Повторим высказывания К.Г. Юнга по поводу эмоций.
Ощущение объективности, которое я испытывал в своих видениях, означает отстраненность от всякого рода оценок и от того, что мы зовем эмоциональными привязанностями. Для человека эти привязанности значат очень много. Но они всегда несут в себе проекцию, некое субъективное смещение угла зрения, и необходимо устранить его, чтобы достичь объективности и самодостаточности. Эмоциональные связи — это наши желания, они влекут за собою принуждение и несвободу. Мы чего-то ожидаем от других, и тем самым ставим себя в зависимость от кого-то. Объективное знание, как правило, скрыто за эмоциональным отношением, и в этом суть. И только объективное знание делает возможным действительное духовное соединение.
Объективное знание – это то, что находится за 4% наших сенсорных ощущений и оценок. Это знание о том, как на самом деле устроена вселенная и кто мы есть в ней. Нам понять это и увидеть мешают наши эмоции. Если на работе, в семье мы задействованы эмоционально, мы не можем оценить ситуацию объективно, мы видим ее только с одной стороны, только ее проекцию.
«Познай саиого себя и ты познаешь весь мир» — тема самопознания. Но возможно ли заниматься самопознанием, если мы находимся в эмоциях – обиды, гнева, ненависти, раздражения, ревности, страсти?
Сатья Саи Гита. Контроль над Чувствами — Ключ к Высшей Духовной Мудрости
Кришна в Гите в своем учении Арджуне подчеркивал необходимость обучения контролю над чувствами и развитием отношения непривязанности к миру (отрешенности от мира). Это необходимое условие для создания прочного основания. Если основание непрочно, то дворец Самопознания,долго не устоит; оно скоро развалится.Если вы хотите зажечь лампу, вам понадобится масло, сосуд для него и фитиль. Таким же образом, если вы хотите зажечь лампу мудрости, необходима отрешенность, преданность и контроль над чувствами. Отрешенность можно считать сосудом, а преданность — маслом. Контроль над чувствами можно сравнить с фитилем. Привнеся все эти три элемента, можно зажечь лампу внутреннего «Я». Для того, чтобы зажечь такую лампу в сердце Арджуны, Кришна предупредил его о том, что прежде всего необходим контроль над органами чувств.
Контроль над чувствами является первым из 3-х необходимых условий для начала всякого пути человека, чтобы от состояния животного перейти к состоянию человека.
Запад ищет самопознания вовне, восточный человек – внутри. Если ищем вовне, теряем время, т.к. узнать другого человека до конца невозможно – почему он так живет, работает, любит, рожает.. Если ищем внутри: я уже являюсь большим количеством предков, и я могу честно и искренне не скрывать себя самого перед собой. Я – целый мир, и я могу разобраться в себе с большей вероятностью, чем в другом.
Притча о фонаре и иголке ( в изложении Ошо).
Пользуйтесь вашим разумом для рассмотрения вещей, где они есть, а не там, где их нет, даже если они в темноте. Идите внутрь.
Однажды вечером люди увидели, как Рабия почему-то выскочила на улицу из своей хижины. Они собрались вокруг неё — бедная старая женщина! — и спросили:
— Что случилось? Что ты ищешь?
Не поднимая головы, она сказала:
— Я потеряла иголку.
Все бросились искать её. Вскоре кто-то додумался спросить:
— Рабия, улица большая, ночь спустилась, скоро станет совсем темно, иголка такая маленькая. Ты можешь точно указать, где она упала?
Рабия сказала:
— Иголка упала в доме.
— Ты, должно быть, сошла с ума? Если игла упала в доме, что ты делаешь здесь?
— Потому что здесь светлее, а в доме совсем темно.
— Даже если свет здесь, как ты найдёшь иглу, если ты не теряла её здесь? Правильнее будет принести свет в дом, и там ты сможешь найти иголку!
Рабия засмеялась и сказала:
— Вы так внимательны к мелочам. Когда же вы станете пользоваться вашим разумом в вашей личной жизни? Я вижу, все ваши устремления направлены вовне, я знаю это точно, теперь я убедилась на опыте, что то, к чему вы стремитесь, потеряно внутри. Воспользуйтесь вашим разумом! Почему вы стремитесь к счастью во внешнем мире? Вы потеряли его там?
