Как лучше всего преодолеть эти глубоко укоренившиеся плохие привычки и заменить их на добрые? Рассмотрим небольшой пример.
Однажды в ваш дом случайно забегает красивая собака; вы не знаете, чья она. Она настолько привлекательна, что для того, чтобы удержать её для своего удовольствия, вы даёте ей немного поесть. На следующий день она приходит примерно в то же время, и снова вы кормите её и радуетесь, что она пришла к вам. Так она приходит каждый день, чтобы её покормили, и со временем ваша привязанность к ней растёт; и собака теперь приходит к вам регулярно, проводя у вас всё больше и больше времени. И вот наступает момент, когда вы замечаете, что она уже не хочет уходить; и с этих пор она продолжает жить в вашем доме.
Но счастье, которое вы испытываете, глядя на физическую красоту, не может длиться долго; как только эта красота уже не сопровождается радостью, она становится вам несносна. В случае с собакой вы скоро устаёте от того, что она всё время с вами, и ищете возможности избавиться от неё.
Для начала надо спросить себя, почему собака привязалась к вам и теперь живёт в вашем доме. Причина в том, что с самого начала вы каждый день регулярно кормили и гладили её, восхищались ею и обращали на неё много внимания. Это повторяемая ежедневно практика создала привязанность между вами и собакой. Теперь вам нужна новая постоянная практика аб’йасы, которая разрушит эту привязанность и поможет вам избавиться от собаки. Лучшее средство для этого — направить этот процесс, создавший привязанность и сделавший объект столь дорогим для вас, в обратную сторону.
Постоянная практика (аб’йаса) — ключ ко всем достижениям в жизни
В случае с собакой, если не давать ей пищи некоторое время и стать безразличным к ней, не обращая на неё абсолютно никакого внимания, она скоро уйдёт сама по себе. То есть важна сама практика; только с помощью практики у вас развиваются привязанности и нежелательные качества, и только с помощью практики вы можете их изменить. Б’агавад-Гита говорит, что практика — начало всего. В 12-м стихе главы по Б’акти-йоге сказано:
“С помощью практики вы сможете получить знание, с помощью знания вы сможете совершенствоваться в медитации, с помощью медитации вы сможете развить милосердие, и только когда у вас появится милосердие, вы сможете обрести покой души”.
То есть всё начинается с постоянной практики. В течение многих рождений вы были очарованы красотой и впадали в желания и гнев, пока эти страсти не пустили глубокие корни в вашем сердце. Теперь вы стали рабами своих желаний. Одними словами вам от них не избавиться. После того, как вы так долго испытывали привязанность, эти негативные качества пустили такие глубокие корни, что, даже если бы вы избавились от них на поверхности, они бы продолжали прорастать снова и снова. Если желания стали неотъемлемой частью вас, то, только обратив этот процесс и практикуя непривязанность и отречение, вы сможете избавиться от этих глубоко укоренившихся вредителей.
Вначале желания чрезвычайно привлекательны и приятны. Через некоторое время в вас развивается отвращение к ним; но тогда уже очень трудно, почти невозможно, избавиться от них. Поэтому, лучше всего если вы с самого начала будете развивать в себе отречение и непривязанность как часть своей природы и не оставите места для желаний; просто не станете придавать им никакого значения. Пока у вас не появится отношения жертвенности и способности противостоять желаниям, вы не будете готовы получить Благодать Господа.
Вол или лошадь, которых невозможно контролировать, машина без тормозов или жизнь, не основанная на контроле чувств, — все они опасны. Контроль над чувствами очень важен. В Йога-сутре Патанджали подчёркивает необходимость твёрдого контроля над тенденциями разума блуждать во всех направлениях, гоняясь за желаниями. Необходимо держать разум и чувства в определённых границах. Даже счастье, превосходящее определённые границы, может быть вредным. Для всего есть границы — существует диапазон здорового функционирования.
О желании жить. Кончина отца Паисия. Старец знал, что болен раком. Он встречал смерть, как освобождение, как мост, соединяющий его с Господом. Принимал лечение только для того, чтобы быть в состоянии исполнять служение до самой последней минуты. «Хочу умереть, но врачи меня не пускают. Всю жизнь мы боремся, чтобы быть рядом с Богом, и теперь мы будем бояться?» «Сколько пользы принесла мне болезнь, столько не принесли и все годы подвижничества».
- 09.2014 Держите чувства в определённых границах
Нормальная температура тела — 98,6° (по Фаренгейту); если она поднимается хотя бы на один градус, то начинает прогрессировать болезнь. Только будучи на определённом уровне, она является показателем здорового тела. Так же и давление крови нормально, если оно 120/80. Когда оно поднимается до 150/90, это указывает на ненормальное состояние тела, что может быть вызвано болезнью. Подобным образом биение сердца должно быть в радиусе 75 ударов в минуту; если оно увеличивается, это признак начала болезни.
То же самое истинно относительно ваших глаз: определённый уровень света соответствует здоровому их функционированию. Если свет слишком яркий, глаза не смогут видеть, и это может им повредить. То же истинно и в отношении ушей: существует определённый диапазон звука. Если уровень звука превышает этот диапазон, что случается вблизи самолёта, поезда или громкоговорителя, то слух может пострадать.
Как видите, жизнь подобна компании с ограниченной ответственностью. Если вы хотите иметь неограниченный бизнес с такой ограниченной компанией, то вы можете подвергнуться большим страданиям. Поэтому надо наложить ограничения на своё поведение и всегда поддерживать свою жизнь в определённых границах. Это также называется дисциплиной. Дисциплина особенно необходима для духовного прогресса личности; без дисциплины человек может стать просто животным. Но дисциплине тоже надо следовать лишь в определённых пределах; необходимо регулировать дисциплину, если вы хотите наслаждаться жизнью. Как видите, всему есть граница, предел (в христианстве – 10 заповедей, в буддизме -8); если вы будете находиться в этих пределах, жизнь не будет вас беспокоить.
Необходимо обратить особое внимание на двух страшных врагов человека — каму и крод’у (желания и гнев) и добиться полного контроля над ними. Эти враги не находятся вне вас; это ваши внутренние враги. Если вас осаждают внутренние враги, то как вы можете надеяться победить внешних? Но если вы будете держать внутренних врагов под строгим контролем, вам будет легко победить всех других врагов.
Б’агавад-Гита учит, что желания и гнев — это главная преграда на пути к освобождению; поэтому совершенно необходимо держать их в узде (у Гурджиева – эмоции это конь, лошадь).