В ней шесть разделов, и все они, кроме третьего и четвертого, посвящены поклонению, связанному с кармой, или обрядовым действом. Третий и четвертый разделы освещают учение о духовной истине, преподанное Яджнавалкьей царю Джанаке. Для тех учеников, кто стремится достичь освобождения, Брихадараньяка является лучшим путеводителем.
В первом разделе речь идет исключительно об основных принципах, во втором доказывается их истинность в применении к практике; третий раздел показывает, каким образом осуществлять эту практику и достичь в ней совершенства.
В распоряжении тех, кто стремится познать джняну, имеются четыре инструмента, или средства: 1 – основа, означает четыре Веды, а также Смрити, пытающиеся их истолковать. 2 — набор мантр, которым обучает непосредственно гуру. 3 – это разбор и количественный анализ различных мантр и обращаение к числам, их внутренним связям и соотношениям в том случае, когда они относятся к внешнему миру и законам человеческих взаимоотношений. У 4 –го две категории: часть – способы поклонения, описанные в Ведах, и часть Математики Вселенной.
Этот мир (джагат), принимаемый обманутыми за истинный, есть всего лишь беспорядочная смесь имен и форм, лишенная прочности и постоянства, которыми обладает один только Атман. Отсюда – неприязнь и отвращение к миру и желание отречься от него. Ум освобождается от объектов чувственных удовольствий и проявляет естественное стремление к Брахману. Все звуки – это имена; или голос, способствует их рождению. Форма, обязана своим появлением зрению или видению, т.е. глазу. Для кармы подобным источником является тело, которое представляет собой лишь вместилище для голоса и других инструментов. Глубокое размышление над этими истинами поможет вам преуспеть в процессе постижения Атмана.
Прана, или живое дыхание; шарира (тело) – ее обитель; ширас (голова), где сосредоточены инструменты для приобретения знаний; сила, которая поддерживается пищей, – все это рассматривается в упанишаде.
Как мед вбирает в себя сладость тысячи цветов, так и этот мир концентрирует в себе элементы природы. Дхарма, сатья и другие абстрактные принципы, люди и другие живые существа, Вират-Пуруша (Космический Дух) и другие концепции – все они есть производные единой Брахмататтвы, бессмертной, неизменной сути. Осознание того, что эта суть присутствует в каждом индивидууме, и есть Брахмаджняна.
Джанака, царь Видехи, устроил праздничное жертвоприношение, раздавая в качестве даров огромные сокровища. На эту ягу собралось много брахманов из Куру-Панчалы. Царь приказал привести тысячу коров, украшенных золотыми браслетами и ожерельями. Он объявил, что их получит тот, кто поможет ему познать Брахмана. Многие брахманы, хотя и были великими знатоками своего дела, не решались предъявлять права на коров из-за боязни не справиться с задачей. Но Яджнавалкья был настолько уверен в своих знаниях; что велел ученикам отвести коров в свой ашрам! Остальные брахманы пришли в негодование от такой дерзости и принялись испытывать его опыт и ученость.
Первым вышел вперед и бросил вызов Яджнавалкье придворный жрец семьи Джанаки. На его вопросы мудрец дал ответы, проливающие свет на метод достижения Атмана, заключенного в пранах, путем соединения карма-йоги и бхакти-йоги. В процессе яджны голос ритвика (брахмана, поющего ведийские гимны) символизирует Агни, кала (время) выступает как символ Вайю (ветра), ум устроителя яджны – это Чандра (Луна). Таков способ, с помощью которого можно понять значение ритуала и освободиться от слабостей, присущих смертным.
Следующим обратился к мудрецу Бхуджью; он спросил, имеется ли существо по имени Пуруша, которым управляют чувства и которого увлекает поток самсары? Или такого Пуруши нет? Если же он существует, то какие у него отличительные особенности?
Яджнавалкья так ему ответил: твой Атман – это и есть сущность, о которой ты спрашиваешь; подобно тому, как деревянным орудием, не способным действовать самостоятельно, управляет внутренняя или внешняя сила, или как эта рука может двигаться, если некая воля воздействует на нее, так же и тело, и жизненное дыхание не могут функционировать, если сверхдуховная сила не будет ими руководить. Атман лишь наблюдает за функцией зрения. Слышит он, а не ухо. Это Сверх-сознание, которое и видит, и слышит, и чувствует – не что иное как Атман, отраженный в уме. Четана видит даже видящего! На самом деле происходит следующее: отраженное в уме Сверх-сознание выходит к органам чувств и через них «охватывает» внешний мир пяти элементов, создавая при этом впечатление, будто само проявляет активность. По существу, оно лишено какой бы то ни было активности.
