По дороге к источнику …

Анализ цвета

Цвет черный — депрессивный фон настроения. Застенчивость, пугливость, сильные оппозиционные тенденции с потенциальной агрессивностью. Агрессивность может быть направлена, так и не направлена вовне.

Цвет синий — определенный депрессивный фон настроения, улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке.

Черно-синий комбинированный — шизо-аффективный тип реакции.

Цвет коричневый — если штрихование коричневым цветом не применяется конвенционально (например, ствол дерева, стены дома, волосы человека), то он указывает на осторожность и несозревшую, недостаточно развитую реакцию на эмоциональные стимулы.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является маловажным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева, крыши дома, травы.

Оранжевый — патоморфная комбинация чувствительности и враждебности (если употреблен не конвенциально).

Пурпурный — сильная потребность власти, нигде не применяется конвенционально.

Красный — наибольшая чувствительность, потребность теплоты из окружения, некоторые называют этот цвет эротическим.

Желтый — сильный признак враждебности. Конвенциональное использование этого цвета в основном ограничивается изображением внутри дома. В этом случае обозначается ночь или ее приближение, желтый цвет выражает переживание враждебности среды и необходимости скрывать свои действия от окружающих. Желтый цвет во всем рисунке — очень сильное чувство враждебности по всем социальным связям и отношениям.

Выбор цвета — чем дольше, неувереннее и тяжелее субъект подбирает цвета, тем более вероятны какие-то нарушения личности.

Смешивание, сливание цветов, оттенки — более совершенное использование цвета.

Цвет, штрихование (тени), интенсивнее на переднем плане и на фоне — тревога, но в рамках реальности.

Цвет, штрихование 3\4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы контура — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Хотя все эти интерпретации в каталоге предъявлены в догматической форме, многие еще требуют опытного подтверждения в условиях различных выборок, поэтому все они должны исходить из совокупности данных различных тестов, предварительной информации о личности испытуемого и наличной картины его состояния. Эти положения надо иметь в виду после каждого суждения, данного в каталоге.

Вместе с этим нецелесообразно придавать большое значение той позиции, которая, судя по комментариям субъекта, пропорциям, качеству контура, штрихованию рисунка не является для него личностно значимой. Надо избегать и слишком большой приверженности к общим позициям, потому что они могут иметь иногда специфическое значение для субъекта.

Как и любая другая методика, связанная с проекцией личности, этот тест не заменит хорошей практической подготовки. Прежде чем начать пользоваться каталогом, лучше всего прочесть весь материал. Это съэкономит время и поможет выработать нужную ориентировку в поисках позиций. Каталог состоит из двух разделов: общего для всех трех рисунков и раздела, предназначенного для интерпретации отдельных рисунков. Например, если линия основы сходна во всех 3-х рисунках, то интерпретацию скорее всего следует искать в общем разделе. Но иногда ту же позицию можно найти и в двух разделах. В этом случае для более совершенной ее интерпретации нужно учесть оба варианта.

 

ДЕТАЛИ

Здесь важно их значение, способность оперировать ими и приспособиться к конкретным условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта и следующие моменты: степень реализма, с которой он их воспринимает, относительную значимость, которую он им придает и способность соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные — их отсутствие в рисунке испытуемого, который, по предварительной информации, сейчас или в недавнем прошлом, характеризовался средним или высоким интеллектом, часто указывает на интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей — «неизбежность телесности» (неумение ограничивать себя) указывает на вынужденную потребность сориентировать всю ситуацию на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные, странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — субъект скорее всего не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Организация деталей — если трудности организации обнаруживаются в каждом рисунке, можно подозревать более сильное эмоциональное или органическое нарушение (или оба вместе).

Если сложности организации встречаются лишь в одном рисунке, то очень может быть, что нарушение функционального порядка и связано с ситуацией, изображенной в рисунке. Если во всех 3-х рисунках организация деталей удовлетворительна, то личностная структура субъекта достаточно устойчива (даже при большом количестве патофоричных знаков). В случае более удачной организации деталей в цветных рисунках по сравнению с одноцветными, прогноз более благоприятен.

Стирание или перерисовка — если перерисовка более удачна, то это хороший знак. Стирание с последующим ухудшением рисунка указывает на:

  • наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.
  • наличие злокачественного органического фактора.
  • наличие обоих вариантов.

Стирание без попыток перерисовки и исправления может означать внутреннюю тревогу, конфликт субъекта с собственно этой деталью или с тем, что она символизирует. Можно также предположить депрессивное состояние с возможными сопровождениями снижающего работоспособность фактора.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку опоры для конструирования, целостности рисунка. Придает рисунку стабильность. Значение этой линии зависит иногда от придаваемого ей субъектом качества, например: «Мальчик катается на тонком льду». Основу часто рисуют под домом, деревом, реже под человеком. Специально нарисованные, «вымышленные» контуры земли менее значимы, чем нарисованные спонтанно.

