Часто жизнь человека и физики и математики сравнивают с волновым процессом. Да и мы сами говорим, что жизнь – как американские горки – то уносит нас вверх, то бросает вниз. Все эти образы возникают в нашем сознании не просто так. Если следовать «египетским знаниям», то: «что внизу, то и наверху». И не только жизнь отдельного человека похожа на капельку в океане (даже не на волну, а только капельку в этой волне), но все человечество, состоящее из 7 млрд капелек, тоже можно описать как целый ряд волн, говорит Саи Баба.
Жизнь – это целый ряд волн.
Другие живые существа, такие как животные и птицы, можно описать как еще один ряд волн; растения тоже можно представить как волны, так же как и насекомых, и пресмыкающихся. Демонические силы тоже можно описать как волны так же, как и Божественные силы. В природе невозможно сказать, какой аспект одной волны сольется с другой. Поэтому, так же как капли одной волны в океане смешиваются и сливаются с другой волной, так же оказывается, что волна, обладающая человеческими качествами, может слиться с другой волной, обладающей свойствами других живых существ. Это один непрекращающийся процесс изменений и преобразований. Таким образом, жизнь можно описать как последовательность волн.
Таким же образом тело, как и разум, подвергается изменениям. Человеческая природа ассоциируется с процессом мышления, результатом которого является постоянно возникающая последовательность мыслей. Все процессы мышления тоже непостоянны. Они все время подвергаются изменениям так же, как и тело. До тех пор, пока вы не осознаете шесть видов изменений, происходящих в человеческом теле, а именно, рождение, рост, созревание, упадок, вырождение и смерть, вы будете заблуждаться, полагая, что человеческая жизнь неизменна. Коренной причиной отсутствия такого понимания является неведение, самообман, способствующий росту эгоизма.
Физическая Вселенная состоит из триллионов солнц, каждое со своим собственным миром; существует несчетное число планет, больших и малых, и бесчисленное количество существ; и во всей этой огромной Вселенной, Земля меньше даже самой маленькой капли; на этой Земле Индия — лишь маленькая страна. В этой маленькой стране есть крошечный штат. В этом крошечном штате существует еще более крошечный район. В этом крошечном районе есть совсем крошечная деревня. В этой деревне стоит малюсенький домик. И в домике сидит очень крошечное тело… Как нелепо думать, что такое крошечное тело может обладать эгоизмом и раздуваться от самомнения, если посмотреть на его ничтожный размер в этой огромной Вселенной.
Если вы посмотрите на Физическую Вселенную и на свое собственное место в ней, вы увидите, что с физической точки зрения вы ничтожнее былинки в этой Тотальности (Всепроникающем Единстве). Может ли такая ничтожная былинка надеяться когда-либо понять это Всепроникающее Единство? Может ли простая капля когда-либо надеяться измерить весь океан?
Однако океан сам постоянно подвергается изменениям так же, как и Земля… и как все остальное во Вселенной.
Мир, в котором вы живете, преходящ и мимолетен. Как может незначительная временная сущность, живущая в мимолетном мире даже пытаться понять бесконечную, неизменную Сущность? Чтобы понять эту Сущность, необходимо занимать постоянное место в пределах этой постоянной Сущности. Тело, личность и индивидуальность — все это временно. Их можно сравнить с миражом. Человек пытается утолить жажду в мираже. Мираж кажется водой, но на самом деле воды там нет. Нельзя намочить материю в мираже; его «водой» нельзя наполнить ведро или утолить жажду. Подобным образом ваше тело и ваша индивидуальная природа никогда не смогут удовлетворить жажду истинной радости, которую вы ищите.
Без Божественного Принципа мир полностью инертен
Весь огромный физический мир, является лишь чем-то вроде атома в ментальном мире, так же как ваше тело — лишь атом в физическом мире; а невероятных размеров ментальный мир — лишь размером в атом в каузальном мире. Физическую Вселенную, состоящую из пяти плотных элементов, можно воспринять с помощью пяти органов чувств. Но поскольку все в ней состоит из пяти и только из пяти элементов, она инертна и бесчувственна. Однако, ей присущ Божественный Принцип. Подобным образом Божественный Принцип можно также найти в ментальной Вселенной, хотя поскольку она состоит из тех же пяти элементов (в их тонком аспекте), она тоже инертна и неодушевленна. Но так же как Божественный Принцип свойственен инертному телу, поскольку, пребывая в нем, он дает ему энергию и жизнь, Он также присущ инертным физическому и ментальному мирам, давая им энергию и оживляя их. Как только ци или прана покидает физическое тело – оно мертво.
