Всякое живое существо, кроме человека, удовлетворяет возможность успокоиться простым знанием своей сферы обитания и средствами, удовлетворяющими его чувственные нужды и потребности. Один лишь человек страдает от глубокой неудовлетворенности, выявляя жгучие вопросы, что ранят сердце.—Кто я? Когда пришел? Зачем я здесь? Куда уйду? Он пытается отринуть эту неудовлетворенность, игнорировать ее, забыть о ней в лихорадочных забавах и развлечениях, но с ней приходится сталкиваться из жизни в жизнь, пока он, наконец, не обретет Знания, которое освобождает.
Что же это за Знание? Человек всю жизнь свою тратит, стараясь собрать знание о мире внешнем, исследуя все вокруг. Но Свами отмечает, без полного понимания вашего собственного «Я» невозможно пользоваться этим инструментом (собой), с помощью которого вы стараетесь измерить и поверить, исследовать и судить всех других.
Подлинная истина, как заявляется всеми религиями, такова, что, постигнув самого себя, можно познать и все иное во Вселенной. Человек содержит в себе самом все, что разыскивает вовне.
Но человек все время свое тратит на то, чтобы познать «не-я». Свами заявляет, что Он-Бог, явившийся человеком; в то же время и столь же твердо Он открывает нам, что мы-тоже Бог. Вот слова Божьи: «Я—Един, стану-ка я Множеством». «Но что же это «Множество» значит?»—вопрошает Свами. Сто-это, по сути, сотня, где один повторен сто раз. Таким образом, каждый из этого Множества является законченным Единым в себе самом. «Вы-Множество, и каждый из вас-Единый, проявивший волю повторить себя»,— говорит Свами.
Но это знание невозможно ни осознать, ни понять убедительно тем, кто поглощен делами мирскими. Как сказал Свами,—только интеллекту, просветленному и углубленному с помощью Садханы Гайятри, и уму, очищенному Аштанга-Йогой, может открыться эта истина. Гайятри-это молитва Разуму, озаряющему всю Вселенную, дабы просветил он нашу способность разумения. Аштанга Марга—восемь ступеней йоги, путь самоочищения и духовного развития, изложенный древним мудрецом Патанджали в его «Йогических Сутрах».
1. Первая ступень, Яма означает-«оставить привязанность свою к телу и органам чувств».
2. Следующая ступень-Нияма — включает в себя постоянно поддерживаемую дисциплину и неуклонное памятование о Высшем «Я» и сосредоточенность на Нем.
3. Асана-поза—это третья ступень — свободная, сохраняемая без всяких усилий поза, лишенная всякого напряжения и натянутости.
4. Пранайяма, регулирование дыхания. «Контролирование жизненных токов, их движение и перемещение, следует осуществлять разумно под постоянным наблюдением. Но самое главное, что упражнение это принесет положительные результаты лишь тем, кто осознает мир этот как некий неустойчивый сплав Истины и Лжи. Только тот, кто осознает эту тайну, сможет заставить Прану (дыхание, жизненную энергию) подчиниться своей воле». А потому следует вдыхать и выдыхать, сопровождая это мантрой «Сохам». «Са»—значит «То» (Единая Истина, «Я» Высшее), а «Ахам»—«Я», т.е. «Я есмь То». Вдох—это «Са», Истина. Когда мы вдыхаем, всякое дыхание должно наполнять нас Истиной. Выдох же означает изгнание нерешительного, видимости, потока перемен.
5. Пятая ступень, Пратьяхара, требует отстранения органов восприятия от всех безделушек и принадлежностей мира объективного, для того, чтобы сфокусировать сознание на том едином, что является источником и поддержкой всего, чем Оно стало. Этот этап можно успешно пройти лишь тогда, когда мы убеждены, что мир внешний порожден Майей, и Майей держится, что основание его-лишь ментальное, а не «фундаментальное». Без этого убеждения ум невозможно отвлечь от зрелищ и звуков, вкусов и запахов, которые помрачают его действия.
6. Следующая ступень, Дхарана -сосредоточение, фиксирование Сознания на какой-то одной возвышающей мысли. Свами поясняет : «Обращайтесь с ней, как с ребенком, который учится ходить. Ласкайте его и завоюйте его любовь и доверие. Направляйте его с нежной симпатией, устраняйте его страхи и колебания мягкими уговорами и сосредотачивайте его внимание всегда на красоте Истины».
7. Когда стремящийся отстранил свои органы чувств пониманием ложности «реального», ум его будет устойчивым, сосредотачиваясь на Едином, и он тогда легко и без усилий переходит на седьмую ступень-Дхьяну, Медитацию — «непрерывное пребывание вашего Сознания в Сознании Космическом». То есть сосредоточенность достигает такого постоянства, что и сам не осознаешь тот факт, что занят медитацией. Нет нужды заставлять ум свой оставаться фиксированным на одной высокой мысли, т.к. теперь устойчивость становится столь же естественной, непрерывной и животрепещущей для тебя, как само дыхание.
8. Дхьяна с течением времени приводит к этапу последнему-Самадхи. «Самадхи, поясняет Свами,значит-«Сама» («то же самое, равное») «дхи» («осознавание, разум»)-это ниспровержение двойственности, видение одного и того же всюду. «Я» освободилось от кокона, который оно соткало вокруг себя; оно вылетает на свободу, к которой принадлежит, на простор безграничных небес, что не знает ни различий, ни разделения.
Тот, кто достиг Самадхи, никогда больше не вернется в этот кокон! Его легко узнать, так как Мысль Его-Истина, действие-Дхарма, природа Его-Шанти, а атмосфера—Любовь. Дело его, от которого ему не отказаться, поскольку делается оно само, без всякого осознанного усилия вообще — есть способствование благу всех существ; в нем больше не осталось никакого эгоизма, никакого чувства «я», ни ощущения «деятеля».