Контур земли очень жирный, толстый — чувство тревоги, беспокойство в рамках реальности.

Контур земли, опускающийся от центра рисунка в стороны и вниз — чувство изоляции и незащищенности, зависимость от матери. Потребность к эксгибиционизму (зависит от размеров рисунка и комментариев).

Контур земли, опускающийся направо вниз — ожидание неясного и опасного будущего, тревожность (ее интенсивность зависит от крутизны наклона).

Контур земли, поднимающийся направо вверх — присутствие в будущем вынужденных усилий и борьбы.

Идентификация с собой — интерпретация зависит от степени субъективности и может варьировать от предпочтительного суждения психологического горизонта субъекта до явного эгоцентризма, чрезмерного интереса к себе и озабоченность собой, склонности все соотносить с собой.

Контур кривой, изогнутый — обычно хороший признак, но может означать отвращение к ограничениям и конвенциям при сильной выраженности. Контур неясно очерченный в отдельных деталях — нежелание субъекта выставлять эту деталь из-за ее актуальности или символической значимости.

Жирный контур в целом — генерализованное чувство неадекватности вместе с нерешительностью, колебанием и страхом проигрыша. Если контур от «дома» к «человеку» становиться все тоньше — генерализированная тревога или депрессия.

Контур жирный только по бокам — субъект стремится сохранить личностное равновесие. Стремление это осознается как неприятное и сопровождается физическим напряжением.

Контур толстый в отдельных деталях — фиксация на данном объекте (детали). Скрытая или явная враждебность к таким образом нарисованному объекту или тому, что он символизирует, в сопровождении тревоги.

Контур толстый во всех рисунках — можно подозревать органическое заболевание.

Контур толстый в одном из рисунков — генерализированное напряжение.

Контуры обрывистые и не соединяющиеся — предчувствие надвигающейся катастрофы.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем случае — патоморфный знак, указывающий на неспособность к четкой позиции.

Рисунки мелочные, щепетильные — обсессивно-компульсивные тенденции.

 

РАСПОЛОЖЕНИЕ РЕСУНКА НА ЛИСТЕ

Чем большая часть рисунка оказывается за нижним пределом листа, тем вероятнее, что субъект совершил патоформную супрессию с целью сохранить целостность личности. Можно предположить наличие сильной экспонозивности.

Рисунок выходит за левый край листа — фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными проявлениями. Склонность к компульсивному поведению.

Выход в правый край листа — желание убежать в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми, переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа — ограничение пространства с вытекающей из этого повышенной чувствительностью. Подразумеваются сильные агрессивно-реактивные тенденции (скрываемые и нескрываемые).

Помещение рисунка в верхней части листа — склонность к фиксации на мышлении и фантазиях, как на источнике наслаждения (которые таким образом могут быть получены или не получены).

Поворачивание листа — агрессивные и негативные тенденции. Патоформные, если поворачивание повторяется, персеверация, если лист поворачивается все время в одну сторону.

Перспектива — по тому, как субъект ее строит, можно узнать много ценного об его установках, взглядах, чувствах субъекта; о более широких и сложных его отношениях с действительностью, с другими людьми, о его способе оперировать этими отношениями.

Перспектива, профиль в обратном направлении обычному — указывает на обнаружение у себя субъектом противоречивых импульсов и сознательное стремление подавить их или сублимировать.

Перспектива, рисунки абсолютно в профиль — (дом, повернутыйц боком к зрителю, дверей, человека, изображенного только с одной рукой или ногой). Нежелание прямол, непосредственно принимать окружение (например, смотреть в глаза). Определенное желание отрешиться, скрыть свое «я». Стремление обращаться по собственному стилю.

Перспектива, абсолютно беспрофильные рисунки (в анфас) — если все рисунки исполнены в анфас, это характеризует субъекта как прямого, бескомпромиссного, стойкого. Такая установка может оказаться формированием акции на глубинное чувство незащищенности.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отрешиться, уйти от конвениционального общения. Чувство изоляции, отверженности, забытости.

Помещение рисунка над центом листа — чем выше рисунок над центром, тем больше вероятность того, что:

  • Субъект чувствует безнадежность своей борьбы и относительную недоступность цели;
  • Субъект склонен искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);
  • Субъект склонен держаться в стороне.

Помещение рисунка в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность в заботливом контроле ради сохранения психического равновесия.

