Как пересечь бурлящую реку мирской жизни
Когда вы путешествуете по широкой могучей реке, каким главным знанием вы должны обладать? Вы должны обладать умением плавать. Это прежде всего; это должно быть первостепенным. Если вы отправляетесь в путешествие по огромной реке, не умея плавать, то как бы вы ни были образованы, вы рискуете утонуть.
Одному ученому-пандиту надо было пересечь реку, чтобы выступить на важном собрании. Ветер и течение реки двигались в противоположных направлениях, так что путешествие в тот день было очень медленным. Обычно пандиты имеют привычку много говорить, будь то про себя, повторяя стихи из Писаний, или с кем-то, кто оказался поблизости. В тот день лодочник сосредоточенно управлял лодкой, плывшей по реке. Поскольку пандит был единственным пассажиром в лодке, ему не с кем было поговорить, и поэтому он начал разговор с лодочником.
«Ты умеешь читать и писать?» — спросил он.Лодочник отвечал:«Нет, я не умею ни читать, ни писать.»
«Ты разбираешься в музыке?» Лодочник отвечал:»Свами, я понятия о ней не имею.»
«Какой ты странный. Тебе бы надо завести хотя бы радиоприемник, чтобы слушать музыку.» Лодочник признался: «Я даже не знаю, что такое транзистор.»
Пандит пришел в негодование: «Если в наш век Кали ты даже не знаешь о транзисторе, ты потерял большую часть жизни; по крайней мере четверть твоей жизни уже потеряна.»
«У тебя с собой есть газета?» — спросил он опять.Лодочник отвечал:»Нет, я не получил никакого образования — так, какой смысл мне иметь газету, Свами?»
Пандит продолжал:
«Это не имеет никакого значения. Сейчас модно иметь при себе газету, даже если ты не получил образования. Ты просто ее сворачиваешь и держишь подмышкой; так делают все. Если у тебя нет при себе газеты, то ты напрасно потратил еще большую часть своей жизни; по крайней мере половина уже потеряна.»
Через несколько минут пандит снова задал вопрос:»У тебя есть часы? Ты можешь сказать мне, который час?»
Лодочник отвечал: «Свами, по правде говоря, я не знаю, как по часам узнать время, так какой мне смысл иметь часы?»
«Если ты даже не способен понять, который час, надо носить на руке хотя бы часы из пластика. Сейчас это тоже очень модно. Смотри, какую большую часть своей жизни ты потерял. Если у тебя нет ни радио, ни газеты, и кроме того, ты не носишь часов, — три четверти твоей жизни потеряно,» — объяснил пандит.
Тем временем пронесся сильный ветер, быстро превратившийся в бурю. Лодку стало качать из стороны в сторону, и вскоре река разлилась как в наводнение. Лодочник уже не мог контролировать лодку.
Он спросил пандита: «Свами, ты умеешь плавать?» Пандит отвечал: «Нет, я никогда не учился плавать.»
Перед тем, как выпрыгнуть из лодки, лодочник сказал пандиту:
«О Свами, какая жалость! Какая потеря! Если ты не умеешь плавать, то сейчас ты потеряешь всю свою жизнь!»
Путешествуя по бурной реке, надо уметь плавать. Без умения плавать, все другие знания — философия, физика, химия, ботаника, коммерция, математика, политические науки и так далее — будут бесполезны. Путешествуя по жизни, вы плывете по бурной непредсказуемой реке, и надо знать, как держаться на воде, чтобы пересечь реку.
Чтобы безопасно переправиться через реку, вы должны обладать знаниями Атмы и развивать в себе большую способность различения, чтобы знать, что полезно, а что бесполезно при пересечении реки мирской жизни. Если вы не развили такой способности, вы никоим образом не найдете осуществления в своей жизни.
Внешняя и внутренняя свобода
Пока вы основываете свою жизнь на богатстве, собственности и на мирских предметах, вы никогда не сможете получить истинной радости. Каждый человек должен достигнуть двух вещей:
первое — это внешней свободы, а второе — это внутренней свободы.
Внешняя свобода говорит о независимости, о том, чтобы быть свободным от внешних оков и ограничений. Внутренняя свобода говорит об освобождении от оков органов чувств, о необходимости их полностью контролировать. Каждому человеку следует осознать оба вида свободы.
Во внешнем мире, если вы находитесь под контролем других людей, вы не сможете получить истинной радости. Во внутреннем мире, пока вы остаетесь рабами чувств, вы тоже не сможете наслаждаться истинной свободой. Даже для внешней свободы важен контроль над органами чувств.
Но для того, чтобы стать хозяином своего внутреннего мира, единственной, самой важной способностью, которую вы должны развить, является контроль над органами чувств, достигаемый путем овладения разумом. Стоит вам обрести контроль над разумом, и вы сможете получить истинную радость как внешне, так и внутренне, ибо тогда вы сможете видеть Господа везде.
Контроль над разумом и контроль над чувствами — вот та победа, которую должен одержать каждый человек. До сих пор вы жаждете разного рода радостей и удовольствий; вы продолжаете произносить молитвы с просьбой о счастье, но вы не делаете никаких усилий, чтобы выяснить, где находится истинное счастье.
Не позволяйте им возбуждаться и нестись за объектами чувств. Когда чувства возбуждены, возникают всякого рода слабости, и в процессе этого вы забываете Господа. Вместо того, чтобы следовать чувствам, твердо сосредоточьте свой разум на Господе; без Его Милости ваши силы покинут вас, и вы не сможете выполнить никакой полезной работы.