По дороге к источнику …

04.06.2014 Божия Благодать в христианстве и буддизме

Припомнилось, мое:

Снег. Улица. Фонарь. 03/99
На меня снизошла Благодать –
Мне сейчас лишь фонарь – друг и свет!
Как еще это чудо назвать –
Когда падает медленно снег…
Мне фонарь отчертил белый круг,
Разорвав вдруг мой суетный бег,
Утонул в невесомости звук,
Только падает медленно снег…
На мгновение, здесь и сейчас,
Ощущаю немыслимость лет,
Слышу вечности радостный глас.
Просто падает медленно снег.

Феофан Затворник:  Благодать посещает человечество во время крещения и исповеди. В течении 7 дней после этого она пребывает в человеке тайно или явно как некое состояние. Потом благодать как бы прячется, и человек должен сам, своею жизнью утвердить ее в себе навсегда. Надобно заметить, что эта сокровенность и неощутимость бывает не сплошная, а постепенная : Бог, наконец, особенным образом вселяется в человека, видимо преисполняет его, соединяется и общается с ним, что и составляет цель всего подвижничества и всех трудов со стороны человека.

 

Грешник есть то же, что человек, погруженный в глубокий сон. Как крепко спящий, какая бы ни приблизилась опасность, не проснется сам и не встанет, если не подойдет кто сторонний и не разбудит его, так и тот, кто погружен в греховный сон, не опомнится и не встанет, если не придет к нему на помощь Божественная благодать. По беспредельному милосердию Божию, она и готова для всех, всех обходит и всякому внятно взывает: востани, спяй, и воскресни от мертвых, и освятит тя Христос (Еф.5,14).

Именно : спящий пробуждается, встает, собирается идти на дело. И грешник, обращающийся и кающийся, возбуждается от греховного усыпления, доходит до решимости измениться (встает) и, наконец, облекается силою на новую жизнь в Таинствах покаяния и причащения (готов на дело). В притче о блудном сыне эти моменты указаны так: в себе пришед проснулся; восстав иду решился оставить прежнюю жизнь; причем он говорит отцу: согреших покаяние, а отец облекает его в одежды (прощает грехи) и уготовляет ему трапезу (святое причащение).

 

Благодать Божия есть такое действие в сердце грешника, вследствие которого он, как от сна пробужденный, видит свою греховность, чувствует опасность своего положения, начинает страшиться за себя и заботится о том, как бы избавиться от своей беды и спастись. Прежде он был слеп, нечувствен и беспечен, теперь и видит, и чувствует, и заботится. Но это еще не изменение, а только возможность изменения — возможность избрать совсем новую жизнь и определить себя на нее. Воспользуется сим благо ему; не воспользуется — опять будет брошен, опять погрузится в тот же сон и ту же бездну пагубы.

Гурджиев П.И.: Почему вы спите и не можете проснуться?

1.Болезнь, плохое физическое состояние; 2. нет знаний о Боге, нет веры в то, что Бог есть, не родились в семье, которая могла бы дать такое образование; 3. не можете долго делать «сверхусилие», засыпаете, жалеете себя, откладываете на потом; 4. мало страдали; 5. не переживали своих «чудес» в жизни; 6. нет средств учиться или обременены семьей; 7. нет острой необходимости что-то менять, все и так неплохо – только любопытствуете.

Притча о Силе желания

Послушник несколько раз приходил к старцу и просил научить его. Но старец  даже не удостаивал его ответом. Наконец старец повел послушника  к реке. Он вошёл в воду, кивком пригласив послушника следовать за ним. Достигнув достаточной глубины, старец взял его за плечи и держал его голову под водой, невзирая на его попытки освободиться. Когда же тот освободился и его дыхание выровнялось, старец спросил его: «Сын мой, когда ты был под водой, чего ты желал сильнее всего?» Послушник ответил без колебаний: «Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!» — «А не предпочел бы ты этому богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой? Не думал ли ты об этих вещах?» — допытывался старец. «Нет,  я хотел воздуха и думал лишь о воздухе», — последовал немедленный ответ. «Тогда,сказал старец, когда ты захочешь знаний  с такой силой, с какой ты только что жаждал воздуха, приходи, я тебя буду учить».