Помещение рисунка в левом верхнем углу листа — субъект склонен избегать новых переживаний, явно тревожен, регрессирует (если только нет врожденной умственной отсталости). Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Помещение рисунка на правой стороне листа — субъект склонен искать наслаждение в интеллектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование будущего. Возможен излишек мужской идентификации.

ПРОПОРЦИИ И ПРОЧИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РИСУНКА

Пропорция — реалистичность и соотношение деталей в рисунке раскрывает ценности, приписываемые субъектом объектам, ситуациям, людям, которые репрезентуют их изображениями актуально и символически.

Пропорции, интеллектуальные аспекты — ее решение показывает стиль мышления или планирования — в основном в связи с непредвиденными, конкретными особенностями объектов.

Пропорция, использование минимума деталей — возможно, что субъект ориентируется в пространственно-ориентационных отношениях, но использование минимума деталей имеет тенденцию:

  • Держаться стороны, сторониться, отрешаться;
  • Неуважение нормальных конвенциальных ценностей.

Субъект, демонстрирующий неполноценное понимание этих отношений и использующий при этом минимум деталей, может оказаться:

  • Умственно неполноценным;
  • Страдать от значительного интеллектуального ослабления (обратимого или необратимого).

Постоянно пониженная психомоторика — подозрение о наличии органического фактора, угнетающей тревоги или тяжелой депрессии.

Ровно повышенная психомоторика — чрезмерное волнение наряду с ослаблением торможения.

Перерисовка без предыдущего стирания незавершенного рисунка — негативистическая реакция субъекта.

Дополнение общего плана — необузданная тревога, страх перед потерей контроля.

Дополнение специфическое — фиксация на дополнительном объекте (отражает актуально или символически). Часто сопровождается тревогой.

Рисование неуверенное — (возникающее из-за неумения представить себе весь рисунок в целом) отсутствие, потеря чувства равновесия. Свойственно органикам и в состоянии сильной тревоги.

Солнце — символ авторитарной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери.

Прозрачность — игнорирование реальности. Показывает степень повреждения общей структуры личности органическими или патоэмоциональными факторами. Эта степень (патологичность) может быть изменена:

  • числом прозрачностей;
  • их величиной (например, прозрачность рукавов одежды в этом случае гораздо менее значима, чем прозрачность стен дома).

В случае умственной отсталости субъекта — прозрачность менее важна, чем при интеллекте среднем или выше среднего.

Погода — отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего, чем хуже, неприятнее погода, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую. Прежде чем интерпретировать, надо выяснить отношение субъекта к изображаемой погоде.

Ограничение рисунка в целом — чувство несоответствия или неадекватности.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание уйти от конвенциального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция ограничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует.

 

ДОМ

Ванна — выполняется санитарная функция. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.

Спальня — это место интимных отношений личности. Графическое или вербальное изображение собственной спальни может помочь выяснить степень сексуальной приспособленности субъекта, а также может раскрыть отношение субъекта к отдыху и расслаблению и потребность в них.

Труба — фалический символ. Если субъект показывает ценную значимость этого символа. Эмоциональная зрелость и равновесие. Признак теплоты в интимных отношениях.

Отсутствие трубы — субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома. Субъект испытывает трудности при столкновении с символом мужского пола.

Труба почти невидима (спрятана) нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба, ее акцентированность -сосредоточение внимания на признаках мужского пола. Чрезмерное беспокойство о тепле.

Труба слишком большая — чрезмерное беспокойство насчет сексуальных проблем и потребность демонстрировать мужскую силу. Эксгибиционистские тенденции.

Видно отверстие трубы — нарушение сексуальной роли. Сексуальная импотенция.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка. Слабоумие или значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Труба прозрачная или без глубины — отрицание фаллос, что может означать импотенцию.

Труба видна через прозрачную крышу — плохо скрываемые эксгибиционистские тенденции, субъект чувствует, что его встревоженность фаллосом и интерес к нему очевидны.

Множество труб — стиль рисунка показывает, что это для субъекта значимая вещь, можно предполагать его чрезмерный интерес и беспокойство, связанные с фаллосом.

Цвет, то есть раскрашенные детали — исследователь должен постараться узнать причину этого.

Цвет, конвенционально, обычное его использование — зеленый для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым изображая ночь или ее приближение, выражение чувств субъекта, что:

  • Среда ему враждебна;
  • Его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов — хорошо адаптированный, не застенчивый субъект обычно использует не менее 2 не более 5 цветов.

Субъект, раскрашивающий дом 7-8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным. Использующий только один цвет боится эмоционального возбуждения.

Детали, их искажение — обычно символизируют агрессивную враждебность, иногда частично интернализированную. Враждебность направлена против целого рисунка или искаженных деталей (актуально или символично воспринимаемых).

