Люди критикуют отрешенность и контроль над чувствами, которым учит Гита. Они говорят, что в повседневной жизни это бесполезно и неприменимо для обычных людей. Но эта критика возникает потому, что они ничего не знают об истинном процессе, который имеет место. Все мимолетные удовольствия, которыми они наслаждаются, — это лишь отражение в разуме вспышек истинной радости, которая всегда пребывает в сердце. Человек думает снова и снова об определенном человеке или предмете, и разум его покидает место своего пребывания (в голове) и отправляется к этому человеку или предмету, принимая его форму; затем он вводит себя в заблуждение, думая, что наслаждается этим предметом. Но никогда то, что идет из разума не сможет стать истинной радостью; это лишь какая-то ограниченная радость, воображаемая в разуме, — отражение истинной внутренней радости, являющейся источником всех радостей.
Любая радость исходит из собственного «Я». Невежды думают, что они получают радость от чувственных объектов; но эта ограниченная радость, которую они испытывают, не исходит извне. В наших сердцах находится вездесущая истинная радость, и эта неизменная внутренняя радость накладывается на тот или иной объект, который кажется источником радости. Таким образом они верят, что получают радость от вещей этого мира, но их радость — это лишь крошечное отражения той безграничной радости, которая скрыта в них самих. Стоит им обмануть себя, думая, что радости и удовольствия, получаемые ими во внешнем мире, это истинный опыт, а та радость, которую они могут получить из внутреннего мира, — лишь иллюзия, и они теряют всякий интерес к работе над отрешенностью. Таким образом они отказываются от следования трансцендентальной радости и продолжают гоняться лишь за мирскими удовольствиями, которые, как они верят, можно получить от чувственных объектов.
Если бы какой-то объект приносил радость, то эта радость была бы одинаковой для всех людей. Однако вы знаете, что это не так: тот объект, который доставляет радость и удовольствие одним людям, может быть нежелателен для других людей; он может вызывать у них неприязнь. Если бы радость на самом деле была присуща самому объекту, она была бы одинакова для всех. Некоторые люди могут иметь пристрастие к огурцам, тогда как другие их совсем не любят. Если бы удовольствие было неотъемлемой частью огурцов, то все бы получали одинаковое чувство от них; они бы не приносили чувство радости одним людям и чувство неприязни другим. Откуда берется это различие в реакции людей? Почему одни вещи нравятся каким-то людям и не нравятся другим? Это без сомнения означает, что радость, которую испытывает человек, не исходит непосредственно от того объекта, с которым ее ошибочно отождествляют: радость исходит изнутри; это отражение неисчерпаемого источника радости, идущей изнутри самого человека.
Чувственные объекты могут дать лишь временную радость.
Приязнь или неприязнь, которые вы испытываете, являются лишь временным явлением; они непостоянны. Когда вы голодны, обычная пища будет казаться вам вкусной и доставит большое удовольствие. Но как только вы насытились, даже самая вкусная пища покажется вам невкусной. Единственным объяснением такого изменения является то, что приязнь или неприязнь исходит от вас, а не от объектов как таковых.
Радость или печаль человека зависит от его собственной приязни или неприязни к различным объектам. Можно заметить, что, когда у людей имеется сильная привязанность к кому-то, кто им очень дорог, то каково бы ни было отношение или поведение этого человека, они все равно будут его любить. В чем причина такой непоколебимой верности, такого любовного отношения, проявляемого к этому человеку, несмотря на ряд отталкивающих черт в его поведении? Причина в том, что, когда кто-то вам нравится, все, что этот человек говорит и делает, будет вам казаться очень приятным. Когда кто-то вам очень дорог, когда вы чувствуете, что сильно любите кого-то, то вы будете испытывать чувство, которое зовется «любовью», — на самом деле чувство привязанности к другому человеку. При такой привязанности, любовь и радость, которые возникают, исходят только от вас самих. Независимо от того, испытывает другой человек такие же чувства или нет, те чувства, которые испытываете вы, исходят только от вас самих; они не являются частью другого человека.
