Будьте бдительны, контролируя свои чувства
Некогда в древней Индии жил великий святой по имени Хазрат Мухаммад. Он был в высшей степени добродетельным, истинным мудрецом. Он полностью владел своими чувствами. Однажды стало известно, что близок его конец; все преданные собрались у его ложа. Он страдал от сильной боли в горле и делал героические усилия, чтобы ее превозмочь. Казалось, он хотел что-то сказать, но не мог. Преданные очень хотели выяснить, какое напутствие учитель хочет оставить им в свои последние минуты на Земле.
Тогда, собрав последние силы и овладев своим голосом, Мухаммад сказал: «Мои дорогие дети, все это время за мной следовала Майя, сила иллюзии. Майя сказала мне: «Все являются моими рабами; никому не удавалось освободиться от меня; но ты каким-то образом сумел полностью победить меня». Тогда я ответил: «Майя, пожалуйста, не заявляй, что я полностью победил тебя, пока во мне еще есть жизнь, пока еще в груди осталось немного дыхания. До последнего дыхания трудно поверить, что ты побеждена». Мои дорогие дети, до сих пор Майя была покорена мной, но не знаю, сумею ли я преуспеть в этом до последнего дыхания. В эти последние минуты, чтобы освободиться от Майи, я постоянно думаю только о Боге и молюсь Ему всем сердцем.»
Затем он замолк и так закончил свою жизнь.
Как показывает эта история, вы должны быть осторожны до последнего своего дыхания, чтобы не поддаться органам чувств.
Древний Патерик. Мать Синклитикия сказала: будем трезвиться; ибо чрез чувства наши, хотя мы и не хотим, воры приходят. И душа, как корабль, то от внешних треволнений потопляется, то от внутреннего накопления воды идет ко дну.
Саи Баба. Чтобы завоевать Атму, надо контролировать проявляющиеся чувства; поэтому контроль над чувствами — это неотъемлемая часть Пути Мудрости, Санкхйа-йоги, которой обучал Кришна. Стоит вам научиться полностью контролировать чувства, и вы легко сможете овладеть Бхакти-йогой, Карма-йогой, Джнана-йогой и всеми другими йогами.
Вначале вы можете подвергнуться некоторым трудностям. Когда вы учитесь водить машину, то сначала вам надо попрактиковаться на открытом поле. Только после того, как вы научитесь контролировать машину и овладеете искусством вождения, вы сможете ехать по главным улицам и узким переулкам города. Если вы до этого попробуете водить машину в потоке городского движения, то это не только будет трудно, но и опасно. Подобным образом стоит вам овладеть своими чувствами, как их притягательная сила не сможет больше на вас действовать, и вы можете лицом к лицу встречать любую ситуацию без волнений и проблем.
Победа над чувствами через самовопрошание
Надо развить в себе широкий взгляд на вещи. Проникнитесь духом исследования и осознайте, что такое Атма и что такое анатма. После того, как вы разовьете в себе силу различения, вы сможете безопасно двигаться в этом мире, в то же время продолжая твердо держать цель в поле своего зрения.
Постоянно изменяющиеся чувства никогда не смогут дать вам вечной радости. Только когда вы достигнете знания Атмы, вы испытаете истинную радость. Все остальные знания, которые дает образование, могут лишь помочь вам зарабатывать на жизнь. Только знание Атмы есть истинное образование.
С этим знанием вы сможете наслаждаться единством всего живого. Стоит вам отождествить себя с Божеством, которое есть все, и больше не будет существовать расхождений, возникающих из чувства различия. Когда вы испытаете, что весь мир есть не что иное как Бог, вы оставите даже привычку делать различение, ибо когда все видится как ОДИН, вопрос различения не возникает.
Как Свами упоминал ранее, органы чувств могут быть очень опасны; они подобны диким лошадям. Если не использовать поводья для их обуздания, они унесутся с колесницей, куда захотят. Направляйте чувства с помощью разума. Пусть ваш вкус, обоняние, зрение, слух, осязание — различные чувственные восприятия — будут под вашим контролем.
Свами не раз говорил вам не смотреть и не слушать слишком много. Только когда вы что-то видите или слышите, вы начинаете об этом думать. А начав думать об этом, в вас развивается привязанность к этому, и тогда вы хотите этим владеть. Стоит начать говорить о какой-то вещи, как вы думаете о ее форме. Поэтому, каков бы ни был объект, первое, о чем вы должны спросить себя, это: «Есть ли в нем какие-то дефекты или недостатки?» Когда вы найдете дефекты, в вас не разовьется привязанности к этому предмету. Если вы хотите достигнуть Бога, вы должны освободиться от дефектного зрения, дефектного осязания, дефектной речи, дефектного слуха.
Контроль языка — первый шаг контроля над чувствами
Язык выполняет две функции. Глаза обладают только одной способностью — видеть. Уши тоже обладают одной способностью — слышать; нос тоже обладает одной способностью — нюхать. Но у языка — две способности: он может говорить, и он может чувствовать вкус. Поэтому надо сделать особое усилие, чтобы его контролировать. Вы не имеете никакого права критиковать других, вы не имеете никакого права думать плохо о других; гораздо лучше думать о своих собственных недостатках. Усматривайте добро в других и устраняйте плохое в себе. Только после того, как вы спасете себя, вы сможете стать инструментом для спасения других. Поэтому не следует использовать плохие слова, плохо смотреть на других или держать в голове плохие мысли по отношению к кому-то другому. Проводите время лишь в хороших мыслях, слушая хорошее и беседуя о хорошем.
Для достижения контроля над чувствами необходима постоянная практика непривязанности. Когда вы поймете, что все мимолетно, вы сможете держать под контролем органы чувств и развивать непривязанность. Ступайте на путь добра и развивайте в себе внутреннюю святость. Только когда вы приобретете свет мудрости, который будет в вас неугасим, вы сможете помочь другим своими добрыми мыслями, добрым взглядом на жизнь и добрым советом. Те, кто так поступает, — истинно Боги. Те, кто проявляет противоположные черты, — демоны. Демоны ищут только тьму. Откажитесь от тьмы и наполните себя светом. Если вы изберете путь света, тогда, каким бы ни было ваше прошлое, Господь вас не отринет, а осыпет вас Своей Милостью.
Изгоняя прародителей из Эдема, «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные». Это означает, что, если до падения был только свет, то теперь он скрыт нашими телами. Мы- Боги, и, когда мирское сбрасывается, человек начинает светиться.
Древний Патерик. Авва Моисей сказал: будем избегать вольности в речах, чтобы зной их не сожег плоды трудов наших. Брат спросил старца, говоря: в чем должно состоять делание души, чтобы она принесла добрый плод? Старец отвечает ему: по-моему, делание души есть безмолвие с бодрствованием, воздержание тела, многая молитва телесная и невнимание к падениям людей.
Иоанн Кронштадский. Но при живой вере, что Бог везде, на всяком месте, и, значит, всегда со мною и во мне, мое сердце широко, свободно, легко, живо, ум светел, я — в отрадном положении.
Как справиться с негативными чувствами, вызывающими страдания – страх, нежелание принимать перемены? Представьте гору – вы на темной ее стороне, погрязли в мирском болоте, вы измучены, в вашем теле дрожь, но это ваше болото, вам тут все знакомо – и тут грядут изменения! Страх от неверия, что все, что с вами происходит, под контролем Бога, и будет так, как для вас лучше. Надо только выползти на солнечную сторону, вздохнуть полной грудью навстречу свету и отдаться в его власть.
«По свету вашему да будет вам». Библия.