Природа органов чувств
Кришна дал новое название органам чувств. Он назвал их матраха, что означает «то, что измеряет». Что значит, когда говорят, что эти органы чувств имеют способность измерять? Например, что измеряет и определяет насколько горькая или сладкая пища? Язык измеряет это и решает вкус пищи: сладкая она или горькая. Или, например, можно описать лицо определенного человека, сказав, что все черты у него нормальные, за исключением длинного носа. Что это такое, что измеряет длину носа? Ваши глаза. Таким же образом ваши уши решают, мелодична музыка или нет. То есть все органы чувств измеряют различные качества.
Есть еще одно значение слова матраха: оно означает «ограниченный». Как эта «ограниченность» применима к вашим органам чувств? Бог дал вам нос, чтобы вы могли использовать его для обоняния и для дыхания — вдыхая и выдыхая. Вы должны использовать нос для того, для чего он создан и быть им довольны. Если вы применяете его правильно, по назначению, вы подчиняетесь указаниям Господа.
Следя за тем, чтобы вести себя правильно, и подчиняясь указаниям Господа, вы достигнете хороших результатов. Если вместо того, чтобы применять нос для дыхания и обоняния приятных запахов, вы будете использовать его для вдыхания нюхательного табака, то вы не используете его по назначению, то есть не повинуетесь указанию Господа. Что касается языка, Господь вам мягко напоминает:
«Дитя мое, используй свой язык нежно, чтобы не обидеть сердца других. Используй те слова, которые приносят им радость.»
Есть и другая функция языка, о которой тоже надо позаботиться. Используйте свой язык для принятия здоровой саттвической пищи: принимайте пищу, которая полна витаминов и протеина. С другой стороны, когда вы используете язык и чувство вкуса для курения сигарет, для питья алкоголя, для поглощения мяса и тому подобное, этим вы злоупотребляете языком и не следуете указаниям Господа. То есть необходимо применять органы чувств для определенных целей, предписанных Господом; тогда вы будете применять их с той целью, ради которой дан каждый из этих инструментов. Регулируемое таким образом поведение поможет вам достигнуть цели вашей жизни.
Когда органы чувств входят в контакт с объектами чувств, они измеряют различные качества. Например, чувство ощущения может измерять такие качества как жара и холод; в результате этого вы испытываете радость или горе. Просто обладая органами чувств, вы не получаете ни радости, ни горя; вы их испытываете только, когда органы чувств приходят в контакт с чувственными объектами. Вы сейчас здесь, и это значит, что ваши уши тоже здесь с вами. Предположим, что-то случилось у вас в деревне: будь это что-то плохое или хорошее, вы не испытаете ни счастья, ни горя, ни радости, ни печали до тех пор, пока ваши уши не услышат новости. Но вот телефонный звонок, и вы узнаете о том, что случилось в деревне. Если это хорошая новость, вы чувствуете радость; если это плохая новость, вы чувствуете печаль. Только если органы чувств входят в контакт с чувственными объектами, вы испытываете радость или горе.
Библия. В христианстве также советуют принимать пищу скромную, хлеб, воду, фрукты. «От плода уст человека наполняется чрево его; произведением уст своих он насыщается. Смерть и жизнь — во власти языка, любящие его вкусят от плодов его». Притчи 18:20, 21
Это значит, что ваша жизнь наполняется всем тем, что вы говорите.
Всякий человек, если он сыт, чувствует себя здоровым и бодрым. Он полон сил и может выполнять определенную работу или решать стоящие перед ним задачи.
Принимая регулярно пищу, мы поддерживаем свою жизнью Пища, которую мы употребляем, наполняет наш желудок, или, согласно Библии, — чрево, что дает нам новую силу, энергию, которые необходимы для укрепления жизни. Но настоящая энергия, от которой зависит наша жизнь, та, что исходит из уст наших.
Принимая пищу, вы насыщаете себя физически, произведением же уст своих — насыщаете свою жизнь. То, о чем идет речь, есть большая мудрость — вы движимы в своей жизни тем, что говорите.
