Война между эгоизмом и самоотверженностью
Когда тело рождается, оно чисто и незапятнанно; оно не является жертвой шести врагов человека: желаний, гнева, жадности, страсти, гордыни и ревности. Новорождённый ребёнок всегда счастлив, он плачет только, когда голоден. Кто бы ни посмотрел на него, будь то вор или царь, ребёнок счастлив; он улыбается и смеётся, глядя на любого, кто подходит к нему, независимо от того, пришёл этот человек приласкать его или ударить. По мере роста тело накапливает различного рода нечистые качества: зависть, ненависть, привязанность и так далее.
В вашем сердце заключены добро и зло.Раджас-гуна и тамас-гуна связаны с собственническим качеством “моё”. Слово Пандава означает белизну и чистоту, и внутреннее значение войны между Пандавами и Кауравами есть внутренняя борьба в каждом человеке, борьба между добром и злом, между праведностью и аморальностью, между эгоизмом и самоотверженностью. Война между Пандавами и Кауравами длилась долго, но война между силами добра и зла продолжается в течение всей вашей жизни — ей нет конца. Эта битва происходит на поле Дхармы. Для того, чтобы в этой битве победить, побороть свои нечистые качества , в вашем характере должна произойти трансформация.
Так Кришна объяснил Арджуне более глубокое значение этой войны.
Когда отец 100 братьев Кауравов спросил: “Что делают мои люди?” — в нём теплилось тайное желание, что стоит его детям ступить на поле Дхармы, как в них произойдёт глубокая трансформация. Он знал, что они были плохими и злыми, но надеялся, что если они ступят на это святое место, их разум будет преобразован. Когда кто-то ступает на поле битвы Дхармы, оно способствует его ментальному преобразованию.
Кауравы представляют собой тех людей, которые считают своим то, что им не принадлежит. Они обладают собственнической натурой. Хотя человек не есть тело, он считает тело своим “я”. Он не есть чувства, но он испытывает гордость, думая, что он есть чувства. Если понаблюдать за всеми людьми , для которых характерно собственническое отношение к жизни, то становится ясно, что они отождествляют себя с телом и чувствами.
Предвидение и сострадание — качества, которыми обладает доброе сердце
Почему Арджуне было дано учение Гиты? Старший среди братьев Пандавов, который был известен своей выдающейся моральной силой, может быть более духовно подходил для этого, чем Арджуна. Или, если принять во внимание физическую отвагу другого из братьев, самого могучего среди них, он больше всего подошёл бы для этого учения. Но Кришна дал учение только Арджуне.
В старшем брате не было предвидения; он не думал о будущих последствиях своих действий. Только после того, как события произошли, он начинает думать об их последствиях и сожалеть о своих поступках. Позже, когда война закончилась, его очень мучили все эти убийства, когда он потерял всё, включая своё богатство, своё царство и даже жену, он раскаялся в том, что случилось.
У второго брата, конечно, была большая сила, но недостаточно интеллекта. Он мог вырвать дерево с корнем, но ему не хватало различения. Когда человек, не обладающий различением и предвидением, вынужден принимать решение в трудных обстоятельствах, позже он будет неизбежно раскаиваться в своих действиях.
Не обладая этими качествами, невозможно учиться Гите.
Арджуна же обладал предвидением, например, когда он сказал Кришне:
“Лучше бы мне умереть, чем сражаться против своих; это может привести к большим страданиям, даже если мы победим в войне”.
Мы знаем, что Кришна относился к Арджуне с большой любовью, но не в этом причина того, что Он обучил Гите Арджуну, а не одного из его братьев. Кришна, предвидя последствия и зная к чему они приведут, пришёл к заключению, что один Арджуна был готов получить от Него учение Гиты. Арджуна сожалел не после того, как война закончилась, а до начала войны. Такое отношение, когда в сердце возникает чувство сожаления до того, как предпринято действие, а не после него, можно найти только в чистом сердце. У Арджуны, без сомнения, было чистое и святое сердце.
Преобразование Арджуны
из родственника и друга в ученика
Кришна и Арджуна были нераздельны в течение семидесяти пяти лет, но Кришна никогда за это время не открывал Арджуне учения Гиты, потому, что относился к Кришне как к своему шурину и близкому другу. Все эти годы Арджуна жил в сознании своего тела.
В тот момент, когда Арджуна подчинился Кришне и принял Его как Учителя, Кришна стал его Учителем, а Арджуна — учеником Кришны. Только после того, как Арджуна полностью отдал себя в руки Кришны, Кришна дал ему учение Гиты.
Это означает, что, если вы хотите от кого-то получить духовные знания, вы должны относиться к этому человеку как ученик к своему гуру прежде, чем он сможет свободно передать вам духовное знание.
В христианстве:Схиигумен Савва .О послушании.
«Повинуйтесь наставникам вашим,- призывает нас Святая Церковь,- ибо они бдят о душах ваших».Коль скоро вы избрали себе наставника, духовного отца, то покажите ему совершенное послушание во всем, послушание до полного самоотречения и самопожертвования. Ни словом, ни делом, ни даже помыслом противоречивым не оскорбляйте его чуткую душу. Пусть не совсем понятно и приемлемо сказанное отцом вашим духовным, все же вы будьте беспрекословны. Господь умудрит вас, и в конце концов вы поймете, что духовник все-таки прав».
Саи Гита. В древнем Писании имеется подобная история. Некогда жил великий Учитель, и в то время не было учителя выше, чем он. Но он послал своего сына для обучения Cвященным Писаниям к другому Учителю. Сам отец не взялся обучать своего сына. Он сделал этот шаг, потому что считал себя отцом, и в этих взаимоотношенияхсынне смог бы в достаточной степени овладеть высшим знанием, как и в случае Кришны с Арджуной: пока между ними существовали родственные взаимоотношения, Арджуна не мог получить знаний от Кришны. Но как только родственное чувство покинуло сердце Арджуны, и чувство присутствия высшей Божественности, снизошло в его сердце, Арджуна смог получить учение от Кришны.
Только после того, как Арджуна полностью подчинился и осознал, что Кришна — Бог, Кришна начал его обучать. Он сказал:
“Выполняй Мои деяния. Делай всё ради Меня, и Я позабочусь о тебе”.
Самое важное, что сделал Кришна — Он освободил Арджуну от чувства сознания тела. До тех пор, пока существует сознание тела, независимо от того, следуете ли вы путём бескорыстного служения, путём праведности или путём внутреннего исследования, вы не сможете практиковать необходимые дисциплины, которые приведут вас к цели. Сознание тела и связанные с ним привязанности будут постоянно затемнять ваше сердце. Не очистив сердца от нечистоты, невозможно наполнить его священными чувствами. Если стакан полон воды, то как наполнить его молоком? Сначала надо освободить его от воды. Кришна сказал:
“Арджуна, ты полон сознания тела. Прежде всего тебе надо полностью освободить себя от этого. Только тогда Я смогу наполнить твоё сердце священными мыслями”.