Ты есть Атма, ты есть Бог
Кришна сказал Арджуне:
«Помни, что в действительности ты есть Пребывающий в теле, а не само тело. Ты тот, кто носит материю, а не сама материя. Ты жилец дома, а не дом. Ты есть «Знающий поле», но принимаешь себя за поле. Наслаждение всем мимолетным может дать тебе лишь непрочное счастье; в конце концов минутные удовольствия и наслаждения обернутся печалью. Непостоянные объекты ведут к непостоянству.
Поэтому держи свой разум в уравновешенном состоянии и выполняй свой долг, помня Атму. Не думай и не волнуйся о рождении и смерти, о радостях и печалях, которые накапливаются в тебе. Рождение и смерть касаются только тела — они не касаются тебя. Ты не есть тело; ты есть постоянная сущность, свободная от рождения и смерти. Ты не имеешь ни начала, ни конца. Ты никогда не был рожден и никогда не умрешь; и ты никого не можешь убить. Ты есть Атма. Ты Вездесущ. Истинно, ты есть Бог. Твое самое сокровенное «Я» есть Бог, а Бог есть твое «Я» (Сущность); Атма — это Брахман, а Брахман — это Атма.»
Будет ли кто-либо горевать о том, что огонь обжигает, зная, что сама природа огня — производить жар? Будет ли кто-нибудь страдать от печали, познав, что лед охлаждает? Сама природа огня состоит в том, чтобы жечь, а сама природа льда — охлаждать все, что входит с ним в контакт. Так же и все, что рождается, когда-нибудь умрет. Это естественно. То, что свободно приходит, должно также свободно уйти. Поэтому не следует мучить себя тем, что естественно, как например, рождение и смерть, радость и печаль. Необходимо осознать недостатки и слабости всего в этом мире; рано или поздно все, что существует в мире, должно будет подвергнуться изменениям.
Те же пять элементов, которые можно найти везде, во всем мире, можно также найти в вас и во всех других людях. Даже если вы начнете поиск в самых отдаленных уголках земли, вы поймете, что в действительности вы всего лишь ищите эти пять элементов: это все, что можно найти в этом мире. Но поскольку эти элементы уже находятся в вас, то зачем искать их во внешних объектах? Вполне естественно, что вы ищете и стремитесь к чему-то, чего у вас нет. Но неестественно искать и стремиться к тому, что у вас уже есть. Существует лишь одна сущность, которая превосходит эти пять элементов: это Божественность. Вот к чему вам надо стремиться.
Всегда держите Атму в поле зрения, и ничто не принесет вам вреда
Джнана или мудрость — это видение Единого везде. Это всеохватывающее единство — Тотальность — и есть Атма. Найдите это единство и постоянно держите его в поле зрения. Если все ваши действия будут основаны на Атме, они станут священными и чистыми. Если вы совершаете все действия во имя Атмы или ради удовольствия Бога, вы будете освящены и наполнены мудростью. Целый ряд мудрых Риши еще с древних времен делали героические усилия, чтобы достигнуть этого состояния — вечного пребывания в высшей духовной мудрости.
Однажды император Александр Македонский достиг берегов реки Синдху. Он намеревался завоевать и разграбить Индию и с этой целью пришел с большой армией. В те времена не было больших проезжих дорог; существующие дороги были скорее похожи на пешеходные тропинки. Император со своей армией пересек реку Синдху и вошел в лес. Разведчики, посланные вперед, нашли йога, лежащего под деревом с ногами в разные стороны в глубоком сне. Этот йог достиг стадии Стхитапраджны — он был мудрецом. Один из солдат подошел и разбудил йога, велев ему сойти с тропы, но он был совершенно равнодушен ко всем усилиям солдата: он не сдвинулся с места.
Греческий солдат стал угрожать ему, говоря, что сам великий император Александр с армией идет к месту происшествия. Он был в ярости, увидев, что даже после прибытия императора, йог оставался полностью безразличным — он не проявил должного уважения и учтивости к императору. Тогда солдат пригрозил отрубить йогу голову. Стоило йогу услышать, что взбешенный солдат хочет отрубить ему голову, как он начал смеяться. Он встал — на его лице не было и следа страха; он был полностью безмятежен.
Император, увидев, что его лицо сияло, заговорил с ним так:
«Мой солдат угрожает отрубить тебе голову, однако ты кажешься очень счастливым. Если бы ты был обычным человеком, ты бы тотчас сдался, распростерся перед солдатом и попросил у него прощения. Но ты лишь улыбаешься». Йог ответил:»Я воплощение Сат-Чит-Ананды; Я вечная Истина, осознанность, блаженство. Я всегда свободен. Твое оружие не может нанести мне вреда. Огонь не может меня спалить. Вода не может меня смочить. Ветер не может унести меня. Я никогда не был рожден и никогда не умру. Я бессмертная Атма; такова моя Реальность. Вот этот солдат грозится убить меня, отрубив голову. Но это совершенная нелепость. Это и заставило меня смеяться.» Император был очень удивлен, услышав подобные слова. Он подумал: В Индии есть люди, которые достигли таких высот в духовной жизни, что им не страшна даже смерть. Как можно покорить такую нацию? Нет, лучше и не пытаться этого сделать.» И придя к такому решению, он повернул армию обратно и не стал продвигаться дальше по территории Индии.