Детали необходимые, существенные — не меньше одной двери, одно окно, стена, крыша, труба или другие посторонние для выхода дыма (если это не постройка в тропиках). Отсутствие трубы может оправдать то, что дом нарисован полуразрушенным.

Лишние детали — горизонтальная линия, отделяющая первый этаж от второго, указывает на крайнюю корректность с возможной органикой или концентрированием внимания над соматикой. Могут подозреваться психологические заболевания.

Столовая (гостиная) — функция этой комнаты утоление оральных пищевых потребностей. Если манера рисунка указывает на значимость этого субъекта, можно подозревать нарушение этих функций.

Двери, их отсутствие — субъект испытывает патоморфные трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери, одни или несколько, задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание.

Двери, одна или несколько, парадные — первый признак откровенности, достижимости.

Дверь, нарисованная последней по очереди деталью — антипатия к межперсональным контактам. Тенденция уединения от реальности.

Дверь открытая — если дом жилой, то ситльная потребность в тепле из вне и стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые, одна или несколько — отчуждение, уединение, избегание реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое «я». Чувство несоответствия, неадекватности, нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции. Двери с большими шарнирами — тоже .

Карниз крыши — (ее акцентирование ярким контуром или продлением за стену) усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.

Задняя стена, изображенная в другой стороне, чем обычно — выявляет сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильная враждебная тенденция.

Контур задней стены толще (ярче) по сравнению с другими деталями — субъект стремиться сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

Камин, непосредственно его акцентировка (виден сквозь стены) — фиксация на непосредственной функции камина (источник тепла) или на его символике (гениталии).

Камин, косвенная акцентация — конфликт с постоянным жильцом. Невротическая привязанность к этому лицу или какой-нибудь эмоционально связанной с ним ситуацией.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома — серьезный конфликт. Если план хорошо изображен, можно подозревать наличие паронояльных идей. Если план неудачный — возможна органика.

Цветы ( тюльпаны или похожие на ромашки) — обычно рисуют шизоиды или малолетние нормальные дети.

Опора фундамента (колонны) необычно высоки — подозревается органика.

Печь, косвенная акцентация — приятное или открытая враждебность по отношению к ситуации дома.

Водопроводные трубы (усиленные защитные установки) и обычно повышенная мнительность.

Дом грозный, старый, развалившийся — иногда субъект может таким образом выразить отношение к самому себе.

Дом вдали — чувство стремления или отвергнутости (отверженности). Субъект не в состоянии уладить ситуацию дома. Недоступность. Если нарисованное отношение совершенно противоположно высказанному, может иметь место серьезный дефект оценки реальности.

Дом вблизи — изображение комнаты, в которой готовят еду, при наличии особой манеры рисования у субъекта сигнализирует об оральном эротизме. Это может быть связано с сильной потребностью в привязанности людей, в любви.

Жилая комната — социальное общение.

Движение — скорее всего патологический, по меньшей мере патоморфный симптом. Этим субъект символизирует травмирующее чувство потери контроля ЭГО.

Разные пристройки — агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственными культурными стандартами. Если субъект рисует туалет около дома, можно предполагать наличие уротального или/и анального интереса.

Помещение рисунка внизу листа — генерализованное чувство неуверенности, н не безопасности. Часто сопряжено с временным значением:

  • правая сторона — будущее, левая — прошлое;
  • связанным с предназначением так помещенной комнаты или с ее жильцом (постоянным);
  • указывающим на специфику переживаний: левая сторона — в эмоциональные, правая — в интеллектуальные.

Помещение в верхней части листа — редко встречается в рисунке дома. Указывает на какое-то хаотическое бегство от реальности.

Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство отверженности, отстраненности, не признанности дома. Или субъект испытывает потребность к домашнему очагу, который считает недоступным. Склонность к ограниченным контактам с окружающими.

Перспектива «под субъектом (взгляд с птичьего полета) — отрицание, непризнание нарисованного дома. Непризнание свойственного многим людям поклонения домашнему очагу. Субъект чувствует себя поднявшимся над домашними делами, но часто это сопровождается депрессиями.

Перспектива (признаки потери перспективы) — субъект правильно изобразил один конец дома, но в другом месте рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изобразить глубину. Страх перед будущим (если искажение — справа, или желание забыть прошлое, если слева).

Перспектива тройная (трехмерная) — субъект рисует по меньшей мере четыре отдельные стороны (стены), из которых даже 2-х нет в том же плане. Чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь ввиду (узнать) все свои связи, даже незначительные, все черты.

Профиль абсолютный — можно предположить наличие острой параноидной реакции по отношению к дому (или к интимным интерперсональным отношениям).

Водосточные трубы — усиленная защита, возможен уротальный эротизм или оральная преокупация.