Феофан Затворник . Иной остается в греховном сне очень и очень долго, до того, что чувствует отвержение Божие,будто Бог забыл и отверг его. Говорят: «Господь тебя оставил, иди в церковь, покайся». «Ибо каждый, кто просит, получает, и кто ищет, находит, и кто стучит – тому откроют» (от Матфея). Но это медленное прикосновение благодати к сердцу ищущего есть только испытательное. Проходит срок испытания, нисходит и на него снова возбудительный дух. Такой образ действия спасительной благодати указывает нам: а) на чрезвычайные действия благодати Божией в возбуждении грешника и б) на обыкновенный порядок стяжания дара возбудительной благодати.

Надо хорошо себе уяснить, есть ли или было ли в нас это благодатное возбуждение и судить себя по свойствам его, открывающимся как в чрезвычайных случаях, так и в обыкновенном порядке, только в первых открывается ярче, определеннее и различительнее. При благодатном возбуждении совершается мгновенно разорение в сознании всего установившегося там порядка самоугодливой греховной жизни и раскрытие пред ним иного, лучшего Божественного порядка, единого истинного и ублажающего. Под сим действием сердце разрешается от прежних уз и стоит свободно, и потому свободно избрать новый род жизни. Это предел действия благодатного возбуждения.

На востоке это состояние называют «моментом просветления». Мы, как правило, говорим, что прозрели. Накопилось так много всего, что я все сразу понял – беру чемодан и ухожу, чтоб «переписать сценарий жизни набело».

Феофан Затворник. Благодатное возбуждение всегда сопровождается поражением и некоторого рода испугом; потому ли, что оно вдруг, как бы врасплох, схватывает грешника на распутиях жизни, как преступника, и представляет его суду Божьему, или потому, что новый порядок, раскрываемый в сознании, совершенно нов для него, разительно противоположен прежнему и совершен.

Милосердый Господь различным образом раскрывает пред сознанием обращаемого Свой Божественный мир. Нередко для сего Он является Сам, видимо, под каким-либо образом, при бодрственном состоянии человека или во сне. Иногда является  Матерь Божия, одна, или с Младенцем, или в сопровождении святых и ангелов. Иногда дается осязательно ощутить невидимую некоторую силу, среди видимых сил и явлений действующую, но разительно отличную от них и исходящую из иного мира. Сюда относятся все вообще чудеса. И Спаситель сказал, что неверующие и не уверуют, если не увидят знамений.

При всех таких явлениях сознание, запутанное разными предметами и обольщениями мира и держимое безвыходно в порядке видимом, чувственном, внешнем, – разительным, нечаянным и мгновенным представлением ему высших лиц и сил из невидимой некоторой области мгновенно исторгается из своих уз и втесняется в иной чин бытия и жизни и, пораженное, стоит в нем.

Для возбуждения дремлющего в человеке духа и введения его в созерцание Божественного порядка благодать Божия или а) непосредственно действует на него и, исполняя его силою, дает возможность разорвать обдержащие его узы, или b) посредственно, стряся с него покровы и сети и давая чрез то свободу быть в своем чине.

а) при непосредственном действии у человека возникает недовольство собою. Он не удовлетворен ничем, что окружает его, – ни своими совершенствами, ни тем, что имеет, хотя бы то были несметные сокровища, и ходит, как будто горем убитый. Не находя отрады ни в чем видимом, обращается он к невидимому и приемлет его с готовностью, и искренно присвояет его себе, и себя – ему. Такое недовольство выражается или  в части знательной (поиск света вéдения Божественного Существа); иногда в части сердечной (поиск покоя своему мятущемуся сердцу), или в части деятельной, в совести, напоминанием прошедшего.

b) все посредства, относящиеся сюда, направлены на разорение уз духа. Разреши дух, дай ему свободу, и он сам собою потечет туда, откуда взят – к Богу. Узы духа втрое сплетены самоугодием,  миром и  диаволом. Против них и направляются разрушительные действия возбуждающей дух благодати.

