Четыре типа гнева
Существует четыре типа людей. Гнев человека саттвической природы очень недолговечен; он моментально отступает. Гита говорит, что такой человек — великая душа. У второго типа людей гнев будет держаться несколько минут, а затем исчезнет. Третий тип людей будет находиться в гневе постоянно, в течение всего дня. Самая низшая категория людей находится в гневе всю свою жизнь.
Учитель Гиты говорит об этом также и иным образом:
“Гнев доброго человека подобен письму на воде — он совсем непостоянен. Гнев второй категории людей подобен письму на песке: он будет смыт через минуту-другую. Гнев третьего типа людей подобен письму на камне: пройдёт много времени, прежде чем он сотрётся. Но гнев четвёртого типа людей подобен письму на стальной пластине: он не исчезнет до тех пор, пока пластину не расплавят и не отольют заново. Пластина разрушится только в огне; её можно изменить только через интенсивную трансформацию”.
В Гите можно найти то, что очень важно для повседневной жизни. Невозможно взять всё учение, которое находится в Гите, и применять его на практике. Но следует брать то, что непосредственно применимо к вашей настоящей жизни, и применять это на практике для того, чтобы вы могли сразу же получить пользу от этого, таким образом продвигаясь вперёд на своём духовном пути.
Это описание в Гите очень похоже и на христианский путь. Учитель изучает ученика, особенности его характера, события, которые привели его на монашеский путь, и тогда берет его в ученики. Дает назидания и уроки, которые свойственны только ему. И ученик не должен своевольничать, он должен следовать обязательно всему, что дает учитель. Только так он сможет продвигаться вперед на своем духовном пути.
Старцы, следуя влечению сердца, всю свою жизнь делают 2 важных дела. Первое – творят сердечную молитву. Второе – раздают или собирают милостыню, помогают больным или провожают уходящих в мир иной, или становятся учителями для мирян и ведут прием, отвечая им на житейские вопросы, или всю жизнь на кухне готовят еду для всего монастыря и т.д. Другими словами, заняты делом для других.