у которого есть смирение и Любовь, нужно слушать его без рассуждения. Скажем, настоятель говорит тебе, иди на корабле в монастырь. Ты обдумываешь и говоришь себе: может, мне пойти через горы, побыть одному, получить духовную пользу? Но ты должен знать, что так ты поступаешь по своей воле, а не по послушанию. И Бог попустит, чтобы по дороге или змея тебя укусит, или ногу подвернешь, или заблудишься. Для чего? Чтобы научиться смиряться и не смотреть, что тебе выгоднее, а чтобы научиться предоставить Богу заботиться о тебе. Ибо только Он знает, что тебе нужно (как родителям дите доверяет). Если бы не предпочел поступить по своей воле, а проявил послушание и поехал на корабле, Бог покрыл бы тебя своей благодатью, и ты не получил бы вреда от пребывания среди людей.
Мы должны знать, что благодать Божия входит только в сердце, которое в простоте доверяет духовнику, а не поверяет все своим рассуждением.
Паисий говорит так: Бог человека очень любит, знает, что ему нужно и хочет ему помочь, прежде, чем тот его поросит. Бог всесилен, для Бога не существет никаких трудностей. В единственном случае Бог затрудняется помочь человеку – когда душа человека не смиренна («я сам, я сам»).
Например, кто нибудь ведет брань и постоянно побеждается какой-нибудь страстью (жадность, обидчивость, страх) – он может ненавидеть свои страсти, может пролить кровь, чтобы от них избавиться, но совершенно ничего не добивается, поскольку Бог не помогает ему и не будет помогать, пока тот не смирится. Когда мы имеем единственной целью смирение, тогда Бог все дает нам даром.
От нас требуется только смирением ответить на Его любовь – благодарностью. Этим мы приведем в действие благодать внутри нас, и потому она совершает все остальное. Бог внутри нас. Она дает нам любовь к Богу и познание Его, если будем иметь смирение, чтобы не препятствовать Божественной благодати и дать ей действовать. Единственное, что противостоит Божественной благодати – это высокоумие и гордость, собственная важность.
Сатья Саи Гита.
Но простое описание качеств ученика дало бы очень мало, поэтому Кришна начал с объяснения качеств трех состояний и различных аспектов трех миров. Арджуна обладал интеллектуальной проницательностью, которая дала ему возможность быстро понять внутреннее значение всего этого. Он понял, что это значит единство между тремя мирами — физическим, менальным и каузальным. Когда бы Арджуна ни закрывал глаза, он постоянно видел Кришну — это было неизгладимое впечатление у него в сердце, на каузальном плане. Это подобно печатанию на бумаге: когда картина отпечатана, ее невозможно отделить от бумаги. Таким же образом космическая форма Кришны стала постоянным впечатлением в сердце Арджуны.
Арджуна был идеальным человеком, однако он занимался обычной деятельностью, чтобы своим примером служить всему человечеству. Разум в нем всегда был сосредоточен на Лотосных Стопах Кришны. Арджуна знал, что его физическое тело существует с единственной целью — выполнять указания Кришны. Кришна считал это идеальным качеством истинного мудреца.
Настоятель афонского монастыря, старец Ефрем: Чадо мое, не стыдись меня нисколько, воспринимай меня, как представителя Бога, говори мне обо всем, даже, если помысел тебе и нашептывает что-то обо мне самом. Не беспокойся ни о чем, твоя ноша на мне.
Какими бы доверительными были бы отношения ученика и учителя, так ученик тренируется, чтобы когда-нибудь полностью доверять Богу.
Вот в чем цель земных учителей: доверяю своему духовнику, через него – Богу.
Сатья Саи Баба: думай обо мне, делай для меня все, старайся мне понравиться, не беспокойся ни о чем – я распоряжусь результатами трудов твоих.