Геннадий Гончаров: «Если вы правильно питаетесь, вы сохраняете много психической энергии. Сила желания — это вид психической энергии. Разум найдет любые оправдания, чтобы потратить психическую энергию. Но если вы сумели проявить свою Волю и, например, хотели, но не закурили, то в этот момент произойдет, можно сказать, чудо. Вы получите энергию желания, энергию этой привычки. Энергия останется в вас, она поменяет свой знак с минуса на плюс. Но при этом возникнет другое желание — кому-то похвалиться, сказать, что вы вот уже неделю не курите. А вы возьмите и не скажите об этом. Дополнительно получите еще психическую энергию.
Как можно меньше говорите и больше слушайте. Вы приобретете колоссальную психическую энергию».
Каструбин Э.М.: «Все ваши чувства должны быть Любовью». Дарите любовь – она никогда не кончается. 10 человек в день должны получить вашу любовь, и тогда ваша жизнь будет оправдана.
Любовь – это когда мысль, слово и дело в гармонии, когда они совпадают – вы – Махатма, вы – Едины.
Долг и желание тоже должны быть объединены. Если человек будет связан желаниями, они могут поглотить в нем все хорошее. Когда есть внутри единство мысли, слова и дела – можно много достигнуть в жизни. Воспитывайте свое сердце, не произносите резких слов, говорите любезно и ласково, не вступайте в спор, следите за собой. Любой гнев и раздражение в себе пресекайте такими словами: Я –человек! Я – человек!
Саи Гита. Чувства уничтожают тех, кто ими повязан
В мире существует бесчисленное количество объектов, но вам надо следить, чтобы ваши органы чувств не входили в контакт со слишком большим их количеством. Все это преходяще. Если вас захватывает что-то мелкое, то вся ваша жизнь становится мелкой и нечистой.
Это можно наблюдать у целого ряда живых существ, которые стали жертвами одного или двух органов чувств. Например, когда олень слышит мелодичную музыку, она его зачаровывает, и его легко поймать. Поэтому олень связан звуком. Огромного слона можно контролировать прикосновением — его связывает прикосновение. Таким образом целый ряд животных можно связать и контролировать различными органами чувств. Возьмем к примеру мотылька: он видит свет, свет его привлекает, связывает и может уничтожить. Подобным же образом рыба заглатывает приманку, и вот она поймана, так как привлечена вкусом. А пчела входит в цветок, привлеченная силой обоняния, и может быть поймана на всю ночь, если цветок закроет свои лепестки.
Каждый из этих существ связан одним из своих органов чувств; но человек связан всеми пятью, он даже ниже всех этих животных. Вот маленький рассказ.
Однажды один великий раджа попал на берег океана, он наслаждался волнами и различными красотами океана. Пока он наблюдал, прикатилась волна, неся с собой на берег грязь. Он заметил, что стоит грязи попасть в океан, как волны накатываются и выкидывают ее обратно на берег. Раджа подумал про себя:
«Почему для океана, который так глубок и огромен, необходимо выкинуть небольшой кусок грязи? Разве он не может вобрать в себя, а затем поглотить эту грязь?»
Он впал в медитацию. В медитации он понял, что, если бы океан позволил каким-то нечистотам, которые попадают в него, оставаться в его водах, то они бы накапливались с каждым днем, со временем покрыв и загрязнив весь океан. Он решил, что океан, должно быть, с самого начала не позволял никакой грязи, дебрям или нечистотам входить в него; таким образом он смог оставаться чистым и незагрязненным.
Саи Баба говорит, что точно так же вы должны следить с самого начала, чтобы неправедные мысли и идеи не проникали в ваш разум даже в самом малом. Нельзя позволять нечистоте, даже самой малой, проникать в сердце. Прежде, чем нечистота сможет обосноваться, вы должны тотчас выкинуть ее из головы. Если вы отведете ей место, думая, что, в конце концов, это что-то очень незначительное и поэтому не может нанести вам заметного вреда, она начнет расти в вашем сердце. Поэтому, если вы поймете, как функционируют органы чувств и научитесь их правильно использовать, вы сможете получить от них пользу, и они не будут вас беспокоить. Когда вы связаны всеми органами чувств, вы не можете получить ни радости, ни покоя души. Вот маленькая история, иллюстрирующая это.