Крыша — сфера фантазии.

Крыша и труба, сорванные ветром — Символически выражают чувства субъекта, что им повелевают независимые от собственной воли силы.

Крыша, жирный контур, не свойственный рисунку — фиксация на фантазиях как источнике удовольствия, обычно сопровождаемая тревогой.

Вместо дома только крыша и забор — патологически скудный контакт с реальностью. Указание на возможную диструкцию ЭГО.

Крыша, тонкий контур края — чрезмерный контроль над фантазией.

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом — плохая личностная организация.

Крыша слишком большая — поиск наслаждения в фантазии.

Крыша, покрывающая подобие стены — предположение, что субъект живет больше в мире фантазии..

Комната — ассоциации могут возникнуть в связи с:

  • человеком, проживающим в комнате;
  • интерперсональными отношениями в комнате;
  • предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым).

Комнаты, не поместившиеся на листе — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или их жильцами.

Комната — субъект выбирает верхнюю спальную комнату. Незначительная тенденция к отчуждению. Если есть больше признаков отчужденности, изоляции, тенденция более значима.

Ближайшая комната — мнительность.

Кусты иногда символизируют людей. Если тесно окружают дом — может иметь место сильное стремление оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны или по обе стороны дорожки — указывает на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Ставни закрыты — субъект не в состоянии субтильно приспособиться в интерперсональных ситуациях.

Дым валит то влево, то вправо — патологический дефект оценки окружающего.

Дым валит влево- пессимистический взгляд в будущее.

Дым очень густой — значительное напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — уротальный эротизм. Чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей) — отражают конфликтную ситуацию, нарушающую правильную оценку реальности. Неприступность субъекта (хотя он может страстно желать свободного сердечного общения). Можно подозревать органику.

Прозрачный стеклянный ящик — символизирует переживания выставления себя при всех на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, но ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья — часто символизирует различные лица. Если они как будто «прячут» дом, может иметь место сильная потребность в зависимости или\и доминировании родителей.

Вентиляционная труба над крышей — фаллическая преокупация. Отмечается значимая корреляция между признаком и энурезом и\или уротальный эротизм.

Дорожка, хорошие пропорции, легко нарисована — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Стена и крыша вместе — границы ЭГО. Силу ЭГО показывает стиль изображения.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью.

Стены не соединены — подозреваемая органика с вероятной потерей контроля над примитивными инстинктами.

Стены, двумерная перспектива, узкие дальние стены — нормально для детей. По отношению ко взрослым — возможны слабоумие и регрессия, а также органика.

Широкие дальние стены — нормально для детей. Для взрослых возможна шизофрения (особенно если центральная стена — глухая без окон, без дверей).

Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентация во времени (доминирование прошлого над будущим).

Стена и крыша — их границы — границы личности. Их характер покаывает силу и пластичность этих границ.

Стена — контурные линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранять контроль.

Стена — одномерная перспектива — изображена всего одна стена — если это боковая стена — имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции, если передняя:

  • нормально для маленьких детей.
  • у взрослых — выражена сильная потребность сохранить приятный «фасад» в межперсональных отношениях.

Прозрачные стены — компульсивное влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Умственно неполноценный субъект, изображающий больше невидимых внутренних деталей, чем видимых, демонстрирует этим чувством неадекватность в опасных для него ситуациях. В случае нормального интеллекта — серьезный дефект к критическим соображениям и оценке реальности.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект получает наслаждение в первую очередь в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, чем желательно.

Окно — способы контактировать, признак доступности, открытости.

Отсутствие окон — враждебность, отчужденность.

Окна — нет на нижнем этаже, но имеются на верхнем — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.

Окна с занавесками — отчужденность, резервная доступность. Если занавески или ставни не закрыты — имеет место сознательно контролируемое взаимодействие, сопровождающееся тревогой.

Акцентирование окон путем дополнения, без излишней детализации — озабоченность взаимодействием. Частичная причина озабоченности — фиксация.

Окна: первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция отграничения от действительности.

Окна: закрыты(занавешены) — Озабоченность взаимодействием со средой.

Окна: сильно открытые — субъект ведет себя несколько развязано и прямолинейно.

Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна распахнутые, если в доме кто-нибудь живет — большая доступность или желание ее. Если в доме никто не живет — слабость самозащиты ЭГО. В некоторых случаях недостаточность контроля может достигнуть патоморфного уровня.

Окно(а), стекла символизирует одна разделяющая окно вертикаль — можно ожидать фиксацию на женских половых органах.

Окна без стекол — враждебность, отчужденность, оральный или ональный эротизм.

Окно, положение, трудности согласования стен и этажей — можно подозревать раннюю шизофрению, если подобного рода трудности имеют место при неплохой общей композиции.

