Если вы хотите добиться контроля над пищей, которую вы принимаете, вам не следует продолжать кормить язык всем, чего бы он ни пожелал. Следует развивать Буддхи-йогу (йога интеллекта), что значит развивать разум, умеющий различать — находить то, что неизменно, и отличать его от того, что преходяще.
Вы должны разобраться в том, чиста ли принимаемая пища или она обеспокоит и понизит мое сознание. Если бы вы принимали бы пищу рассудительно, вас не трогали бы ни критика, ни похвала; вы всегда оставались бы невозмутимыми.
Но если вы принимаете пищу без разбора, не пытаясь выяснить, чиста она или может нарушить покой вашего сознания, понизив его уровень, если вы лишь думаете о том, чтобы удовлетворить свой голод и вкусовые железы, вы не сможете контролировать свои привязанности и чувства. Вы опуститесь до того, что станете хилыми. Если кто-нибудь сделает вам замечание, критикуя или обвиняя вас, вы начнете терять уверенность в себе и чувствовать, что весь мир против вас. Как только вас раскритикуют, ваше счастье исчезнет, вас охватит горе и чувство, что жизнь бесполезна.
С другой стороны, если кто-то похвалит вас и даст вам высокую оценку, ваше эго и гордыня станут раздуваться, и будет почти невозможно держать их в подчинении. Причина такой нестабильности — пища, которую вы принимаете.
Чистота пищи, кухонных приборов и повара
Гита подчеркивает необходимость особенно тщательно выбирать пищу, которую вы едите, постоянно держа в уме важность саттвической пищи, помогающей вам поддерживать спокойствие во всех ситуациях. Гита также заявляет о том, что должна соблюдаться чистота сосудов и кухонных приборов, используемых для приготовления пищи, а также чистота самого процесса приготовления пищи. Используемые сосуды должны быть абсолютно чистыми. Чистота относится не только к физической чистоте, но также и к тому, каким образом были получены посуда и пища. Вы должны разобраться, получено ли все это надлежащим образом и честным трудом или нечестным путем. Предметы, полученные нечестным путем и используемые для приготовления пищи, не только будут способствовать плохим мыслям, но и заставят вас спуститься на ложный путь.
Пример. Повар в монастыре резал хлеб тем же ножом, что и птицу для паломников. Монах ел этот хлев и стал замечать, что у него появились мысли ненависти, страха, желания драться и обидеть. Вместе с учителем они нашли причину этих мыслей на кухне.
Следующий шаг — это выяснение чистоты самого процесса приготовления пищи: мыслей и чувств того человека, который готовил пищу.
Пример. Повар, работающий в монастыре, долгое время пребывал в тюрьме, он был в ярости за ту несправедливость, которая случилась с ним. И все, кто ел приготовленную им пищу также начинали испытывать чувство гнева и раздражения, желание поссориться по любому поводу.
Поэтому прежде, чем приступить к еде, следует помолиться и предложить всю пищу Богу, чтобы совершить обряд ее очищения. Молитва, предлагаемая перед едой, произносится не для Бога, а для вашего же собственного блага: она очищает пищу с помощью благословения Бога.
«Господи, благослови (прими) пищу нашу. Шанти, шанти, шанти»
До того, как вы произнесли эту молитву, пища есть не что иное, как просто пища, но как только вы предложили ее Господу, она становится прасадом — освященной пищей. Эта молитва удаляет все недостатки и несовершенства в сосудах и предметах пищи так же, как и удаляет все негативные влияния, возникшие во время процесса приготовления пищи.
Роль языка в речи
Второй аспект языка — разговор. Как уже упоминалось, речь имеет могущественное воздействие на разум и весь ментальный процесс. Она имеет огромную силу. Она может запутать разум. Она может разбить сердце. Она может даже убить вас. Она может также помочь вам достигнуть вашей цели в жизни. Вот два противоположных и противоречивых результата, оба они достигаются произнесенным словом.
Используя соответствующие слова, можно преобразовать весь разум человека. Результатом слишком большого образования иногда становится нечто вроде психического расстройства — быстро возникающие сомнения и следующие за ними умствования; через короткое время исчезают все добродетели, и логика ослабевает.
Пример о служащем и наставнике, когда служащий, который пришел с инспекцией в класс, не поверил в силу слова учителя, но разозлился, когда учитель велел выставить его из класса. Тогда учитель сказал служащему: «Видите, сэр, я не побил вас, не нанес вам удара и даже не коснулся вас. Я ничего вам не сделал. Но просто услышав слова, вы, как видно, очень огорчились. В чем причина того, что вы так рассердились? Это от того, что я произнес эти несколько слов, не правда ли?» Так учитель продемонстрировал ему, что слова очень могущественны: они обладают огромной способностью приносить как большой вред, так и большое добро, в зависимости от того, как их используют. После такого личного урока служащий ушел, но теперь более разумным благодаря полученному опыту.
Сила слова
В Писании тоже можно найти утверждения, указывающие на то, что слова чрезвычайно могущественны и могут даже уничтожить этот мир. Там сказано, что если вы срубите дерево, оно может снова пустить ростки; или если кусок железа расколется на два, кузнец может снова соединить эти два куска, раскаливая и расплющивая их, пока они не соединятся. Но если вы разобьете сердце ядовитыми словами, его никогда нельзя будет восстановить. Слова могут не только причинять бесконечные страдания, но и дарить безграничную радость. Следовательно, вы должны быть очень осторожны, чтобы слова, которые вы произносите, не обидели и не причинили боль другим.
Если вы физически поскользнетесь и упадете, это может принести вам небольшую травму, которая на некоторое время причинит вам неудобства; но результатом этого не будут серьезные последствия. Но если с языка сорвется резкое слово, и этим вы причините боль уму или сердцу другого человека, у него может появиться такая рана, которую не излечит ни один доктор в мире. Поэтому никогда не применяйте слов, которые могут задеть чувства другого человека. Наступит день, и слова, которые вы использовали, вернутся обратно к вам. Поэтому всегда используйте нежные и добрые слова.