Георгий Гурджиев дал прекрасную классификацию человека. Когда кто-либо спрашивал его о человеке, он сразу же останавливал и говорил: «Не спрашивайте о человеке. Сначала скажите мне номер. Человек № 1? Человек № 2? № 3? № 4? № 5? Которого человека вы имеете в виду, когда говорите „человек“ ?». У него было семь «человек». И он был совершенно прав. Ничего нельзя сказать о человеке, потому что нет ничего похожего на человека.
Некоторые люди — № 1, некоторые — № 2, некоторые — № 3. Эти первые три номера самые простые для понимания, потому что вы принадлежите к ним. Человек живущий в своем теле, это человек № 1, вы можете найти его повсюду. Он живет для тела. Он не ест, для того, чтобы жить, он живет для того, чтобы есть. Это № 1.
№ 2 — человек эмоциональный. Он живет эмоциями, всегда возбужден или угнетен. Иногда он чувствует себя очень хорошо, он в эйфории, а иногда он скучен как смерть; иногда он в раю, а иногда он в аду; иногда он весело смеется, а иногда плачет. Этот второй тип человека тоже можно найти повсюду. Вам не нужно далеко ходить, он, быть может, сидит в вас. Это второй тип человека: эмоциональный, сентиментальный.
Третий тип человека — это интеллектуал. Он живет интеллектом. Он весь — только голова, у него нет тела, у него нет сердца. Он великий контролер от головы. Он ученый, аскет. Это человек знания, памяти, логики, философии. Этот третий тип человека контролирует весь мир. Но эти три типа человека находятся на одном и том же уровне, их уровень не различается. Третий тип существует более как мужской, второй тип — более как женский, первый тип существует как оба. И всеми этими типами являетесь вы; вы не найдете их в чистом виде, они смешаны.
Если вы встретите человека, у которого все эти три типа разделены абсолютно, то это- четвертый тип: йог, факир, мистик. Он разделил свое существо на пласты.
Теперь, когда он в теле — он в теле и он не позволяет эмоциям смешиваться с ним или голове контролировать. Когда он в эмоциях, он не позволяет голове или телу вмешиваться в них. Он не смесь, он не разбавляет это, в нем все чисто и ясно. Когда он думает, он думает, он не позволяет своим эмоциям вмешиваться, потому что они не позволяют ясно думать. Вы редко можете встретить человека четвертого типа, но среди йогов и суфийских мистиков вы можете найти человека четвертого типа.
Пятый тип еще более редок. Четвертый просто сортирует три уровня, три слоя и заставляет их функционировать в соответствии с их собственной природой без вмешательства, без господства внешнего. Человек пятого типа осознает это. Человек пятого типа осознает это. Человек четвертого типа может действовать без осознания, он может работать без учителя, или ученика, или через методологию и рассортировать их. Здесь не нужно много осознания, достаточно немного понимания.
Пятый тип — человек осознания. Он осознает феномен всеобщности. Пятый становится наблюдателем. Очень трудно найти человека пятой категории. Успенский, великий последователь, ученик Гурджиева, принадлежит к пятому типу. Но он только иногда осознает, осознание иногда присутствует, иногда отсутствует. Он не может постоянно осознавать, потому что для постоянного осознания необходим объединяющий центр, которого не достает человеку пятого типа. Успенский стал хорошим учителем, но не мог стать Мастером, потому что Мастеру нужно полное осознание, осознание в течение двадцати четырех часов, даже во сне.
Шестой тип крайне редок. Века проходят для того, чтобы можно было встретить человека шестого типа. Шестой тип — тот, кто не только осознал, но стал центром, кто достиг своего центра. Шестой тип человека наблюдает из вечного центра, он достиг внутренней башни, его внутренний огонь непоколебим.
И потом существует седьмой тип человека, о ком ничего нельзя сказать. До шестого типа описания возможны, но седьмой тип человека описать невозможно. Вам надо быть рядом с седьмым типом человека, чтобы узнать его, и чем больше вы его узнаете, тем больше чувствуете, что многое осталось неизвестным. Седьмой тип — абсолютная загадка, он чрезвычайно прост. Прост, но настолько загадочный, насколько возможно. Будда, Лао- цзы, Гурджиев… они седьмого типа. О них ничего нельзя сказать. В седьмом типе все возможности уникальности достигнуты. Это высочайшая вершина, не определенная и не познанная интеллектом. Есть только один тип познания этого человеческого типа. Индусы называют его Сатсанг: это просто находиться в присутствии этого человека.
Хорошая статья. Понятные разъяснения. Несколько затруднительно для понимания шестой тип с его вечным центром-огнём. Очень красиво и метафорично, но что это такое конкретно, что это значит в точности, какими качествами обусловлено и как проявляется в поведении и что являет в самочувствии обладателя центра? Был бы рад получить краткие пояснения от того, кто знает. Спасибо!