Окна, искажение пропорций — излишняя озабоченность женскими органами, если изображение окна значимо.

Окна с замками — враждебность, замкнутость.

 

ДЕРЕВО

Животное, выглядывающее из дупла в дереве — наличие в личности патоморфной, не подчиняющейся контролю части, имеющей разрушительные тенденции, навязчивое чувство вины.

Яблоня — обычно рисуют сильно зависимые от родителей дети.

Кора (извилистые вертикальные линии) — возможность шизоидных черт.

Кора — легко нарисована — равновесие во взаимоотношениях.

Кора изображена мелочно, щепетильно — компульсивность и сильная и сильная озабоченность взаимоотношениями со средой.

Ветви — степень их гибкости, число, величина и степень их сплетения отражает взгляд субъекта на приспособление, доступность и способность к получению удовлетворения от среды.

Ветви, абсолютная асимметрия — отражает амбивалентные чувства, неспособность к свободному доминированию любого действия.

Ветви, обломанные, наклоненные или неживые — значимая для субъекта физическая или духовная травма.

Ветви неживые — субъект не чувствует удовлетворения от развлечений.

Ветви изображены штрихованием или закрашиванием — если они нарисованы легко и быстро — тактичное, но скорее всего поверхностное взаимодействие со средой.

Ветви, двумерное изображение с «незакрытыми» кончиками. Субъект мало приспособлен управлять своими впечатлениями.

Ветви: молодой росток из скудного ствола — отказ от прежнего травмирующего убеждения, что нет смысла искать удовлетворения в своей среде. Возвращение сексуальных сил.

Ветви, обращенные влево — отсутствие личностного равновесия из-за тенденции немедленно получить чувственное наслаждение.

Ветви, обращенные вправо — отсутствие личностного равновесия из-за тенденции отсрочить или избегать чувственных наслаждений, стремясь найти их в умственных усилиях.

Ветви похожи на шипы (колючки) — мазохистские тенденции.

Ветви двумерные, слабо организованные, похожие на пальцы или на палки. Сильно выраженная враждебность.

Ветви двумерные, со сравнительно хорошей системой листвы — означает способность достаточно хорошо справляться с делами, касающимися межперсональных отношений.

Структура веток — степень удовлетворения действительностью. Сферы контакта субъекта со средой.

Структура веток: узкая и длинная — боязнь в поисках удовлетворения в среде.

Цвет: конвенциональное его употребление — зеленый для веток, листьев, коричневый для ствола.

Цвет: комбинация черного и зеленого — шизоаффектный тип реакции.

Детали существенные: ствол не менее одной ветки (за исключением рисунка пня).

Земля, ее прозрачность, изображение невидимых корней — патоморфная оторванность от реальности (исключение — детские рисунки). Подозревается у взрослых органика — при интеллекте среднем или выше среднего).

Контур земли в форме горы — так помещенное дерево отражает оральную фиксацию, часто связанную с потребностью в материнской опеке. Если дерево небольшое — сильная потребность в доминировании и эксгибиционизме.

Листья — двумерные, частично большие для веток — Обсессивно-компульсивные черты. Стремление под поверхностной приспособляемостью спрятать глубинные ощущения неадекватности. Гиперкомпенсационные усилия уйти с головой в действительность.

Перспектива «под субъектом» — позиция сдаться без сопротивления. Тенденция к конкретности, отвержение человека, который для субъекта символизирует дерево.

Перспектива: частично с горки — переживание усилий и борьбы за автономность, независимость. Часто отражает напряжение при стремлении к далекой, возможно недостижимой цели.

Корни мертвые — отсутствие или потеря внутреннего равновесия, что указывает на патоморфные изъяны в восприятии действительности и в потребностях. Обессивные чувства, связанные с ранним опытом.

Корни, уходящие в землю, ярко выражены — сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительности. Незащищенность.

Корни тонкие, слабый контакт с землей — слабый контакт с реальностью.

Повреждение дерева — технический или физический опыт, травматичный для субъекта.

Тень — фактор, способствующий укреплению тревоги на сознательном уровне. Недостаточные условия, неудовлетворительные отношения для субъекта в прошлом, которые отражаются в настоящем.

Солнце: туча между ним и деревом — отражает тревожные, неудовлетворительные отношения между субъектом и каким-то лицом.

Солнце большое — острое переживание отношений с каким-то авторитарным лицом.

Солнце за деревом — иногда субъект может интерпретировать дерево как какого-то человека из своего окружения, препятствующего его отношениям с ценным для него человеком, или кого-то охраняющего субъекта от нежелательного лица.

Солнце, его положение — отношение между деревом и источником тепла (или средой). Часто отражает переживание субъектом отношений с доминирующим в его окружении лицом.

