ИСТИННОЕ САМООТРЕЧЕНИЕ — ЗНАЧИТ ОБРАТИТЬ СВОЙ РАЗУМ К БОГУ
Разум можно контролировать, направив его на умную молитву. Так это делала матушка Сепфора, которая жила в миру и с 13 лет творила умную молитву «Господи помилуй».
Саи Баба в Гите: Если вы хотите достигнуть Господа и получить Его видение, самое главное качество, которое вы должны развить в себе, — это непривязанность (к деньгам, семье, власти).
Непривязанность наделяет вас способностью идти в себя в своём видении (сингулярная точка внутри нас, граница между 3-х мерностью и 4-5-и т.д. -мерностями); непривязанность позволяет вам обратить разум в себя, чтобы постигнуть свою внутреннюю красоту («ты- Бог!»).
Есть 2 как будто бы разные вещи – «осознание своей внутренней красоты» и «познание себя, своего эго». Узнал, что ты не хуже и не лучше других, немного стыдишься и себя и оценок других людей, смирился – и эго уже поменьше. Ты познаешь себя, и через себя – этот мир. И пропадает иллюзия, что где-то бананы слаще, и счастье полнее – все люди приблизительно такие же, как ты, с небольшими отклонениями, чуть лучше или чуть хуже. Ты перестаешь привязываться и к людям и ко всему мирскому. Там нет ничего такого, чего нет у меня. «Во многом знании есть многие печали» -Библия.
Саи Баба в Гите: Когда вы поймёте недостатки и слабости объектов этого мира, вы скоро потеряете желание обладать ими. Если вы хотите достигнуть Господа и получить видение Его, самым важным качеством, которое необходимо развивать, является непривязанность или отречение.
Непривязанность наделяет вас способностью обратить свой разум в себя, чтобы постигнуть свою внутреннюю красоту. Разум очень силён и очень непостоянен; он твёрдо настроен на то, чтобы поступать по-своему.
Арджуна молил Кришну помочь ему контролировать разум. Он жаловался: “разум могущественен и своенравен”. Кришна отвечал: “если ты будешь практиковать отречение, ты безусловно сможешь контролировать свой разум”.
Контроль над разумом
Разум можно сравнить с фиговым деревом. Листья фигового дерева всегда дрожат, независимо от того, есть ветер или нет. Он всегда неустойчив и колеблется (думает то об одном, то о другом. У Гурджиева – «неосознанность»). Вдобавок к этим качествам разум также силён и упрям, как слон. Однако и слона можно контролировать с помощью заостренной палки (сказать себе стоп, произнести умную молитву). Лошадь редко бывает спокойной; её называют “сама неустойчивость”. Она постоянно двигает ногами, ушами, головой или хвостом, она идёт сначала в одну сторону, потом в другую; но благодаря удилам её можно контролировать и заставить идти туда, куда хочет наездник. С помощью дрессировки (непривязанности и постоянной практики) можно контролировать даже обезьяну -само олицетворение неуравновешенности и непостоянства.
«Будь строг к себе, а к ближнему снисходителен» — Святой Иоанн Кронштадтский
Паисий Святогорец: «Часто молодые начинаю подвиг, просят Бога, чтобы отвратил их от страстей, живут чистой жизнью, постятся, бодрствуют, но не видят преуспеяния. Может быть, надо не плоть усмирять, а помысел. Как то у меня возникла мысль, что может быть я нечто значу. Счел себя хоть и малюсеньким, но святым. Вот диавол и возмутил меня, и я лишился покоя. Это есть помысел превозношения».
10.09.2014 Истинная непривязанность
Гита. Истинная непривязанность относится к осознанию временной природы объектов, что позволяет разуму не привязываться ко всему преходящему. Это совсем не значит, что вы чувствуете ко всему отвращение или ненависть; это значит, что вы не чувствуете к ним ментальной привязанности. Невозможно полностью отказаться от объектов феноменального мира. Однако можно отказаться от собственнического чувства — «мое«. Стоит вам от этого отказаться, и вы можете наслаждаться различными объектами этого мира — они не причинят вам никакого вреда.
В этом проявленном мире всякий человек и всякий объект претерпевают изменения.
Мир состоит из трех основных видов изменений: рост, существование и разрушение. Вот те изменения, которым подвержены все объекты. Заблуждение считать, что этот преходящий непостоянный мир постоянен.
Паисий Святогорец. О непривязанности. Сказал старец об отце Тихоне: «Этот старик сделал свою жизнь простой. У него не было домохозйки, он был свободен от любых неудобств, ибо то, что мы сегодня называем удобствами – на самом деле неудобства. Удобства – это когда упростишь свою жизнь и ограничишься необходимым. Тогда человек освобождается».
Паисий Святогорец. О наслаждении. «Хочет Бог вот чего: чтобы ты честно исполнял то, что выберешь. Если выберешь стать монахом — будь хорошим монахом. Если выберешь семейную жизнь — будь хорошим отцом семейства». «Старайся, насколько возможно, относиться к своей супруге духовно, чтобы между вами была любовь и взаимопонимание. Стремись к этому и в отношениях с детьми. Подлинно духовный человек имеет обыкновение уступать, как говорит и апостол Павел» . «Живите просто и без особых рассуждений, как ребенок со своим отцом. Вера без рассуждений творит чудеса. Ум препятствует благодати Божьей и чуду. Исполняйте послушание, не рассуждая логически».
Привязываться к различным объектам этого мира очень и очень неразумно. Вот тело – оно растет, старится и разрушается. Вот дом, государство, день, красота – все рано или поздно разрушится.
Гита. В храме Вишну вы можете видеть изображения Гаруды, орла. В храме Шивы вы можете найти изображения Нанди, быка. В храме Рамы вы можете увидеть изображение Ханумана, обезьяны. Все они изображают правильного рода привязанность, то есть привязанность к Господу, который постоянен, и непривязанность к миру, который преходящ. Внимание Нанди, Гаруды и Ханумана полностью сосредоточено на Божественных Стопах Господа; они видят только Господа, а не этот мир. Значение этих изображений в том, что не следует беспокоиться о преходящем; необходимо сосредоточивать и твердо держать свои мысли на том, что не меняется, чем является Сам Господь. Стоит вам осознать недостатки объектов, их мимолетность и непостоянство, и вы постепенно потеряете желание обладать ими.
Паисий Святогорец. О привязке к семье. «Он, монах, не вспоминает своих, не молится за них особым образом. Во всех людях видит он своих родителей, братьев, племянников. Когда я не думаю о своих близких, о них думает Господь.».
Только человек обладает эволюционно сознанием и мыслью, и они же мешают ему идти дальше, стать «Я есть ОН». Мысль должна быть направлена вверх, а не вниз. Феофан Затворник. «Кто внутрь себя, тому и мир духовный открыт».
Существует множество историй, которые показывают, что императоры, владевшие огромными богатствами, роскошью и благами, о которых можно было только мечтать, не получали от них ни большой радости, ни покоя души. Они уходили в лес и совершали аскезы. Только это приносило им утешение и удовлетворение, которого они так ждали.
Гита. Истинное отречение – отказ от мирских печалей и достижение блаженства Атмы. Непривязанность также включает в себя позитивное качество получить максимум от объектов этого мира – ценить его за то, чем он является. Вы должны знать, как правильно их использовать, чтобы выполнить свой долг в этом мире, тогда вы получите какое-то удовлетворение. Отказ от семьи и уход в лес – это не непривязанность. Отречение или непривязанность – это признание слабых аспектов в природе объектов и в то же время принятие их позитивных сильных сторон.