«Человеку дана жизнь на то, чтобы она ему служила, не он ей, то есть человек не должен делаться рабом своих обстоятельств, не должен приносить свое внутреннее в жертву внешнему. Служа жизни, человек теряет соразмерность, работает без рассудительности и приходит в очень грустное недоумение; он и не знает, зачем живет. Это очень вредное недоумение и часто бывает: человек, как лошадь, везет и везет и вдруг на него находит такое… стихийное препинание. .
Ярким примером такого «стихийного препинания» и жизни «вовне» стало широко обсуждаемое в обществе поведение известного певца, который в порыве своей звездности в очередной раз сорвался, оскорбив и ударив женщину. Перед камерой на больничной койке сидел кающийся шоумен, с заплаканными глазами и растерянно спрашивал себя: «что со мной, я же отдаю себя без остатка свой работе, вся моя жизнь – это только моя работа..»
В принципе, нет необходимости ходить за примерами так далеко. Все мы начинали с того, что «жили для общества», многое из того, что мы делали, делали для того, чтобы соответствовать обществу, нам важно было его одобрение. Но то, что люди думают о себе или других – не может быть правдой, это только иллюзия. Смысл жизни каждого на земле – использовать выбранные тобой жизненные обстоятельства для развития себя, для самосовершенствования. Все, что происходит с тобой – на работе, на улице, в семье – только для того, чтобы обратиться внутрь себя и понять, что еще не так с тобой, что ты должен сделать с собой.
Даже фраза «все — к лучшему» после этого звучит в совсем другом свете.. Все, что ниспослано тебе свыше, и радости и невзгоды – все для того, чтобы сделать тебя лучше. Это трудно.
Нектарий говорил о высокой постепенности духовного пути, о том, что «ко всему нужно принуждение. И никакое дело не делается сразу — везде требуется подождание и терпение».
Есть такая притча о духовном опыте. Поспорили двое, кто быстрее гору бананов с кожурой съест. Один решил начать с горькой кожуры, оставив сладкое «на потом», другой – со сладкой мякоти. Оба остановились одновременно, только один кожуры наелся, и до мякоти уже дело не дошло, а другой, находясь в сладком банановом состоянии, решил просто от спора отказаться, хоть и «проиграть» спор, зато горького не есть. Так и мы, наевшись житейской суеты, порой не оставляем места для Божественного в себе.
Почаще надо задавать надо себе вопрос – не «за что?», а «для чего» это со мной происходит?.
И еще – помнить «о скорпионах» …
Еще одна притча. Отшельник, увидев тонущего в реке скорпиона, стал его спасать. Но, как только он пытался схватить скорпиона, тот жалил отшельника и отшельник ронял его в воду. Но человек продолжал спасать скорпиона, пока, наконец, ему удалось вытащить его на берег. Зачем ты это делал, спросили его видевшие это, он же жалил тебя немилосердно?! «Это в природе скорпиона — жалить», ответил отшельник. А в природе человека нести любовь, покой и мир. Если я отвечу на боль болью, на зло – злом, я погрешу против своей природы, против своей Божественной сущности.