Солнце, его лучи падают на дерево — потребность доминировать или чувство другого.

Солнце заходящее — чувство депрессии.

Солнце: дерево, уклоняющееся от него — склонность избегать доминирования кого-то, кто способствует травмирующему переживанию неадекватности.

Дерево как неосознаваемый портрет — не осознанная картина развития субъекта, включающая его обычную чувствительность к воздействиям и способы реагирования на них. Отношение субъекта к определенному лицу. Ассоциация с жизненной ролью субъекта, его способностью получать удовлетворение от своей среды.

Дерево: одно или группа — «одно» — чувство изоляции (или потребность в общении), «группа» может иметь дополнительные значения к переживанию доминирования других.

Дерево мертвое — редко встречается в рисунках неплохо приспособленных субъектов. Показатель переживаний физической неполноценности, психологической неадекватности, пустоты, вины.

Дерево, погибшее от паразитов, червей, болезней, бури — субъект считает среду виновной в его трудностях (экстрапунктивность).

Дерево, погибшее из-за лишения корней, ветвей, ствола — чувство разрушенности, растерянности, собственной неприемлимости.

Дерево изображено фасадом -(если оно символизирует человека) — взгляд субъекта на позицию подразумеваемого лица.

Дерево, изображенное как два одномерных дерева — серьезная патологическая расколотость аффекта и интеллекта.

Дерево, после его гибели прошло некоторое время — относительная длительность плохого приспособления или беспомощности.

Дерево — замочная скважина — сильная враждебность, частичная ригидность.

Дерево большое, не помещающееся на листе — субъект остро чувствует взаимоотношения со средой. Склонен искать наслаждение больше в деятельности, чем в воображении.

Дерево, наклоненное влево — отсутствие равновесия из-за стремления к острому откровенному эмоциональному наслаждению и из-за импульсивного поведения. По отношению к времени — привязанность к прошлому. Страх перед будущим.

Дерево, наклоненное вправо — отсутствие равновесия из-за страха перед открытым выражением сильных эмоций вместе с переоценкой интеллекта.

Дерево, предъявленное только как карандаш или кусочек мела — ригидность, конкретность мышления.

Дерево, его размеры — понимание человеком своего положения или представления желаемого положения.

Дерево маленькое — чувство неполноценности, неадекватности. Желание уйти от себя, отрешиться.

Дерево, его твердость — несоответствие комментариев рисунку. Непостоянный взгляд на символизируемое лицо. Патоформная невнимательность.

Ствол — понимание субъектом своих возможностей.

Ствол сломанный — (верхушка касается земли) выражает чувство субъекта, что он был полностью внутренними или внешними неконтролируемыми силами.

Ствол мертвый — чувство травмирующей потери ЭГО-контроля.

Ствол, тонкий контур — чувство неадекватности, нерешительности ЭГО.

Ствол большой — с маленькой листвой — неустойчивое личностное равновесие из-за фрустрации, возникшей в связи с неспособностью удовлетворить базовые потребности.

Ствол узкий у основания — сильное стремление (борьба), не соответствующие силам субъекта.

Ствол одномерный с одномерными ветвями (нет системы) — возможна сильно выраженная органика, переживания импотенции.

Ствол необычно большой — чувство стеснения средой с тенденциями агрессивности.

Ствол с акцентированным периферическим контуром — сознательное стремление сохранить контроль. Неустойчивое равновесие из-за чрезмерного стремления к наслаждению.

Ствол мелкий — базовое чувство неадекватности и нелепости.

Ветер дует в сторону субъекта от дерева — нарциссические тенденции.

 

ЧЕЛОВЕК

Руки — базовое стремление к борьбе, орудия управления и измерения среды.

Широкие руки (размах) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действительности, импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, а отдельно или поперек спины, вытянутые в стороны — субъект ловит себя иногда на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки скрещены на груди — враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромисс, склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

Руки длинные, мускулистые — субъект нуждается в физической силе, Ловкости, храбрости (компенсация).

Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.

Руки тонкие — переживание слабости и тщетности усилий.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки, похожие на крылья — иногда встречаются в рисунках шизоидов.

Борода — заместитель фаллоса, признак потребности демонстрировать мужественность.

Ремень, пояс, часто штрихованный — сильный конфликт между выражением сексуальных и др. влечений и их контролем.

Груди очень подчеркнутые — психосексуальные отношения и фиксации, незрелость, зависимость от матери.

Бедра очень подчеркнуты — психосексуальные отношения и фиксации, незрелость, склонность к гомосексуализму (у мужчин).

Соски — регрессия или фиксация на оральном уровне зависимости.

Подбородок слишком подчеркнут — потребность доминировать.