Поняв чувства, вы можете их контролировать
С незапамятных времен в Индии жили великие святые, подобные этому йогу, и своим примером они научили другие нации высшей духовной Истине. Большинство людей, которые не владеют методом контроля над чувствами, теряются и идут неправильным путем. Но в действительности контролировать чувства очень легко. Для тех, кто не знает, все кажется трудным; для тех, кто знает, — все легко. Необходимо направить все усилия на то, чтобы понять, что все удовольствия и наслаждения, полученные через органы чувств, ведут к печали.
Первый шаг к тому, чтобы научиться контролировать чувства, состоит в том, чтобы исследовать недостатки и проблемы, связанные с различными объектами этого мира. Ради временных радостей и удовольствий вы подвергаете себя большим трудностям и множеству проблем, которые будут вас преследовать в течение долгого времени после того, как маленькие мимолетные радости забыты. Если человек, страдающий какой-то болезнью, съест пищу, которая ему противопоказана, некоторое время он может все еще чувствовать себя хорошо. Нарушив диету и приняв запрещенную пищу, он может временно испытать какую-то радость; но в скором времени он испытает грустные последствия своих действий. Это может даже привести к опасной ситуации. Так же и человек, соблазненный временными радостями, в конечном счете будет страдать от многих проблем.
Многие могущественные цари и короли строили великолепные палаты и дворцы, наслаждались роскошью, ели изысканную пищу, ездили в роскошных автомобилях и баловали себя бесчисленными предметами суеты, все время считая, что они наслаждаются всеми удовольствиями, какие только можно получить на Земле. Однако, если разобраться глубже — наслаждается ли царь роскошью или роскошь наслаждается им? — то придется придти к заключению, что роскошь наслаждается царем. Это им наслаждаются чувственные объекты. Они буквально его едят: вскоре он становится слабым, больным и старым.
Если бы он действительно наслаждался чувственными объектами, то он бы должен получить от них безграничное здоровье и силу; но поскольку именно им наслаждаются чувственные объекты, он полностью теряет здоровье, и продолжительность его жизни сокращается. Не сознавая этой истины, он временно испытывает какое-то удовлетворение. Он направляет свое видение на эти преходящие чувственные объекты, не сознавая страшных последствий, к которым в конечном счете приведут его беспорядочные желания наслаждаться чувствами.
Осознайте мимолетность всех чувственных объектов
Некий человек пошел к хироманту (астрологу, читающему судьбу по ладони). Он показал свою ладонь. Астролог заявил, что одна линия указывала на то, что он будет очень богат. Услышав это, человек был вне себя от радости. Продолжая рассматривать его руку, астролог сказал ему, что он получит много почестей. Человек стал еще счастливее. Затем, продолжая исследовать ладонь, астролог заметил: «Вы будете занимать очень высокое положение.» Человек был так счастлив, как будто ему только что сказали, что он в тот же день станет премьер-министром. Затем астролог сказал ему, что у него будет много детей. Теперь уже радости его не было конца.
Высказав все это, астролог добавил: «Но ваша жизнь будет очень коротка.» Как только человек это услышал, вся его радость исчезла: он был удручен — он был просто в отчаянии. Это говорит о том, что каким бы богатством вы ни обладали, какое бы высокое положение вы ни занимали, какими бы почестями вас ни осыпали и сколько бы детей у вас ни было, если период вашей жизни ограничен, то в конечном счете какой смысл во всем этом? Если вас здесь не будет, то разве все это может иметь для вас какую-то ценность?
Сколько было на свете царей и императоров? При каких обстоятельствах они ушли из этого мира? Разве мог кто-нибудь взять с собой хотя бы щепотку земли? Если вы задумаетесь над прошлой историей человечества, вы сможете понять, насколько непостоянен этот мир. То есть истинного и вечного нельзя ни приобрести, ни найти в этом мире.
Все, что вы видите во внешнем мире, — это лишь отражение того, что находится внутри вас. В вас находится лишь одно — то, чем проникнуто все, то, что вечно истинно, вечно Божественно, вечно прекрасно. Приложите все усилия, чтобы достигнуть этой истины. Старайтесь жить в этой Божественности; будьте едины с Божеством, являющимся самим воплощением всей красоты.
РАЗМЫШЛЕНИЕ ОБ ИСТИННОМ ~ ВИДИМЫЙ ВАМИ МИР — ЭТО ВАШЕ ОТРАЖЕНИЕ — Суббота, 13 июня 2015 г.
Когда вы очки
с голубыми стёклами одеваете,
вы видение всего
в голубом свете обретаете,
хотя великолепием красок
обладает природа.
Если вам видится,
что мир полон проблем всякого рода,
то ошибка находится
в вашем представлении.
Если всё кажется вам любовью,
то это тоже только любови проявление.
Основная этого причина —
ваше ощущение.
Вы с недостатками мир узнаете,
если сами недостатками обладаете.
Если вы свои недостатки уберёте,
то вы недостатки в мире не найдёте,
даже если будете их искать,
так как недостатки не будете знать.
Поэтому развивайте добродетели,
недостатки удалите.
Действуйте в покое и радости,
и в любви живите.
Радости и любви достаточно в каждом,
с ними трудись.
С ними вы, несомненно, сможете спастись.
(«Према Вахини», глава 47)
Кошмар! Какие же мы Боги?! Мы его слуги!