Истинная радость — это радость, исходящая из высшего «Я»
1. Все радости и удовольствия в этом мире временны и являются лишь отражением безграничной радости, которая находится в вас.
- Из-за невежества вы верите, что ваша радость идет от чувственных объектов и что эта кратковременная радость истинна.
- Но истинно только то, что постоянно. Временные радости, ассоциируемые с объектами этого мира, не являются истинной радостью.
- Истинна только Атмананда, вечное блаженство, которое есть Атма, а другие радости приходят и уходят.
- Все, что вы видите в состоянии бодрствования исчезает в состоянии сна.
- Все радости и горести, которые вы переживаете в состоянии сна, вы оставляете позади, когда возвращаетесь в состояние бодрствования.
- Люди и предметы, которых вы видите в состоянии бодрствования, покажутся изменяющимися отражениями в состоянии сна, а затем будут полностью поглощены и исчезнут в состоянии глубокого сна.
Вывод: Ваши радости меняются так же, как эти состояния.
Все мирские радости, которые вы считаете неизменными, в конце концов принесут вам много неприятностей и горя. Обращайте внимание только на основную истину; тогда вас не будут беспокоить различного рода проявления. Основа не меняется, тогда как проявления, зависящие от этой основы, меняются постоянно. Если бы основа менялась вместе с проявлениями, то вы даже не смогли бы жить.
Рассмотрим маленький пример.
Путешествуя из одного места в другое, вы используете машины, поезда, автобусы и т. д. и даже, если вы просто идете пешком, вы можете двигаться довольно быстро; в каждом случае это движение происходит относительно дороги, которая остается неподвижной и неизменной. Предположим, что вместе с движущейся машиной или движущимся автобусом сама дорога окажется в движении. Что тогда произойдет? Вы не сможете продолжать свое путешествие. Для того, чтобы достигнуть цели, дорога должна быть неподвижной.
Поскольку Атма — источник, населяющий ваше сердце — постоянна и устойчива, вы можете наслаждаться всем, что непостоянно и изменчиво в этом мире. Но этот мир мимолетен; он ненадежен и полон горя. Живя в мире, который подвергнут столь многим изменениям и модификациям, невозможно наслаждаться вечным блаженством. Освободись от мира и сосредоточься на трансцендентном принципе — обратись к Атме. Она вечна и неизменна; в ней ты найдешь нескончаемую радость, которую напрасно ищешь во вне в этом мире.
Нельзя вести машину, держа ногу на тормозе
Никто не говорит, что нельзя использовать свои чувства; просто надо научиться их правильно контролировать. Это подобно тормозам в машине: когда возникает опасность, вы используете тормоз, чтобы остановить машину. Вы сомневаетесь, сможете ли вы таким образом жить вообще и выполнять свои задачи. Свами не просит вас вести машину, держа ногу на тормозе, он предлагает использовать тормоз только в случае необходимости, чтобы контролировать машину, когда возникает какая-то опасность, как например, когда у вас плохие мысли, плохие чувства, когда вы видите и слышите плохое и т.д. — тогда вы должны использовать контроль. Если у вас совсем нет тормозов, то вы непременно попадете в беду.
Вол, не поддающийся контролю, лошадь без узды, машина без тормозов, человек, не контролирующий свои чувства, — все они опасны и ведут к беде.
«Поэтому, Арджуна, — сказал Кришна, — контролируя свои чувства и разум, осознай несовершенства, присущие всем объектам в этом мире. Тогда ты сможешь жить счастливо везде, потому что ты утвердишься в источнике всего счастья — Атме, которая есть вечное блаженство.»
Веданта никогда не учила, необходимости отказаться от семьи или от мирских обязанностей. Используйте все чувства правильно с моральной точки зрения в соответствии со временем и обстоятельствами. Именно в этом контексте Бхагавад Гита учит следующей дисциплине: соблюдать границы во всей вашей деятельности. Если вы делаете все правильно и в приемлемых границах, то ничто не принесет вам вреда; но в излишестве даже самая невинная деятельность может нанести вред.
Например, неограниченное принятие пищи в конечном счете приведет к проблемам пищеварения, а также к волнению разума. Избыток мыслей тоже опасен для разума. То же касается и привязанностей: чрезвычайная привязанность — это род ментальной болезни; но ограниченная привязанность не столь опасна. Так же, как тормоза используются в машине для благосостояния и защиты пассажиров, органы чувств должны быть взяты под контроль и использоваться для благосостояния и защиты обитающего в теле.
Отрешенность, преданность и контроль над чувствами
1. Контроль над чувствами подобен фитилю лампы вашего сердца.
- Топливо для лампы: это ваша преданность.
- Сосуд, содержащий масло: это ваша непривязанность.
Если у вас есть сосуд, масло и фитиль, то нетрудно зажечь лампу. Однако кто-то должен придти, чтобы зажечь ее. Этот Кто-то есть Бог.
Предположим, у вас есть цветы, игла и нитки; разве все это автоматически превратится в гирлянду? Нет. Должен быть кто-то, кто нанижет цветы, создав гирлянду. У вас могут быть золото и драгоценные камни, но без ювелира, создающего прекрасное ювелирное изделие из этих предметов, вы не сможете его получить. Даже если есть интеллект и знание, как вы получите образование без учителя? Даже если есть книга со всеми буквами алфавита и ваши глаза смотрят в нее, она будет для вас бессмысленна и бесполезна до тех пор, пока вас не научат читать. Даже если существует вездесущая Атма, духовное учение и стремление к познанию, должен прийти учитель, который передаст вам бессмертное знание.
Сам Бог поведет вас к цели, если вы готовы осознать реальность, находящуюся в основе всех объектов в мире и раскрыть Божественный принцип в себе.
Вам следует потратить некоторое время, чтобы осмыслить более глубокое значение всех этих учений о контроле чувств, но не на территории Ашрама, а на поле битвы, накануне великой борьбы за сохранение праведности и уничтожение свирепствующих сил несправедливости и неправедности. И это поле битвы – то место, в которм вы сейчас живете, находитесь. Контролируйте себя – и у вас все получится!