Деформация какой-нибудь части — отражает подобные или истинные деформации у субъекта или приспособительные реакции на них.

Детали существенные — голова, туловище, две руки, две ноги (исключение — профиль), два глаза, два уха, нос, рот.

Уши подчеркнуты, при этом лицо не закончено — возможны слуховые галлюцинации. Иногда встречаются у хорошо приспособленных умственно отсталых и у маленьких нормальных детей.

Уши слишком подчеркнуты — возможны слуховые галлюцинации, встречаются у особенно чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Глаза закрыты под полями шляпы — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Глаза изображены как пустые глазницы — значимое стремление избегать визуальных стимулов, враждебность.

Глаза не прорисованы — возможны зрительные галлюцинации.

Черты лица — рецепторы внешних стимулов, сенсорный контакт с действительностью

Лицо подчеркнуто — сильная озабоченность отношениями с другими, своим внешним видом.

Черты лица изображены — стремление игнорировать рецепторы внешних воздействий. Тяготение как можно больше отсрочить идентификацию личности.

Ступни — признак неподвижности в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности, в демонстрации мужественности.

Ступни непропорционально мелкие — субтильное, рафинированное восприятие реальности.

Ступни слишком детализированы — обессивные черты с ярко выраженным женским компонентом.

Ступни обращены в разные стороны — сильно амбивалентные чувства.

Пальцы прорисованы в последнюю очередь — то же, что руки.

Пальцы крупные, похожи на гвозди (шипы) — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивных чувств.

Волосы — сильно заштрихованы : тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы заштрихованы, не закрашены, обрамляют голову как клещи — субъектом управляют враждебные чувства.

Руки, нарисованы в последнюю очередь — значимая нежелательность к поспешным, близким, откровенным связям со средой.

Руки заштрихованы — чувство вины из-за какого-нибудь реального или представляемого действия руками.

Руки в карманах — отвиливание, импульсивное действие мастурбации.

Руки слишком крупные — склонность к приспособлению в социальных отношениях.

Голова — сфера интеллекта, воображения.

Голова большая — подчеркивание значения мышления, воображения как источника наслаждения.

Голова маленькая — обессивность, компульсивность.

Ноги, их отсутствие — патологическое переживание скованности.

Ноги широко расставлены — откровенное пренебрежение.

Ноги слишком короткие — чувство неловкости, неуверенности..

Ноги чуть сдвинуты — ригидность, напряженность, возможно плохая сексуальная адаптация.

Рот подчеркнут — психосексуальные отношения, фиксации.

Рот слишком велик — оральный эротизм.

Мышцы акцентированы (мало прикрыты одеждой) — телесный нарциссизм, стремление стать шизоидным, углубленным в себя.

Усы — символ заменителя фаллоса.

Шея длинная и тонкая — шизоидные черты.

Шея пропущена — субъект находится под властью своих впечатлений.

Шея изображена не в порядке очереди — конфликт между контролем и выражением эмоций.

Человек. Точка зрения субъекта на свою собственную персону. Идеальный образ субъекта. Подход субъекта к межперсональным отношениям.

Фобии. Лицо неприятное субъекту из его окружения.

Человек из палочек — психопатия, общение с людьми в тягость.

Человек в плавном , легком шаге — хорошая приспособляемость.

Человек-профиль — отрешенность, замкнутость.

Плечи угловатые — осторожность, защита.

Плечи мелкие — ощущение малоценности, жестокости.

Зубы, выдающиеся вперед — агрессия (в речевом плане).

Галстук подчеркнут — озабоченность фаллосом с переживанием импотенции.

Туловище — место нахождения базовых потребностей и влечений.

Туловище длинное и узкое — шизоидные черты.

Туловище слишком крупное — наличие большого числа неудовлетворенных, остро сознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально мелкое — отрицание телесных влечений, чувство унижения, малоценности.

Линия талии — выражение координации между влечениями к власти (вверх) и сексуальными влечениями (вниз).

Маска — осторожность, скрытность, возможность деперсонализации и отчужденности.

Прозрачные брюки (видны ноги) — боязливая тревога из-за гомосексуализма.

Трубка во рту — сложный, вычурный оральный эротизм.

Карман — аффективная депривация, зависимость от матери.

Несколько карманов — мужская фигура у пациента мужчины, пассивная гомосексуальная тенденция.

Развевающиеся брюки — озабоченность мастурбацией.

Униформа солдата (ковбоя) — у пациента мужчины — потребность в более высоком статусе в сравнении с имеющимся.

Оружие — агрессивность.

Тучи — тревога, опасения, депрессия.

Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности.

Обрывчатые линии — тревога, незащищенность.

Несоединенные линии, перемещение частей тела — склонность к психозу.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *