Ты человек, а не животное
Не теряйте жизнь, бегая за мирскими удовольствиями. Поймите истину: вы получили это человеческое рождение не ради того, чтобы наслаждаться едой и сном. Если посмотреть вокруг, то можно увидеть, что все животные, включая птиц и червей, живут только ради пищи. Зачем нужна человеческая жизнь, если вы используете ее лишь для того, чтобы наслаждаться теми удовольствиями, которыми наслаждаются животные, птицы и черви? Какой смысл получить высшее образование, а затем проводить время, упиваясь низкими удовольствиями, которыми наслаждаются животные, птицы и черви, не получившие высшего образования. Каков идеал, предназначенный для человечества? Каково внутреннее значение заявления, что чрезвычайно трудно получить человеческое рождение?
Человеческая жизнь дана не для того, чтобы вести себя, как животное или как демон. Человек принял рождение, чтобы стать Божественным. Человеческая жизнь была вам дана для того, чтобы вы могли достигнуть высшего уровня Богосознания — Сознания Бога.
Тому же учил и Иисус Христос, когда Он говорил:»Не хлебом единым жив человек.»
Вы должны добиться выдающихся достижений. Жизнь вам дана для того, чтобы вы могли осознать Божественность, присущую вам и пребывающую в вас.
Ваш прямой долг как человека — отказаться от того, что непостоянно, и обрести то, что вечно.
Но сегодня вы не стремитесь к таким высоким качествам; вместо этого вы живете жизнью, полной привязанностей.
«Арджуна, — сказал Кришна, — тебя связывают сознание тела и привязанность к нему. Откажись от своей привязанности к телу.»
Следует спросить себя, почему в вас развивается привязанность к телу? Рассмотрим следующий маленький пример. Всякий знает, что нельзя обманывать. Многие люди в какой-то момент своей жизни берут обет, что с этого момента не будут лгать. Но в другой раз, вступая в разговор, они говорят неправду. Или возьмем бизнесмена, который знает, что нельзя лгать. Он берет на себя обещание, что ограничит свой заработок честной и скромной прибылью. Но на следующий же день он прибегает к нечестным методам. Или человек, решивший не сплетничать и не обижать других своими разговорами; однако по прошествии нескольких минут он полностью забывает свой обет и начинает кого-то критиковать.
Это показывает, что ум человека непостоянен; а без твердого и ровного ума он не способен контролировать свои действия. В святой праздник он, может быть, чувствует, что не должен думать ни о чем, кроме Господа, и должен воздерживаться от принятия пищи. Но через некоторое время он оправдывает себя, говоря: «Возьму хоть немного печенья к чаю.»
Если человек таким образом постоянно отходит от своих твердых решений, значит в нем действует какая-то очень сильная сущность, постоянно побуждающая его к подобным действиям. Если бы в нем не было такого сильного инстинкта или внутреннего побуждения, он наверняка бы не изменял своего решения и смог бы использовать свою волю, чтобы держаться взятой на себя дисциплины.
Желания заставляют вас нарушать взятые на себя обещания. Это и есть та скрытая сила, которую он не может ни понять, ни проконтролировать. Она связана с тремя гунами — качествами, которые существуют в человеке. Это саттва, раджас и тамас: гармоничное, активное (страстное) и пассивное (лень) качества в нем. Они взращиваются и поддерживаются пищей и сном.
Из этих трех, раджас-гуна и тамас-гуна скорее всего толкнут его на неправильный путь. У раджас-гуны есть сын по имени «желание». У тамас-гуны есть дочь по имени «гнев». Первое сильное побуждение, которое заставляет человека отказаться от всех своих решений, — это сименно желание. Желание действует как руководитель или главарь всех отрицательных качеств.
Конечно, вы можете планировать какие-то действия, чтобы победить своих внешних врагов, но это будет совершенно бесполезно до тех пор, пока вы не победите своих внутренних врагов. Если вы уступили внутренним врагам, то как вы собираетесь победить внешних врагов? Если внутренние враги подчинили вашу силу воли и уничтожили добрые намерения, то как вы сможете выступить против внешних врагов и победить их? Главарь отрицательных качеств, называемый «желание» сквозь отверстие вошел в дом; и вот другие враги, такие как ненависть, гнев, жадность и ревность, следуют за ним. В тот момент, когда эти враги вошли в вас, вы теряете всю свою проницательность и мудрость. В момент, когда вы теряете мудрость, вы отказываетесь от своего решения. Поэтому, самая главная причина невыполнения своего твердого намерения заключается в том, что желания поднимаются на поверхность.
Вокруг дворцов императоров и королей — обычно сооружается укрепленная стена, защищающая их от вторжения извне. В ней обычно есть ряд охраняемых ворот. Так же и храмы обычно расположены внутри огороженной территории, защищенной стеной, в которой находится целый ряд ворот или других входов. На тело можно смотреть как на защитную стену, внутри которой находится Бог, пребывающий в храме сердца в качестве Атмы. Внешняя крепость или храм строится с помощью кирпичей, цемента, песка и т.д., а храм тела построен из крови, костей и плоти. В этой стене из плоти и костей тоже есть ряд ворот в виде органов чувств. Именно через эти двери чувств желания и другие отрицательные качества вторгаются и овладевают святыней храма.
Тело дано вам для осознания Пребывающего в нем
Тело получает свою красоту от Пребывающего в нем, то есть от Бога. До тех пор, пока Пребывающий находится в теле, оно будет наполнено благоуханием и жизнью. Как только Пребывающий покидает его, оно теряет аромат и приобретает дурной запах.
Процесс преобразования тела в инструмент служения человечеству и осознания Божества, может принести огромную радость и внутреннее удовлетворение. Но человек думает о теле, лишь как о средстве, дающем ему физические удовольствия, и поэтому использует свое тело в основном неправильно.
Кришна предупреждал Арджуну, что это не является признаком настоящего человека. Он сказал Арджуне: «Дитя Мое, тело дано для того, чтобы понять Дехи, Пребывающего в нем. Используй его для этой священной цели. Животным и птицам не дана такая сила различения.»
Вы смогли получить много радости благодаря своей уникальной способности задавать вопросы и заниматься самоисследованием. Надо использовать все силы, чтобы понять законы, руководящие человеческой природой. Прежде всего следует понять силу желаний, которая заставляет вас отказываться от всех своих решений. Конечно, какое-то желание должно быть: без желаний вы не смогли бы прожить ни одной минуты. Но надо использовать все свои желания для добра, давая таким образом хороший пример другим. Это значит жить, как истинный человек. Если вы не сделали своей целью благополучие всего общества, вас нельзя назвать человеком.
Поскольку вы родились в обществе, поскольку вы живете в обществе и получаете огромную пользу от общества, вы должны служить обществу. Служа обществу, вы будете служить Господу. Какую бы работу вы ни выполняли, ее надо преобразовать в Божественную деятельность — ее надо преобразовывать в поклонение Богу.
Что бы вы ни выполняли, вы должны спрашивать себя: «Стоит ли это делать? Приведет ли это меня к цели?»
Все десять лучей или энергий, исходящих из тела, берут свое начало в Божественном свете, исходящем от Бога. Эти десять лучей являются отражением внутреннего света Атмы — лучезарности Всевышнего. Всегда держите это в своем сознании. Вы можете непосредственно видеть внешнее тело с его чертами, но поскольку вы не можете непосредственно видеть Атму, вы не осознаете сияния постоянно пребывающего во всех существах Господа.