Это Сверх-сознание – есть Атман, он – вне досягаемости чувств, он находится выше и вне пределов тонких и даже причинных тел. К его пониманию можно прийти путем духовного опыта, в результате которого достигается полное отречение. Привязанность к детям, богатству, жене и т.д. – все должно быть преодолено. Эти привязанности порождаются желанием. Ведь любая активность – и самая обычная, и ритуальная, и связанная с поклонением – является продуктом желания.
Свет и тьма не могут быть вместе в одном и том же месте и в одно и то же время. Так и действия, связанные с кармой, не могут существовать совместно с Атма-джняной. Сбор подаяния – это тоже карма, а значит противоречит духу саньясы. Брахманы древних времен знали об этом; они отказались от привязанностей и, пройдя путь нивритти, или удаления от мира, познали свою Реальность. Только того можно считать брахманом, кто отошел от всех путей, не имеющих целью достижение Атмана.
В этой упанишаде описывается природа Атмана. Вся земля становится обитаемой благодаря соединению с водой. Иначе она бы рассыпалась, как кучка рисовой муки. Гарги спросила Яджнавалкью, на чем держится земля. Вопрос и последовавший на него ответ объяснили нам, что Земля, Вода, Акаша, Сурья, Чандра, Накшатры (27 созвездий лунного зодиака, или лунных домов), Дева, Индра, Праджапати, Брахмалока – все они, поочередно исходя друг из друга, сотканы из Принципа, который есть основа и материал Творения, его ткань и покров. Эти истины лежат за пределами человеческого воображения. Они могут быть восприняты просветленным разумом только из шастр.
Яджнавалкья опроверг доводы Гарги, ибо ее вопросы не могли быть разрешены с помощью изощренных уловок интеллекта, их можно решить только путем интуиции, развитой под руководством гуру. Землю охватывает и защищает воздух. Индивидуализированная Вселенная, приобретшая эту индивидуальность в результате впечатлений от жизненного опыта в предшествующих воплощениях, связана с семнадцатью инструментами: пятью органами действия, пятью органами познания, пятью пранами, манасом и буддхи. Конкретное тело представляет собой результат эволюции Земли; оно наполнено воздухом. В нем можно обнаружить 49 частиц земли, которые поддерживают и соединяют в одно целое воздух, подобно тому, как нить соединяет воедино нанизанные на нее жемчужины. Когда воздух навсегда покидает тело, анги разделяются и становятся неупорядоченными, а тело превращается в прах. Однако в телесном комплексе, в жилище тела, пребывает постоянный дух, Антарьями – тайна, которая, будучи непостижимой для этого комплекса, является движущей силой всех его импульсов и побуждений; этот Антарьями не умирает; он есть Атман.
Гарги задала свой второй вопрос, получив предварительно необходимое разрешение от собравшихся, ибо невежливо было бы выдвигать подобные проблемы, не получив на то всеобщего согласия. Где в этом двойственном мире покоится Атман (Внутренняя Сущность) – как в прошлом, так в настоящем и будущем? Гарги хотела привести в замешательство Яджнавалкью, ибо он вынужден был бы признать, что «Вечное Бытие – вне словесного выражения и не подлежит описанию». Все это показывает, что Гарги была весьма сведуща в Брахмаджняне. Из этого следует сделать вывод, что в сфере Брахмавидьи различия между полами не имеют значения.
«Брахмавиди, или носители Брахмической мудрости, декларируют, что Парабрахман постоянно присутствует в непроявленном акаше», – сказал Яджнавалкья, избегая тем самым трудной ситуации, в которую хотела его поставить Гарги; после чего он так описал природу этого вечного бытия : «Он не подвержен ни грубым, ни тонким изменениям, у него нет таких материальных качеств, как цвет, запах, форма и т.д., не существует способов, с помощью которых можно понять его. Время есть лишь проявление его воли. К чему дальнейшие рассуждения? Солнце и пять элементов выполняют его волю». Гарги призвала собравшихся склониться перед Яджнавалкьей и признать его превосходство. На этом дискуссия прекратилась.
Атман лучезарен по своей природе, как и Солнце. Люди говорят, что они «видят» Атмана или его сияние. Но на самом деле увидеть это нельзя. За его пределами не существует ничего, поскольку у него нет «второго». Он – и невидим, и сам не может видеть. У него нет органов зрения или обоняния. В нем нет ничего, что могло бы выполнять какую-либо функцию.