Ближайшие на духе узы суть узы самоугодия. Это жизнь человека в  животно-душевности. Когда кто, например, пристрастился к художественности, или житейскости, или даже учености, и весь живет в какой-нибудь из них, то на нее он опирается и в ней почивает всеми силами, помышлениями и надеждами. Сия опора  становится основанием твердости и крепости уз, налагаемых на дух.

Опор у нашего самоугодия много; они есть и в нашем существе, то есть в теле и душе, и во внешней жизни нашей и вообще во всем порядке быта нашего. Таково плотоугодие в разных видах, то есть сластолюбие, роскошь, похотность, празднолюбие, страсть к развлечениям, житейская многопопечительность, честолюбие, властолюбие, видимая в делах успешность, зажиточность, лестный внешний быт, ценность связей, мирность внешних отношений, пристрастие к художественности, учености, предприятиям. Посему, чтобы освободить дух от уз самоугодия, Божественная возбуждающая благодать обыкновенно разоряет сии опоры в основании, ослабляет узы и дает возможность приподнять главу умученному и истомленному духу. Кто связан плотоугодием, того ввергает в болезни и, ослабляя плоть, дает духу свободу и силу прийти в себя и отрезвиться. Кто прельщен своею красотою и силою, того лишает красоты и держит в постоянном изнеможении. Кто упокоевается на своей власти и силе, того подвергает рабству и унижению. Кто много полагается на богатство, у того отнимается оно. Кто высокоумничает, тот посрамляется, как маловедущий. Кто опирается на прочность связей, у того они разрываются. Кто положился на вечность установившегося вокруг него порядка, у того он разоряется смертью лиц или потерею вещей нужных. Держимых в узах беспечности внешним счастием чем иным отрезвить, как не скорбями и несчастиями? И не для сего ли вся жизнь наша преисполнена бедствий, чтобы она споспешествовала намерению Божию держать нас в трезвенности?

Такие повороты жизни бывают всегда нечаянны, действуют поразительно и спасительно. Сильнее всего в сем отношении действует чувство опасности за жизнь. Это чувство расслабляет все узы и убивает самость в самом корне; человек не знает, куда деваться. Это или одиночество или  отвержение другими людьми. То и другое оставляет человека одного с самим собою, и препосылает к Богу, или обращает (просветление).

Вторые узы духа налагаются от мира. Это социум со своими правилами. Перед ним все благоговеют, с какою-то робостию держатся его правил и нарушение их считают как бы уголовным преступлением. Мира нет как лица, но дух его влияет на нас и связывает, как узами. Очевидно, что власть его мысленная, воображаемая, а не действительная, не физическая. Следовательно, стóит только развеять сию воображаемую силу мира – и к нам близка будет возможность отрезвления от его обаяния. Божественная благодать пред лицом мира и нами держит два других мира, суть которых: видимая природа и Церковь Божия, и в них и чрез них дает ощутить лучшее, непрестанно твердит о пустоте мирской жизни и мирских надежд.

Саи-Баба. Физический мир – мир иллюзий. Он обязан прийти к концу. И есть мир Истинный, реальный, через который нам дают ощутить нечто.

Опыт показывает, как нередко ум, отуманенный чадом мирским, отрезвляется созерцанием творений Божиих или вступлением в Церковь. Один зимою смотрел на дерево, стоявшее пред окном, и очнулся; другой, после шумной беседы, ощутив сладость душевного покоя в храме, оставил прежние обычаи и посвятил себя служению Богу.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *