Страх одиночества, болезни, боли, страх, что нас не любят, страх встретить плохих людей, страх острых предметов, воды, высоты, замкнутого пространства. У Петра I была фобия открытого пространства – он жил в домике с низким потолком, в который упирался головой, когда стоял. У Наполеона был страх маленького, неуверенного человека, от которого он избавлялся завоеванием мира. Гнев, отчаяние, ревность – это все проявления страха. В состоянии страха человек ощущает холод в груди, дрожь в теле, ладони становятся влажными, человек задерживает дыхание, или впадает в ступор.
Из упомянутых у Гурджиева центров – интеллектуального, инстинктивного, двигательного и эмоционального – страх, связанный с инстинктивным центром, в некотором смысле полезный. Необходимо – в меру – бояться высоты, темноты, животных, чтобы выжить. Однако, если такой страх закрепляется жизненным опытом, он становится патологией. Есть страхи, связанные с бессознательным, это опыт наших предков.
Почему надо уметь правильно реагировать на свои определенные страхи? В состоянии страха – время растягивается. Осознание страха дает энергию и возможность этим временем управлять. Если человек просто игнорирует свой страх, вытесняет его из сознания, он все равно проявится, это отбирает энергию, вредит человеку. Страх берет энергию из ци органа человека, что ведет к болезням. Гурджиев называл это «перегревом лампочки», считая, что человеку дается на день определенное количество энергии, а своими страхами и негативными эмоциями человек может потратить весь дневной запас разом.
Надо признать в себе этот страх. Если будете себя осуждать (или кто-то осуждает вас за страх – боишься?!), это провокация, и приведет к еще большей потере энергии. На эмоциональном центре, потакая страху, мы разжигаем его еще больше. Должно быть равновесие: когда необходимо – бояться, когда нет – игнорировать. Надо исследовать его, сделать его мягче, должно быть осознание. Эмоциональный центр терроризируется нашим умом. Мысли и фантазии на тему того, что может случиться в будущем – это все в нашем воображении, ум рисует нам будущие беды. Как говорил философ Мишель Монтень: «Моя жизнь была полна страшных несчастий, большинства из которых никогда не было».
Мы не умеем любить – мы поселяем в сердце страхи. «Боящийся несовершенен в любви». Любовь и страх – две стороны перекладины в руках канатоходца. Не стоит бороться с трудными эмоциями, надо просто наблюдать за ними. Как бы со стороны – одним глазом серьезно (ну, надо же, что творится!), другим – улыбаясь. Стараться вообще почаще приподнимать уголки губ – тогда и стареем меньше и болеем меньше.
Поза йога – с развернутыми плечами, выпятив грудь – обладает целительной силой. В этой позе мы не боимся страхов.
Медитация позволяет вернуть всю потраченную когда-то на страхи энергию : ее можно делать вечером, перед сном, «пролистав» события дня или просто «обозначив» белым шаром струящегося света над головой все пережитые когда-то страхи, даже те, о которых уже не помним. Энергия света сама заполнит все наши «поврежденные страхом» внутренние органы. Надо постараться найти места, где есть напряжение – и расслабить их, физически или переиграв идущие образы.