Они стояли ошарашенные, а Рабия скрылась в своём доме.
Саи Баба о контроле над Чувствами.
Большинство людей не могут добиться строгого контроля над чувствами. Даже если бы они сделали усилие в этом направлении и достигли контроля над чувствами в какой-то мере, обычные люди не смогли бы продолжать идти в этом направлении, потому что они совершенно убеждены, что различные наслаждения, которые они испытывают, приходят к ним через органы чувств и объекты чувств.
Мы сейчас говорим о совершенном контроле над чувствами, т.к. негативные чувства – это только часть работы над собой, другая часть – это и наслаждение едой, вещами, сексом и т.п. – не изолируют нас от мира иллюзий, а крепко удерживают в нем.
Если бы они должны были навсегда отказаться от чувственных удовольствий, они бы решили, что сама их жизнь пришла к концу. Они считают чувственные удовольствия единственным источником счастья, потому что они непосредственно испытывают это изо дня в день, тогда как радость самопознания, священное знание Атмы, — это то, чего они никогда не испытывали. Если у вас в руках птица, отпустите ли вы ее, чтобы попытаться поймать двух, прячущихся в кустах? Рассуждая таким образом, они считают безумием отказаться от чувственных удовольствий, которые они испытывают каждый день, для того, чтобы сосредоточиться на Атма-джнане, чего они никогда не испытывали.
К К.Юнгу приходили на прием люди с неврозами, которые имели все, наслаждались всеми удовольствиями, имели хорошее образование и семью, однако чувствовали себя глубоко несчастными.
Юнг: «Я часто видел, как люди становились невротиками оттого, что довольствовались недостаточными или неправильными ответами на вопросы, которые задавала им жизнь. Они искали успеха, положения в обществе, удачной женитьбы, славы, но оставались несчастными и страдали от неврозов, даже достигнув всего, к чему так стремились. Эти люди страдают какой-то духовной узостью, жизнь их обычно бедна и лишена смысла. Как только они находят путь к духовному развитию и самовыражению, невроз, как правило исчезает. Поэтому я всегда придавал столько значения самой идее развития личности».
Юнг приводит пример одной своей пациентки и своего сна, с ней связанного. Она была дочерью богатого еврейского банкира, хорошенькая, элегантная и неглупая. Девушка не один год переживала невротические страхи, а после неудачного опыта с психоаналитиком ее состояние ухудшилось.
«Я попросил ее, как всегда делаю в подобных случаях, рассказать про своего деда. В какой-то момент она закрыла глаза, и я тотчас понял, что попал в точку. С ее слов выяснилось, что дед ее был раввином и принадлежал к какой-то секте :«Говорили, что он был в своем роде святой и еще ясновидящий. Но это же совершенная чушь. Такого быть не может!», сказала девушка.
Итак, с историей ее невроза уже все было понятно. Я сказал ей: «Теперь я сообщу вам нечто такое, с чем вы, возможно, не согласитесь. Ваш дед был цадиком. А ваш отец отказался от своей религии, он выдал тайну и забыл Бога. И ваш невроз — это страх перед Богом». Она была потрясена.
В следующую ночь я увидел сон. У меня в доме собрались гости и среди них моя маленькая пациентка. Она подходит ко мне и спрашивает: «Нет ли у вас зонтика? Идет такой сильный дождь». Я нахожу зонт, неуклюже пытаюсь открыть его и уже собираюсь отдать ей. Но что это? Я опускаюсь перед ней на колени, словно перед божеством.
Я рассказал ей об этом сне, и через неделю ее невроз исчез. Сон объяснил мне, что за внешними проявлениями, за легким покровом, скрыта некая сакральность. Но сознание девушки не было мифологическим, и потому ее глубинная сущность не могла себя выразить. Вся ее сознательная жизнь уходила на флирт, секс и наряды, но лишь потому, что она не знала ничего другого. Ей хватало здравого смысла, и жизнь ее была бессмысленна. Но в действительности она была Божье дитя, и ей предстояло исполнить Его тайную волю. Я видел свою задачу в том, чтобы пробудить в ней религиозное и мифологическое сознание, поскольку она принадлежала к тому типу людей, которым необходима некая духовная работа. Таким образом, в ее жизни появился смысл, и от невроза не осталось следа».