Этот Божественный Принцип исходит из казуального, самого тонкого мира из бесконечных Вселенных. Чтобы попытаться это понять, рассмотрим отражение в зеркале. Образ или отражение не имеет своего собственного независимого существования. Он двигается только тогда, когда двигается отражаемый предмет. Весь кажущийся блеск объектов в мире исходит из каузального мира, а затем отражается ментальным и физическим, действующими как зеркала. Так же, как сияние солнца отражается луной, сияние, присутствующее в каузальном состоянии, отражается в тонком ментальном состоянии, а затем в плотном физическом состоянии.
Теперь, предположим, что вы хотите украсить отражение в зеркале. Разве вы можете это сделать? Когда вы видите свое лицо в зеркале, разве вы можете нарисовать точку на лбу вашего образа в зеркале? Нет, это было бы бесполезным занятием. Вы ставите точку в центре своего лба на своем отражении, но как только вы сдвинетесь, образ тоже сдвинется, и точка, которая была в центре лба, теперь находится около уха. Когда вы двигаетесь в одну сторону, образ в зеркале тоже двигается в эту сторону, и точка уже не находится в центре.
Так, как же поставить точку на лоб отражения в зеркале, чтобы она там оставалась независимо ни от чего? Надо поставить точку на самом объекте; тогда можно двигаться в любом направлении или поворачивать зеркало — точка в отражении не сдвинется.
Чтобы капля – а это мы – отразила всю Вселенную, и мы прониклись тем, что есть Господь – эту точку надо поставить на собственном сердце. Когда я верю, я могу отражать Вселенную, быть безмятежной, спокойной, счастливой. Убрать свою важность и не думать, что я – пуп земли, и все должно крутиться вокруг меня.
Однажды великий художник пожелал написать портрет Кришна. Кришна позволил и не двигаясь, сидел на одном месте больше часа. Художник, сделав предварительный набросок, всю ночь работал и работал без устали над труднейшей задачей написать точное подобие Господа на холсте. Когда на следующее утро картина была написана, художник остался очень доволен своей работой. Он покрыл картину красивой материей и принес ее Кришне. Но, когда сняли материю, оказалось, что за прошедшие 24 часа Кришна полностью изменился. Художник поставил портрет рядом с Кришной. Взглянув на картину, а затем на Кришну, он понял, что сходства между ними очень мало. Кришна тоже посмотрел на картину и заметил:
«Мой дорогой, похоже, что здесь есть ряд неточностей.»
Кришна дал художнику еще один шанс. И так продолжалось в течение десяти дней. Каждый день художник переделывал работу заново, но точный портрет не получался. И вот ему стало очень стыдно; и он поспешил покинуть город. По дороге его случайно встретил Нарада, сын Господа Брахмы. Нарада расспросил художника о его печали и сказал ему:
«Кришна великий актер и великий режиссер. Он разыграл всю эту драму. Просто используя свой художественный метод, ты не сможешь написать Его портрет. Но если ты истинно хочешь преуспеть, тогда прислушайся к моим словам и безоговорочно исполни их.»
Художник согласился сделать точно так, как его научит Нарада. На следующий день пошел к Кришне, неся картину, покрытую красивой материей. Он сказал Кришне:
«Свами, вот Твое совершенное подобие. Какие бы изменения ни происходили в Твоем выражении и форме, образ, который здесь можно видеть, верно покажет все эти изменения».
Когда он снял материю с портрета, — открылось просто чистое зеркало.
Если вы хотите написать портрет Господа, который неизменен, такими временными средствами, как кисти, краски и т.п., вы не добьетесь успеха. В физическом мире все мимолетно. Все формы постоянно претерпевают изменения. Такие преходящие формы не могут дать истинного видения неизменного Господа. Если вы хотите получить чистое и неизменное видение Господа, вы сможете это сделать только в чистом зеркале – в своем собственном чистом сердце. Поэтому попытка найти Его через изменяющиеся формы, имеющие место в плотной физической Вселенной, — это своего рода иллюзия.
Мысль дня из Ашрама, 8 ноября 2015, воскресенье
Для поверхностного наблюдателя жизнь представляется бесконечным кругом, включающим потребление пищи и воды, работу и сон. Но на самом деле жизнь имеет гораздо более глубокий смысл. Жизнь — это жертва (яджна). Каждое действие — подношение Господу. Если вы проводите свои дни в делах, исполненных в духе самоотдачи, то ваш сон станет полным погружением в Божественное Сознание (Самадхи)! Большинство людей совершает большую ошибку, идентифицируя себя со своим телом и накапливая массу разнообразных вещей для его содержания и создания для него удобств. Даже когда тело становится слабым и немощным от старости, они стараются поддерживать его всевозможными средствами. Но на какое время можно оттянуть смерть? Когда появится слуга Ямы (Бога смерти), каждому придется уйти. Общественное положение, гордость и власть — все это исчезает перед лицом смерти. Помните, вы не есть это тело! Оно всего лишь ваше средство передвижения, данное вам для служения другим. Осознавая это, старайтесь днем и ночью с чистотой тела, ума и духа реализовать Высшее Я.
(«Према Вахини», глава 6)