Нечто подобное рассказал Яджнавалкья своей жене Майтрее:
«Дорогая моя, ты любишь меня не за меня самого, а ради себя. Все, что ты любишь и что тебе дорого, ты любишь только ради своего собственного ‘Я’. Твое собственное ‘Я’ тебе дороже всего; ради него, тебе и дорог кто-то другой. Чувства, которые ты испытываешь к другим, — это лишь частичное проявление той великой Любви, которую ты всегда чувствуешь к своему ‘Я’.»
Саи Баба: «Все, что вы делаете (чувствуете), вы делаете только ради себя»
Ведь что мы говорим другим: «из-за тебя я это сделала» или не сделала что-то, или «всю жизнь свою отдала».. Однако объект наших дел или чувств – это мы с вами, люди даже могут не знать о них, или не испытывать к нам ничего, а мы продолжаем делать и любить. И однако это лишь тень тех чувств, отголосок нашего ума о чувствах. На самом деле они в сердце внутри нас и могут быть по настоящему проявлены и по настоящему прочувствованы, если мы, как ни странно, будем применять практику отрешенности, т.е. не «любовь» к одному или нескольким объектам, а вообще, правило мудреца: все и всё одинаково прекрасно, и контроль над чувствами.
Сознание тела омрачает чистую Любовь высшего «Я»
Итак, во всем мире каждый человек, кем бы он ни был, любит другого только ради себя, а не ради того человека.. Когда к чистой Любви примешано сознание тела, то она становится привязанностью и эгоизмом, что неизбежно ведет к печали.
Тело непостоянно; смерть неизбежна для всех. Разве не странно, что умирающие плачут и скорбят о тех, кто уже умер? Каждому придется принять смерть, то есть каждого можно считать умирающим. В таком случае, даже хотя все люди находятся среди умирающих, они чувствуют печаль и горе, думая о тех, кто умер, как будто смерть — это что-то совершенно необычное и неожиданное, а не единственное завершение, которое неизбежно для всех. Печаль, которая появляется, особенно когда умирает кто-то близкий и дорогой, возникает только из-за привязанности. Если вы беспокоитесь о другом теле, отлично зная, что смерть неизбежна, то это может быть результатом лишь привязанности, которая развилась к этому телу. Эта привязанность и есть результат вашего горя. Поэтому главной причиной горя, переживаемого в результате чьей-то смерти, является привязанность, а не Любовь. По существу каждый человек ищет радости. Он жаждет радости, но не хочет печали. Человек всегда стремится к прибыли, но не к потере. Такова его природа. Прибыль, радость и блаженство свойственны его натуре; они являются самой сутью его бытия. С самого рождения каждый человек хочет быть только в выигрыше; он не хочет испытывать боли, он не хочет сталкиваться с несчастьем и потерей; он хочет только выгоды и прибыли, а также счастья, которое они приносят.
Из всех выгод и достижений, самую большую радость приносит Атма, знание своего истинного «Я». Вы должны найти эту радость и сделать своей. Эта радость вечна, а не временна
Мысль дня из Ашрама, 20 июля 2015, понедельник
Люди заняты исследованием космоса, но не предпринимают ни малейших усилий для того, чтобы исcледовать Божественное в себе самих. Какая польза от экспериментов в космосе, если нет истинного взращивания человеческих качеств и практики основных добродетелей, таких, как почтительное поведение в отношении матери, отца и наставника? Люди сегодня живут в человеческой форме, но полны животных качеств! Священные Писания провозглашают, что люди могут достичь бессмертия лишь посредством отречения (тьяги), а не посредством действий, богатства и потомства. От чего же следует отречься? Отрекитесь от своих дурных качеств. Чтобы проявить присущую вам божественную природу, развивайте любовь к Богу и страх греха, а также приверженность праведному поведению (сангха нити). Если вы страшитесь греха и любите Бога, вы не можете предаваться безнравственным занятиям, что автоматически обеспечивает нравственность в обществе. Бога можно познать лишь на опыте, а не путем экспериментов. Поэтому следуйте выбранным вами духовным практикам с усердием и искренностью.
(Божественное выступление 5 июля 1994 г.)