Твердая, непрерывная практика созерцания Господа — вот та духовная деятельность, которая рекомендуется преданным. В Б’агавад- Гите эта практика непрерывного пребывания разума на Господе, называется Абхйаса-йога. Это называется также дхйанам или медитация.
С помощью такого метода вы постоянно обращаете разум в себя для того, чтобы соединиться с Господом. Слово «дхйанам» происходит от санскритского слова, означающего «помнить Бога». Просто думать о Боге время от времени — это еще не медитация. Медитация — это значит думать о Господе при любых обстоятельствах, в любое время и повсюду. Это постоянный и непрерывный процесс.
Любая практика концентрации, которой вы периодически занимаетесь, обычно означает сосредоточение внимания на определенном предмете и ассоциируется с определенным местом и временем.
Но развитие мудрости превосходит даже медитацию. Мудрость исходит из практики внутреннего исследования — практика исследования внутренней природы, самого сердца всех объектов. Если вы будете настойчиво действовать подобным образом, вы постепенно достигнете высшего состояния мира и блаженства. В этом уникальная цель человеческой жизни.
Существует 3 стадии на пути Мудрости.
1- Джигнасу, — стадия духовного поиска, стадия ученика. Вы, как ученик, пытаетесь понять принцип “Я есть То” через исследование, вы изучаете великие силы Бога и таинства, скрытые за этим понятием. То есть вы делаете усилия, чтобы понять “То и Это” и достигнуть единства между ними — вечном Божественном Принципе, который мы называет Богом, и бессмертной Атмой, являющейся единой истинной Сущностью каждого. 2. Осознав единство, лежащее в основе всего сущего, вы должны жить соответственно, применяя эту великую Истину в повседневной деятельности. Тогда вы переходите из стадии Джигнасу в стадию Сад’аки. Т.о., на стадии Джигнасу вы получаете хорошее образование и развиваете свои знания, чтобы на следующей стадии, Сад’аки, вы могли применить это образование на практике и использовать его для выполнения цели всей своей жизни. После этого вы достигаете цели — это стадия Аруд’а, где вы наслаждаетесь блаженством осознания Бога. Т.е, если на первой стадии — вы студент, на второй — профессионал, то на третьей — вы пенсионер, где вы, оставив работу, наслаждаетесь совершенным покоем души, осознав единство всего Творения.
Чтобы в полной мере достигнуть покоя души и непреходящей внутренней радости, вам необходимо сначала пройти стадию исследования и отказаться от всех привязанностей к миру.
Одно из привязанностей, который поглощает человека — это фактор времени, которому подвластно всё, что подвержено изменению, но который совершенно бессилен против его Владыки. Бог неподвластен времени. Он не только не находится под воздействием времени, но держит время под контролем. Время поглощает человека. Человек должен следовать за временем. Время ответственно за прогресс человека, либо за его регресс, за продвижение его к добру, либо за его падение во зло, за приобретение им достоинств, либо за накопление недостатков. Поэтому в Упанишадах мы находим такую молитву:
“О Боже, Ты само воплощение времени. Помоги мне сделать священными мои деяния и проводить всё своё время, помня о Твоём присутствии, чтобы я мог благополучно достигнуть Твоих Лотосных Стоп”.
Весь мир необъяснимо связан временем. Невозможно бороться против времени. Человек должен следовать за временем, надо соглашаться и идти за событиями. Когда человек соглашается с событиями, он соглашается с Богом.
Время можно сравнить с огромным потоком. Все люди и все живые существа смываются этим потоком времени. Человек, смываемый наводнением, не может найти защиты и убежища в том, что само смывается. Но если бы вам помог тот, кто стоит в безопасности на берегу, вы были бы спасены. На берегу находится Тот, Кого не поглощает поток времени, — это Бог. Тот, кто ищет прибежище в Боге, сможет освободиться от всех несчастий и проблем, связанных с принципом времени.
Когда человек повинуется этой Божественной заповеди и кладёт себя, своё богатство, своё имущество, всю свою семью к Лотосным Стопам Господа, полностью отдавая себя Богу, тогда он без сомнения будет спасён.
Мы живем в 3-х-мерности (в пространстве и времени). Здесь есть прошлое, есть будущее. Здесь каждый из нас создает свое время, своими несовершенными мыслями, чувствами, поступками, нереализованными желаниями ткет свою карму или судьбу. Несовершенные материализованные деяния заставляют человека возвращаться в какое-то время и место, чтобы получить наказание или награду. Как разорвать этот замкнутый круг, эту череду перевоплощений во времени?
В христианстве – если хочешь обрести жизнь вечную, то соблюдай 10 заповедей. Один святой отец сказал, что начало нашего спасения есть познание самого себя, своей Божественной природы. Еще сказал: повержение самого себя пред Богом с сознанием и повиновением заповедям в смиренномудрии рождают любовь, а любовь рождает бесстрастие.
Другими словами, Любовь есть точка между прошлым и будущим. Там, где есть «бесстрастие» (нет страстей, эмоций), там Любовь, покой и наслаждение , это место, где в нас есть Бог, и нет времени.
Еще сказал о смиренномудрии, что оно не имеет языка говорить о ком-нибудь как о беспечном или противоречить кому, утруждающему его; не имеет глаз, чтобы видеть недостатки другого или примечать за кем-нибудь; не имеет ушей слышать, что неполезно душе его; не имеет дела с кем-нибудь, кроме своих грехов; но смиренномудрый со всеми людьми миролюбив по заповеди Божией, а не по какому-либо другому пристрастию. И если кто будет поститься по шести дней или предаст самого себя на великие труды, чуждаясь смиренномудрия, то тщетны все труды его.
Всеобщая ведическая молитва Упанишад.
OM Асато Маа Сат Гамайа
Тамасо Маа Джйотир Гамайа
Мритйор Маа Амритам Гамайа
ОМ Шаанти Шаанти Шаантихи
О, Господь мой!
Веди меня из неистинного (асато) и нереального к Истинному и Реальному.
Веди меня из тьмы (тамасо) невежества к Свету знания и мудрости.
Веди меня от смерти к Бессмертию.
Мир, мир, мир – тела, ума и души!
Asato Ma
Эгоизм – это тьма, а Предание себя Богу – это Свет.
Сатья Саи Баба сказал, что эта молитва является квинтэссенцией духовного пути или, другими словами, она указывает, как можно достичь Бессмертия.
Это единственно возможный путь спасения человека.
Это – самая суть духовной работы.
Человек, живущий в этом мире, воспринимает его как нечто отдельное от себя и не осознает, что все в мире преходяще, включая и его собственное тело. Поэтому в качестве первого шага человек должен отречься от этого мира и практиковать по отношению к нему бесстрастие. Когда Баба материализует человеку вибхути, он указывает ему на изменчивость мира. Осознав, что все объекты материального мира становятся, в конечном счете, пеплом, или прахом, человек должен отречься от этого мира. Погруженным в тамас, или тьму невежества, необходимо увидеть Свет Мудрости. Желания и привязанности человека подобны воде, мешающей зажечь Свет Истины. Зажженный Свет провозглашает, что душа человека — это искра Божественного Огня. Осознание этой Истины составляет второй шаг.
Вкушение Амриты, или Нектара Бессмертия, с помощью духовной практики, есть третий и последний шаг.
Таким образом, эта Всеобщая ведическая молитва говорит о трех шагах, или ступенях, духовного развития: отречении, знании и вкушении Амриты.
Эти три стадии Баба описывает так: Вы — в Свете; Свет — в вас; Вы — Свет.