Каждый шаг – от самой примитивной радости до высочайшей Брахмананды есть процесс совершенствования чувств. Такие слова, как «Парамананда», указывают лишь на стадии Ананды. По существу, все типы Ананды произошли от первичного источника, Брахмананды. Все это Яджнавалкья объяснил Джанаке, испытывая огромную радость оттого, что передавал царю свои знания.
Как вырастает дерево из крошечного семечка, так растет и тело, но семечко в плоде дает жизнь другому дереву, а тело, как созревший плод, падает на землю. Вач (речь) и другие индрии следуют за ним; дыхание сливается со своим источником. Только Атман остается незатронутым, не примыкая ни к одному из путей. Он пребывает, как всегда, недвижимым и невозмутимым.
Греховные поступки порождают грех, праведные дела рождают добродетель – таким образом накапливаются добро и зло. Они создают импульсы для нового тела и выступают главной побудительной силой для него. Атман покидает старое тело в предвидении нового, которое он займет, подобно гусенице, поднимающей задние лапки, в то время как передние уже крепко зацепились на новом месте. Атмаджняни, однако, свободен от импульсов к физическому действию, и поэтому Атман, в данном случае, вовсе не обеспокоен стремлением к новому телу. Приверженцы кармического пути усердны в размышлении, но Атмаджняни свободен от желания, и его ум поэтому не мечется в тревоге, не знает беспокойства и страстных устремлений, которые свойственны уму. Он становится Вселенским тружеником, истинным мастером, причастным к творению. Тому, кто обрел видение царства Брахмана, не к чему больше стремиться, не о чем заботиться, нечего познавать и искать.
В наставлениях, которые Яджнавалкья дает в этой упанишаде Майтрейи, своей супруге, излагаются принципы саньясы – способа для достижения этой джняны. Весь мир ощущений, а также все чувства должны оцениваться не более как сновидение; нет смысла дорожить ими, как единственно существующими и представляющими ценность.
Только Атман достоен любви, все остальное можно любить только ради Атмана. Если вы познали Атмана, значит вы познали и все остальное. Все следствия обусловлены причиной. Океан – конечная цель всех вод; все, что обладает вкусом, находит свое предназначение на языке; все формы проявляют себя в глазу; все звуки устремляются к уху; цель всех суждений – достичь ума. Подобно этому весь джагат в конце концов поглощается Брахманом.
Отвечая на вопрос Бхуджью, Яджнавалкья раскрывает свои познания о процессе эволюции Вселенной – Брахманда-нирмане. Он выдержал испытание, ответив на трудные вопросы коварного Бхуджью и на более трудные вопросы, заданные искренней искательницей, Гарги, – с одинаковой невозмутимостью и мастерством. Его объявили ярчайшей жемчужиной среди посвященных. Разумеется, сам Яджнавалкья, встречаясь с мудрецами, признавал их величие. Он был достаточно благороден, чтобы оценить высокую мудрость учителей, которые были духовными наставниками Джанаки. Позднее Яджнавалкья ощутил, что ему нечего больше постигать и нечему учиться и удалился в монастырь. Он понимал, что его супруга Майтрейи тоже жаждет достичь Реализации и стал ее наставником в Брахмаджняне, ибо женщины в те времена почитались, наравне с мужчинами, достойными вступить на путь знания (джняна-марга), который ведет к освобождению.
Глубоко размышляйте об этом, чтобы подняться на высший уровень сознания – турийю. Тогда нама, рупа, васту, бхава (имя, форма, внешний мир, эмоции) – все это сольется с единым всепроникающим всесущим Атманом!
Эта упанишада в краткой форме раскрывает глубочайшие основы философии. Она ни в коей мере не затрагивает вопросы кармы и все, что с ней связано. Она целиком посвящена учению об Атмататтве.
22_06_2011. Обсуждение.
Яджнавалкья, посвященный, перед тем, как преподать урок духовной истины царю Джанаке, держал слово перед мудрецами. Он указал на несколько способов, с помощью которых может человек войти в ранг бессмертных.
Один из них – признать существование праны, или живого дыхания. Природа Брахмана, Господа – непостижима, почувствовать его невозможно, но Атман – его отражение, заключен в потоках жизненной энергии, и присутствует в нас в виде энергии ци, которую мы можем ощущать (например, занимаясь специальными упражнениями, энергетической зарядкой, йогой, чувствуя потерю энергии в теле при болезни, или наоборот, наполняясь ею от солнца, моря, огня).
