Мудрость Востока и Запада. Из бесед Тензин Гьяцо (Далай-лама) и Пола Экмана
Человек обладает сознанием – оно есть у нас, нет необходимости его вырабатывать. Оно всем нам присуще. Далай-лама говорит: В буддистской философии, когда мы говорим о сознании, мы проводим различие между двумя понятиями. Основное свойство разума, ясность, — это нечто такое, что является врожденным. Такой тип сознания присущ всем человеческим существам и животным или насекомым. И это не то, что может быть приобретено. Что может быть приобретено, так это способность понимать объекты. И в этом мы разные. У нас различный мозг, мы живем в различных условиях, различное обучение. Большинство не имеют 2-го сознания, умения наблюдать себя и свои эмоции. И потому не владеют собой. Живут, как спят. Они не могут сказать о себе: «То, что я делаю сейчас, вызвано страхом или гневом». Чтобы осознавать это, мы должны приобрести соответствующую способность, которая не дается нам природой.
Способы. 1 Медитация.
Медитация во время прогулки и медитация, сосредоточенная на дыхании помогают в большей степени находиться «в текущем моменте», фокусировать часть вашего Я на наблюдении за вашими действиями и на понимании их. Это то, что может быть названо действием, осуществляемым сознательно (Саи Баба : «Со-хам»).
В буддизме предусмотрено специальное усилие для тренировки осознанности, помятования – при ходьбе и приеме пищи («Сверхусилия» – у Гурджиева). Каждое движение, выполняемое осознанно, крайне необходимо вначале, потому что наше сознание, даже несмотря на попытки понять происходящее с помощью интеллекта (ума), по-прежнему остается рассеянным («Вы спите» – у Гурджиева. Сон и бета-волны).
Следовательно, понимание или постижение реальности оказывается крайне ограниченным из-за отсутствия сосредоточенности нашего сознания. Осознанность обеспечивает концентрацию психической энергии для мобилизации. Попадание во власть эмоции (при врожденном существовании этого свойства) не соответствует истинной природе разума, это нечто временное, и мы можем устранить это («Сингулярная точка»).
Практика буддизма предусматривает, что человек учит сам себя видеть действительность такой, какова она есть, избегая любых форм преувеличений (иллюзий, майя). Тренировка разума необходима для его успокоения. Как условие более эффективной работы нашего интеллекта – это инструмент, позволяющий понять, что хорошо, что плохо, и каковы последствия. По сути, буддист и не-буддист — все хотят счастливой жизни – покоя, радости, любви. Поэтому для человека многие нежелательные события происходят из-за того, что наш подход оказывается нереалистичным. Искаженный взгляд (иллюзия) вызывает нарушения и беспокойное состояние ума, отрицательные эмоции .
Способ 2. Обучение.
Нет знаний. Неведение – искажение, которое должно быть исправлено посредством обучения. Спокойствие разума необходимо – тогда ваш интеллект может быть использован эффективно. По сути интеллект обладает способностью осознавать Реальность, Бога, Дао. Большинство отвлекающих эмоций во многом связано с неполной или непроявленной информированностью. Если чей-то разум замутнен гневом, страхом, ревностью или вожделением, то интеллект этого человека (наша божественная часть) не может работать должным образом. В такие периоды часто делаются неверные оценки (спим!). Когда беспокойство вашего разума устраняются (нет эмоции, нет неведения), человек вступает в состояние сознания – чистый интеллект.
Буддистский смысл интеллекта, по-видимому, имеет намного больше общего с мудростью: интеллект — это способность. Вы можете стать очень знающим, но вам не нужно быть гением для обретения мудрости.
Далай-лама: С буддистской точки зрения существует четыре типа мудрости.
1. Мудрость обширности – способность понимания вещей своими силами, вместо того, чтобы узнавать у других. Саи Баба: вы не должны верить – проверяйте все сами, делайте все сами. Далай-лама: не полагаясь на тексты можно использовать память. Это достигается собственными силами, собственной мудростью. Лобсанг: Здравая мудрость, которая позволяет человеку различать благодаря его интеллекту – что нужно делать и чего избегать, чтобы достигнуть духовного прогресса. Это мудрость, которая хорошо подходит для запоминания различных фактов.
2. Мудрость ясности, живая мудрость. Вы не только способны понять вещи своими силами, но и различать тонкие нюансы. Лобсанг: Ясная мудрость, дающая возможность отличить состояния, связанные со страданием, от чистых состояний, даже на едва различимом уровне. (Страдать – быть в эмоциях). Это мудрость, которая нужна для ведения споров и представления аргументов.
3. Быстрая мудрость, которая немедленно устраняет непонимание, путаницу и сомнение, как только они возникают. Понимание приходит настолько быстро, что вы не затрачиваете много сил на его достижение.
4. Глубокая мудрость – раскрывающая глубинный смысл изучения Будды – ненасилие, все равны, я есть ты, я есть они. Это ясновидение. Это мудрость, которая позволяет постигать суть вещей.
Далай-лама: она – мудрость может быть развита благодаря истинному учению (устранение неведения). Разумеется, обучение, исследование — все это идет на пользу.
3 типа знания – через услышание, через созерцание и через медитацию.