Нельзя просто существовать, жить эмоциями. Надо заниматься тем, что называют духовными практиками. Работать над собой, развивая свое сознание.
«Познай себя, и ты познаешь мир».
Это не просто. Это требует усилий. «Сверхусилий» — говорил Гурджиев ( суфизм, буддизм и восточное христианство). Практикуйте осознание себя – в понимании мира, в каждый момент своего бытия, при ходьбе, еде, дыхании, медитации», говорит Далай Лама (тибетский буддизм), названный буддой сострадания.
Практикуйте сострадание и любовь. Любовь – она вне религий, говорит Саи Баба, воплощение Любви. «Есть только одна религия – религия любви». Почему страдания Христа стали так значимы в коллективном сознании человечества? Потому что это выражение собственной внутренней реальности людей, это начало осознания себя. Только, если в христианстве — страдание: «бог терпел и нам велел», смирение со страданием, то в буддизме — не смирение, а соглашение с тем, что тебе дается ровно столько, сколько ты можешь вынести. Не жизнь в страдании, а избавление от страданий – через осознание.
Задача века, говорит Далай-лама, достигнуть глобального сострадания. Ошибка думать только о себе, или своей семье, клане или стране. Когда вы достигаете сострадания, милосердия по отношению к другим людям, вы понимаете и чувствуете, что они – часть вас.
В Упанишадах: «я – это он, он – это они, они – это я». Мир атомарен, микро- и макро-Вселенные внутри и вне нас. Они непостижимы для нашего ума. «Что вверху, то и наверху, что внутри, то и снаружи». Бог существует, как бы он не назывался – Вселенский разум, Принцип или Высшее Сознание. Он превращает кислород и пищу в нашем теле в энергию биения сердца, он раскрывает лепестки цветка утром навстречу солнцу, он вращает Землю и рождает новые галактики. Нам, в нашей 3-х-мерности, видна только форма. И, как гусенице в своей 2-х-мерности, никогда не понять планов человека, так и мы можем только догадываться, какие планы у Высшего на нашу эволюцию. Чтобы понять свое предназначение, надо осознавать себя частичкой этого Единого мира – во всех идеях, идеалах, мотивах, целях, во всех волнах и частицах, и участвовать в со-творении его.
Осознать свою Божественную природу. Из бесед Саи Бабы.
Рождение и смерь — неизбежные события в жизни плотных оболочек. Ценно то, что происходит между ними. Это время следует тратить на духовный рост. Усилия следует предпринимать в трех направлениях: (1) духовное делание и дисциплина, (2) формирование отстраненности, а также (3) формирование уверенности в своей Божественной Природе. Без этих усилий жизнь превращается в утомительное и бесполезное путешествие через пески.
С уважением и разборчивостью относитесь к пяти элементам (эфир, воздух, огонь, вода и земля), созданным Волей Всевышнего. Злоупотребление каким-либо из этих элементов причинит вам один только вред. С окружающим миром следует обращаться бережно и с уважением.
Точно также следует обращаться с вашим внутренним миром, вашими внутренними инструментами! В то время как глаза, уши и нос являются инструментами для получения знания об определенных особенностях Природы, язык имеет две функции: различать вкусы и произносить слова-символы для общения с окружающими. Язык следует взять под двойной контроль, поскольку он может причинить вам вред двояко.
Когда язык хочет чего-то вкусного, старайтесь не идти у него на поводу. Правда, сделать это нелегко. Если вам удастся ограничиться простой пищей — ничем не приправленной, не горячей, лишь придающей силы, то язык несколько дней будет протестовать, но потом успокоится и согласится ее принимать. Поскольку человек склонен к злословию и сладострастным разговорам, с этим также следует бороться. Говорите мало; говорите мягко; говорите только тогда, когда это необходимо; говорите только с теми, с кем вы должны говорить; не кричите и не повышайте голос в гневе или в возбужденном состоянии. Такой контроль над языком позволит поправить ваше здоровье и принесет вам душевный покой.
Без контроля над органами чувств ваша духовное практика будет неэффективной. Это можно сравнить с хранением воды в дырявом кувшине.
Учитесь преодолевать стремление к низменным желаниям, гнев и ненависть, когда в ваших желаниях происходит перекос;
старайтесь расширить ваши сердца, чтобы они смогли вместить все человечество, все живое и все творение;
успокоить ваши побуждения и поразмыслить о своей внутренней реальности.
Учитесь практиковать тишину, чистоту и терпимость. Голос Бога можно услышать только в тишине. Внешняя чистота ведет к чистоте внутренней. Благодаря терпимости в вашем сердце утверждается любовь.
Научитесь отказываться и отрекаться. Важна не ценность вещи, от которой вы отказываетесь, а высота мотива, стоящего за этим поступком. До тех пор, пока человек пребывает во власти чувственных наслаждений, его духовная жизнь начаться не может. Многие не в силах отказаться от желаний! Но чувства — неумелые учителя и бесполезные источники знаний; радость, которую они доставляют, является преходящей и полна горечи.
Экхарт Толле. В каждой бочке меда есть ложка дегтя. Любые положительные эмоции, рождаемые эго, изначально содержат в себе свою противоположность. Любовь к человеку может обернуться привязанностью и страхом потери, ценность приближающегося события – разочарованием, сегодня похвала может сделать вас счастливым, а критика завтра – удрученным. Рождаемые эго эмоции проистекают из отождествления ума с внешними факторами, которые в любой момент могут измениться. И только более глубокие эмоции — состояния Бытия- не имеют противоположностей. Они сияют из ваших глубин как любовь, покой и радость – все это грани вашей истинной природы.