Одной из самых главных дисциплин, необходимых для того, чтобы придти к единству с Богом, является контроль языка; его надо практиковать как в области пищи, так и в области речи.
Как большинство животных и птиц, человек обладает пятью органами чувств. Органы чувств следует использовать чрезвычайно осторожно, всегда осознавая их возможности и ограничения. Их надо контролировать так же, как вы контролируете мощные энергии и инструменты, используемые в повседневной жизни. Например, если пользоваться огнем осторожно и мудро, он во многих случаях может быть вам полезен; но когда он выходит из-под контроля, он может принести большой вред. Возьмите к примеру электричество или нож: если вы знаете, как правильно пользоваться ими, они принесут благо, в противном случае они могут быть очень опасны. Все зависит от осторожности и от вашей разумности.
Двойная сила языка
Каждый орган чувств, данный человеку, имеет только одно свойственное ему применение, но язык наделен двойной силой: он обладает силой речи и силой вкуса. Гита предупреждает вас о том, что язык надо применять с особой осторожностью. У того, кто достиг полного контроля над своим языком, разовьется чистое и уравновешенное сердце, и он будет чувствовать постоянное присутствие Господа.
Чтобы добиться такого контроля, преданные практикуют : соблюдение молчания, контроль диеты или соблюдение полного поста.
Пост способствует здоровью физического тела; в ментальной области он приносит радость и блаженство. Неограниченное и нерегулируемое принятие пищи очень вредно для человека. Потворство в употреблении различных видов вкусной пищи может привести преданного к бездеятельности и инерции. Эти две вещи: наслаждение пищей и достижение близости к Богу, — несовместимы. Поэтому с самого начала вы должны приложить все силы, чтобы держать язык под контролем. Стоит вам овладеть языком, как остальные органы чувств тоже автоматически попадут под контроль.
Контроль над языком
Человек подвержен многочисленным сомнениям, эмоциональным всплескам, противоречиям и смятению, потому что он не может добиться контроля над своим языком. Контроль языка относится не только к пище, но и к речи. Следует признать, что нет ничего более могущественного, чем сила слова. По этой причине надо держать свою речь под строгим контролем.
«Но да будет слово ваше: да, да, нет, нет, а что сверх того, то от лукавого» От Матфея 5:37.
Вы можете наблюдать, что в жизни часто приходится жертвовать даже ради малого. Ничего нельзя получить даром. Человек готов пожертвовать своей жизнью даже ради чего-то небольшого, незначительного, ненужного. Но он не ищет самого главного, того, что включает в себя все остальное и что лежит в основе всего. Атма — величайшее из всех сокровищ. Только отказавшись от чего-то одного, вы сможете вместо этого получить другое. Разве не стоит тогда отказаться от всего остального ради того, чтобы получить самое важное и ценное из всех приобретений? Разве вы не должны пожертвовать всем ради достижения Атмы?
Если вы хотите купить овощи на рынке, вы должны взамен заплатить деньги. Не предлагая платы, а следовательно не жертвуя частью своих денег, вы не сможете получить овощи. Отдав что-то одно, вы сможете получить другое. Таким же образом, если вы хотите приобрести какие-то добродетели, вы должны отказаться от дурных качеств. Только жертвуя своими симпатиями и антипатиями, вы сможете достигнуть невозмутимости души. Только пожертвовав дурными качествами, вы сможете достигнуть благородных качеств; только отказавшись от плохих мыслей, плохих привычек и плохого поведения, можно достигнуть добрых мыслей, добрых привычек и доброго поведения.
Многие мудрецы описывают, что язык всегда жаждет наслаждаться только хорошим, и как все станет для вас легко, когда вы сможете добиться контроля над ним. Основной путь для осуществления такого контроля — соблюдение молчания. Молчание относится не только к обузданию языка. Вы должны практиковать не только молчание в речи, но также и молчание в мыслях. Ваш разум должен быть свободен от всех мыслей. В этом истинное молчание.
Послания Гиты достаточно, чтобы привести тебя к спасению. Пойми основательно его суть, чтобы достичь освобождения.
— Тело каждого существа – это обитель Божественного. Всегда почитай Атман хорошими качествами и поведением!
— Изучай духовные пути, пока ты крепок телом, здоров и полон энергии. Нет шанса обрести Знание, когда стар и немощен!
— Осознавай «кто Я», пока ты здоров и крепок телом. Делай Божественную работу, пока ты активен и полон сил!
— Добро и умеренная диета ведут к хорошему здоровью. В духовной сфере хорошее здоровье – это первейшая необходимость!
Древний патерик: увещание святых отцов к преуспеянию в совершенстве
Святой Антоний говорил: не надейся на свою праведность, не жалей о том, что прошло и обуздывай язык и чрево.
Блаженный Григорий говорил, что от всякого человека, получившего крещение, Бог требует следующих трех условий: правой веры от души, истины от языка и целомудрия от тела.
Исайя: возненавидь спокойствие телесное, ибо это сделало тебя врагом Бога. Как человек, имеющий врага, сражается с ним, так и мы должны сражаться с телом, а не покоить его.
Некто из отцов спрашивал великого авву Нестероя: какое бы доброе дело делать мне? Авва отвечал ему: не все ли дела равны? Писание говорит: Авраам был страннолюбив,- и Бог был с ним; Илия любил безмолвие,- и Бог был с ним; Давид был кроток,- и Бог был с ним. Итак смотри: чего желает по Богу душа твоя, то делай и блюди сердце твое.
Еще сказал авва Пимен: если монах возненавидел две вещи, то может быть свободен от мира. Брат спросил его: какие? Плотоугодие и тщеславие,- отвечал старец.
Авва Памво, приближаясь к смерти, в самый час кончины своей говорил: с того времени, как пришел я в эту пустыню, построил себе келью и поселился в ней, не помню, чтобы когда-либо ел я иной хлеб, кроме приобретенного руками моими, и никогда не раскаивался в словах, которые говорил я когда-либо.
Старец сказал: страх Божий, смирение, воздержание от пищи и печаль — да будут с вами.