Царь, которым управляли пять жен
Некогда жил великий царь, у которого было пять жен, но они никогда не слушались его. Он был царем для всех других, но не был господином для своих жен. И поэтому он очень страдал. У него на голове была корона, а в голове одни треволнения.
«Я стал рабом своих жен; я слишком страдаю, — думал он. — Есть ли кто-нибудь на свете, кто не боится своей жены? Если существует такой человек, то как он ее контролирует? Как он умудряется избежать ее господства над собой.»
Он решил организовать публичное собрание и пригласить на него всех подданных мужчин. На месте собрания воздвигли два гигантских, размером со стадион, тента: первый был сооружен на одном конце поля, второй поставлен на другом. Царь провозгласил, что первый тент — для людей, которые контролируют своих жен, а второй предполагается для тех, кого контролируют жены. Все мужчины той страны стали прибывать огромными толпами в столицу; все они шли прямо во второй тент. Он заметил одного-единственного мужчину, ожидавшего в первом тенте, предназначенном для тех, кто контролирует своих жен. Царь страшно обрадовался, увидев там человека. Он подошел к нему и сказал, как он был рад увидеть хотя бы одного человека, который обладал контролем над своей женой. Но человек, дрожа от страха, отвечал:
«Нет, сэр, это не так. Я не контролирую ее. Она меня контролирует полностью. Моя жена приказала мне придти в этот тент, а не в другой: вот почему я здесь. Ты можешь наказать меня; делай со мной, что хочешь, но я не смею ослушаться жены и пойти в другой тент.»
Тогда царь понял, что в его царстве нет ни одного человека, который не был бы рабом своей жены.
Саи Баба. Этот царь — наш разум, и он никогда не может удовлетворить всех своих жен, а именно, все свои чувства.
Глаза требуют: «Возьми меня туда, где можно видеть только самое прекрасное.»
Язык требует, чтобы ему была предоставлена самая вкусная пища.
Ухо приказывает, чтобы ему игрались самые мелодичные звуки.
Кожа желает чувствовать только самое приятное прикосновение;
а нос хочет чувствовать запах самых лучших духов в мире.
Кто может удовлетворить все эти желания чувств? Между ними нет ни координации, ни сотрудничества. Если вы уступите органам чувств, они принесут вам немало бед. С самого начала вы должны найти способ поставить их полностью под контроль. Тогда вы достигнете чего-то действительно стоящего.
Настоящий герой в этом мире тот, кто сумел полностью подчинить свои чувства.
Когда органы чувств выставляют свои требования, не следует их слушать. Вместо этого ваш разум должен связаться с интеллектом. Тогда то, что решит интеллект, разум прикажет, и органам чувств придется покориться. Вот правильный путь для обуздания чувств.
Человек, основывающий свою жизнь на низшем разуме, погибнет; он станет хуже животного. Мудрый человек основывает свою жизнь на Высшем Разуме, на своем интеллекте, на своей силе распознавания, то есть умении различать (виджяна), и на интуиции, то есть, Буддхи. Животное отличается от человека только тем, что не умеет различать добро от зла.
Тот, кто следует своему Буддхи, достигает высот. Это прямой путь к конечной цели. Но если вы основываете жизнь лишь на разуме, тогда каждый момент у вас будут появляться новые изменения, и будет трудно предсказать, что с вами случится и где вы окажетесь. Это все равно, что пересекать бушующую реку или штормовое море в маленькой лодке: вы не знаете, когда ее зальет водой — когда вас постигнет беда.
«Тот, кто победил врага – силен, но тот, кто справился со своими желаниями и чувствами — величественен».
В любой религии, в любые времена искатель начинал свой путь к Богу с обуздания чувств. Начните управлять этими норовистыми лошадьми, и вы достигнете цели своего существования. Ваша жизнь будет оправдана.