Достигнуть Атмана, заключенного в пранах, можно путем соединения карма-йоги и бхакти-йоги. Карма-йога – это синтез всех карм, которые были у нас до нас, мы должны смиренно принимать все, что происходит в нашей судьбе, а бхакти-йога подразумевает, что мы не должны своим образом жизни нарабатывать новую карму, нового греха.
Греховные поступки порождают грех, праведные дела рождают добродетель – таким образом накапливаются добро и зло. Не возмущаться, не ворчать: за что мне это? – а принимать с осознанием и благодарностью.
«Попробуй не бороться с собой,
и сможешь услышать себя.
Попробуй себя не жалеть,
и начни свой путь к совершенству.
Ничего не требуй,
и сможешь примирить все непримиримое»
Лао Дзы. Дао Дэ Дзин (Книга о пути и силе). 22 стих.
Чтобы дойти к Богу, человек должен быть «праведным».
«Высшая праведность — как вода: служит всем равно,
Пребывает в местах, которых все избегают (ничему не противоборствует)
Она как ДАО.
Потому живи поближе к земле
Следуй побуждениям сердца,
С людьми будь дружелюбен, в словах искренен
Управление страной должно быть последовательно
Дела посильны, действия — своевременны
Кто, как вода, терпелив, не совершит ошибок»
(перевод Н. и Т. Доброхотовых) 8 стих
Очень полезно петь. Голос, который поет ритуальные песни, бхаджаны, символизирует стихию огня (используйте огонь живой и в медитациях для жертвоприношений – бросайте в него свои обиды, зло, страхи, весь негатив). Время выступает как символ ветра, ум должен быть как Луна. Луна всегда тиха, неэмоциональна, проливает на все свой свет. Таков способ, с помощью которого можно понять значение ритуала и освободиться от слабостей, присущих смертным.
Есть ли какя-то сущность в человеке, которая управляет умом и чувствами, спросили Яджнавалкья, и он ответил: Атман и есть эта сущность. Все, что вы видите, слышите чувствуете — это Сверх-сознание, которое и видит, и слышит, и чувствует, это не что иное как Атман, отраженный в уме. Сверх-сознание выходит к органам чувств и через них «охватывает» внешний мир пяти элементов.
Саи Баба: Как развивать веру в Бога, спросила меня одна леди. «Верите ли в то, что видите?» — спросил я. «Да, кончно», — ответила леди. «Разве не парадоксально, что вы верите в то, что видите, но не в то, что позволяет вам видеть, в то, что на самом деле видит?» «Вы – это Я. Это Атман проявленный. Вы также чувствуете, понимаете, как Я. Если вы этого не понимаете, вы отсоединяетесь от Атмана».
О привязанностях. В упанишаде говорится: «Атман, он – вне досягаемости чувств, он находится выше и вне пределов тонких и даже причинных тел. К его пониманию можно прийти путем духовного опыта, в результате которого достигается полное отречение. Привязанность к детям, богатству, жене и т.д. – все должно быть преодолено. Эти привязанности порождаются желанием. Ведь любая активность – и самая обычная, и ритуальная, и связанная с поклонением – является продуктом желания».
«Небо и Земля долговечны, ведь существуют не для себя.
Вот и существуют долго.
Мудрый всем уступает, вот и оказывается впереди всех.
Не заботится о своей жизни, вот и живет долго.
Все от того, что не думает о своих делах —
Вот они и улаживаются сами» 7 стих
Гарги спросила Яджнавалкью, на чем держится земля?. Земля становится обитаемой лишь в соединении с водой.. Воду охватывает воздух. Воздухом держится Земля. Такова природа Атмана. Тело представляет собой результат эволюции Земли – он содержит в себе 49 частиц земли – элементов таблицы Менделеева. Воздух соединяет их, как нить жемчужины. Когда воздух уходит из человека, тело рассыпается. В жилище тела, пребывает постоянный дух, который никогда не умирает; он есть Атман.
Достигнув единства души и тела, сохранишь ли его?
Смягчив душу, станешь ли как дитя?
Очистив душу, избежишь ли заблуждений?
Любя свой народ и не мудрствуя лукаво, сможешь ли управлять им?
Развиваясь естественным путем, останешься ли добр ?
Познав законы природы, пребудешь ли в недеянии?
Создавать и воспитывать
Создавая, не присваивать
Приводить в движение без усилия
Руководить без принуждения
Вот истинная праведность, вот ДЭ.
10 стих