П.Д.Успенский, ученик и сподвижник Гурджиева, осмысливая и адаптируя к европейскому менталитету его учение, писал в книге «В поисках чудесного»:
«Я знал, что за тонкой пленкой фальшивой реальности существует иная реальность, от которой что-то по какой-то причине нас отделяет. «Чудесное» – это проникновение в эту неизвестную реальность».
Он описал препятствия для духовного роста:
— ребенком не попали в семью вайшнавов
— в социуме нет учителей, которые живут правильно
— слышали о чудесах, но, т.к. эти чудеса происходят не с нами, это знание со временем оседает, забывается
— не хватает сенсорных способностей – не видим, не слышим, не чувствуем, не предчувствуем.
Гурджиев описывал это так: «Вы спите! Ваша жизнь – сон на ходу».
«В идее сна нет ничего нового. Почти с самого сотворения мира людям твердят, что они погружены в сон, что они должны пробудиться. Например, сколько раз об этом говорится в Евангелии! «Пробудись! бодрствуй! не спи!» – ученики Христа спали даже тогда, когда он последний раз молился в Гефсиманском саду. Всё это там есть», говорил Гурджиев.
Человек не в состоянии пробудиться самостоятельно. Человек, желающий пробудиться, должен искать других людей, которые тоже хотят пробудиться, и работать вместе с ними.
Ф.Затворник: «Отчего человек не идет к Богу? Отлагательство – успею потом. Пришла благая мысль, но – лень, вялость, решимость ослабевает. Уговори себя исполнить, побуждай себя молитвой. Умерщвляй плоть, тогда и душа выйдет». Меньше лениться, лежать, спать, заняться телом.
Познай самого себя. Человек считает, что он знает себя. Но человек обижается, осуждает, гневается. Это грех. Знание себя дает смирение. Выкиньте заботы из головы, оставьте только необходимые. Направьте свое внимание из внешнего во внутреннее, следите, что я делаю, что я чувствую, что я говорю. Займитесь своим внутренним. Должно быть сочетание сердца и разума – сейчас они живут раздельно – хочу одного, думаю другое, сердцем чувствую третье. Необходимо научиться разделять, что хорошо, что плохо.
Психология – изучение человеком самого себя с точки зрения эволюции: мы были камнем, растением, животным, стали человеком. Что дальше? Господь больше нас не ведет. Дальше развивать себя человек должен сам.
Человек все время просит: Господи, дай, Господи, помоги! А Бог человеку говорит: Я тебе все дал, ты все можешь делать сам. Вселенная — изобильна, и наша убогость начинается с убогости нашего мышления.
Сколько таких людей рядом с нами, которые просто едят, спят и доживают. Но есть и такие, которые задаются вопросом, ради чего это, что должен человек сделать с собой? Гурджиев обещал таким людям открытие сверхспособностей. Но недостаточно просто хотеть что-то делать с собой. Надо очень сильно захотеть. Об оптинском старце рассказывают, как он топил в реке одного послушника, просившего его поделиться знаниями о Божественном: «Думал ли ты о богатстве, когда твоя голова была под водой?», спросил он полуживого послушника, вытащив его на берег. «Нет, только о воздухе!» «Думал ли ты о женщинах или власти?». «Нет, только о воздухе!» «Вот когда захочешь этих знаний, так, как хотел воздуха, тогда и приходи», ответил послушнику старец.
Г.Гурджиев говорил, что человек — это частица бесконечного Космоса, которая способна приобщиться к нему, к его Огненным жизненным Энергиям. Но человеку мешает ограниченность той телесной оболочки, в которую заключена его сущность. Человек отождествляет свое «Я» с телом, и считает свою жизнь связанной только с телом, а саму жизнь рассматривает от рождения до так называемой смерти. То, что считается бодрствованием, правильнее считать сном наяву.
«Человек способен родиться; но, чтобы родиться, он должен сперва умереть; а прежде чем умереть, ему необходимо пробудиться». «Только начиная вспоминать себя, человек по-настоящему пробуждается».
Г.Гурджиев говорил, что то, что считается сознанием, на самом деле есть лишь проблески сознания человека, который находится в состоянии сна наяву, позволяющее ему как-то ориентироваться в обстановке. Человек полностью поглощен текущими делами, не способен осознать суть происходящих событий, на которые у него мало возможности повлиять, а все что случается, по мало понятным ему причинам. Примерно так живет большинство людей.
Главная идея Гурджиева — разбудить спящую мысль и ощущение истинной реальности в человеке и дать реальные практики, основанные на духовных традициях суфизма, буддизма и восточного христианства.
По Гурджиеву: все религии – это горсть винограда, а суфизм – это сок в нем.
Суфизм — это путь к Абсолютной Реальности. Побуждающей силой для движения по нему является Любовь, а средством продвижения — целеустремленное сосредоточение и внутренняя уравновешенность в любой ситуации.
Суфий — это человек, верящий в возможность непосредственного приобщения к Всевышнему и подчиняющий свою жизнь стремлению к этому приобщению. Он верит, что познать Реальность может только Совершенный Человек. Суфий считает, что обычный «нормальный» человек страдает болезнью несовершенства, которая влияет на его способность к восприятию и различению, заставляя его постоянно заблуждаться. Суфии полагают, что плотская душа (низшая суть) контролирует наше поведение и мысли, заставляя нас слепо следовать своим привязанностям, инстинктам и желаниям. Человек, пребывающий под такого рода контролем, не может видеть вещи как они есть. Реальность скрыта от него вуалью его представлений о мире, убеждений и устремлений.
Буддистская притча
Человек пришел к Будде и сказал: — Я очень богат, у меня нет детей, моя жена умерла. Я хотел бы сделать какую-нибудь работу для заслуги. Что я могу сделать для бедных и униженных? Только скажите мне, что я должен делать?
Услышав это, Будда стал очень печален и слеза скатилась по его щеке.
Человек был озадачен такой реакцией. Он спросил:
— В твоих глазах слезы? Ты вдруг опечалился, почему?
Будда ответил:
— К сожалению, ты не сможешь никому помочь до тех пор, пока не поможешь себе. Твой основной «металл» еще не стал золотом, ты не можешь сделать ничего сострадательного, ибо твои энергии в самом низу. Ты хочешь помочь людям, но в тебе еще недостаточно осознанности. Ты не имеешь подлинного центра, откуда может струиться сострадание.