День рождения Далай- Ламы XIV отмечают 6 июля буддисты всего мира. В их среде этот день возведен в ранг религиозного праздника. В буддистских храмах читают молитвы о долголетии Далай Ламы, верующие дают обет по крайней мере в течение суток не совершать никаких поступков, способных привести к распространению в мире зла.
Буддисты считают Далай-ламу (в переводе — «Океан-учитель») воплощением Авалокитешвары — будды сострадания. Далай-лама XIV (Лхамо Дхондруп, впоследствии Тэнзин Гьяцо) родился 6 июля 1935 года в деревушке Такцер на северо-востоке Тибета. В 1937 году он был признан реинкарнацией своего предшественника — Далай-ламы XIII, а в 1950 — возведен в сан духовного и светского главы Тибета. В 1959 году, восемь лет спустя после включения Тибета в состав Китая, он эмигрировал в Индию, где нашел пристанище в городе Дхарамсала. Там же обосновалось «тибетское правительство в изгнании».
Даже после того, как весной 2011 года Далай-лама сложил с себя политические полномочия главы «тибетского правительства в изгнании», Пекин обвиняет его в стремлении добиться отделения Тибета от КНР.
За просветительскую деятельность в разных станах и миротворческие усилия Далай-лама удостоен в 1989 году Нобелевской премии мира.
По словам самого Далай-ламы, называющего себя простым буддийским монахом, «каждый день нашей жизни — это день рождения», и важно каждый новый день проживать «с пользой», помогая другим, а если нет возможности помочь другим, тогда, по крайней мере, стараться «не навредить».
Далай-лама : Это врожденное желание – быть счастливым, избегать страданий.
Чтобы реализовать это стремление, нужно, во-первых, знать, что такое страдание, во-вторых, понимать причину, в третьих, знать, как избегать страдания.
В буддизме говорится о двух состояниях человека: 1. сансара, в которой человек находится в негативных эмоциях и 2.нирвана, в которой находятся те, кто очистил себя от страданий.
1. Очевидное страдание – страдание физического тела, физическая боль.
2. Страдание от изменения земных удовольствий , изменение (ухудшение) условий существования (например, была машина – сломалась) или ситуация, когда человек стремится увеличить удовольствие, сравнивая себя с другими, или теряет все.
3. Условное страдание, когда человек находится под властью беспокойства – страдания нет, но человек его выдумывает. Если он постоянно сравнивает свое положение в прошлом, свои ожидания в будущем, и, если эти ожидания не сбываются, начинаются страдания. Все, что планируется – не происходит.
Далай-лама: Если вы не знаете, что страдаете, то и нет желания от него освобождаться. Чем глубже вы понимаете причину страдания, тем сильнее желание избавиться от него.
Неведение – главная причина страдания. Человек находится в иллюзии, «спит-спит-спит».
Фундаментальное неведение: устранение его — в «познай самого себя».
Существует 2 разума – один видит одну реальность (3-х мерность), другой «чувствует» другую реальность, где «ты – это я», где ни один человек не лучше другого.
1. Не реагировать эмоционально (скажи себе «стоп!»)
2. Не вовлекаться в сравнительный анализ, избегать воспоминаний из прошлого, не заглядывать в будущее
3. Научиться познавать покой (сингулярная точка, дыхание, медитация — «со-хам», ритмические движения – «я здесь и сейчас»)
4. В страдании найти себе занятие, чтобы помочь себе («глаза боятся, а руки делают»)
5. Необходимо осознавать свое несовершенство («ну, не шмогла я»), включать внутреннего наблюдателя, помнить, что «это я сама выбирала», тормозить себя мягко : я здесь, я ценю то, что у меня есть, я благодарна за это, обращаться к высшим силам.
Тогда вы довольны всем, что происходит. Это путь, ведущий к нирване.
Далай-лама часто говорит о глобальной взаимосвязанности всех вещей. В определенном смысле это означает, что все мы связаны друг с другом. Он говорил также, что именно потому, что наше время столь ужасно, большая честь жить сейчас, в этот момент, на нашей планете. Именно мы несем ответственность, именно мы грудью встречаем вызов, именно мы должны принять на себя заботу о планете и не только ради самих себя, но и ради будущего, ради наших детей.
«Когда я думаю о современной ситуации на земном шаре, говорит Далай- лама, то нахожу много причин не оставлять надежду. Вследствие угрозы ядерной катастрофы всё больше людей понимает, что решение конфликтов при помощи войн совершенно неприемлемо. Несмотря на разницу в идеологии и экономических системах, многие люди стремятся избежать войны и добиться сосуществования, и я полагаю, что стремление к миру усилилось. За последние несколько лет я встречался с физиками, сделавшими значительный вклад в разработку ядерного оружия, которые теперь обнаруживают глубокую заботу о мире. Благодаря технологии улучшились средства связи и вследствие этого расширились и наши взаимные связи. Такие понятия как «страна» и «континент» стали менее отдаленными друг от друга. Другой процесс, наблюдаемый нами теперь, это распад тоталитарных систем. Люди хотят свободы, возможности свободного передвижения. Даже животные хотят этого. Следствием человеческого стремления к свободе является движение за демократию и не только в Восточной Европе, но также и в таких местах, как Филиппины, Палестина и Латинская Америка. Для меня это означает, что дух гуманизма начинает возрастать, и это обнадеживающий признак. До начала этого столетия люди потребляли мировые ресурсы так, как если бы они были безграничны. Отдаленные последствия нашей деятельности становятся яснее, и всё больше людей высказывают глубокую озабоченность природной окружающей средой. Это также очень позитивно.
В течение столетий жители Запада считали, что материальные и духовные вопросы — это нечто совершенно не связанное друг с другом. Сегодня я встречаю много людей, которые понимают, что это не так. Понятно, что только посредством науки и материальных достижений невозможно достичь полного удовлетворения. Удовлетворенность приходит изнутри. Тот факт, что мы возвращаемся к своему исходному чувству гуманизма, это положительный, здоровый процесс. Поэтому у меня есть много причин быть скорее оптимистом, чем пессимистом. Но в конечном счете мы должны помнить, что надежда это только надежда. Реальный результат приходит только посредством действия, а не одной надежды».
Задача века – достигнуть глобального сострадания. Ошибка думать только о себе, или своей семье, клане или стране. Когда вы достигаете сострадания, милосердия по отношению к другим людям, вы понимаете и чувствуете, что они – часть вас. Их страдания – ваши страдания. Старайтесь сознательно выработать такое отношение, как к своей матери, говорит Далай-лама.
Практика сострадания должна быть уравновешена практикой здравомыслия. Простое сосредоточение на страдании ведет к депрессии. Пробуждение разума должно происходить через избавление людей от страданий. Моральные поступки и желание помочь другим победит страдание. Берегите Землю. Не будьте раковой клеткой на ее теле – экономьте воду, одежду, экологию. Когда вы лучше понимаете глобальные взаимосвязи, что касается боли физической или душевной, тогда вы осознаете и справитесь и с болью всеобщей.