Каждый человек имеет две изолированные части в себе, двух разных людей: сущность и личность.
Сущность – это наша наследственность, характер, то, что досталось нам от предков, плюс то, что заработали мы в своих предыдущих воплощениях. Это наше внутреннее. Личность – часть случайная, зависящая от страны, в которой мы родились, воспитания, образования, которое получили, результат нашего окружения. Это – внешнее, подобное одежде, маске, которую мы носим. Личность состоит из ежедневно меняющихся знаний: сегодня вы верите в одно, завтра ваша вера, желания меняются. Личность можно изменить за полчаса, например, «отработав» на приеме у психолога или под гипнозом проблему, тянущуюся с детства. Это наносное, привнесенное. Сущность – это наше собственное, наработанное родом, она не меняется никогда. Когда мы говорим об изменении и развитии, мы говорим о духовных практиках.
Европейский человек говорит о себе только как о личности, он не помнит о своей сущности. Если большая часть в нас скрыта, и мы не знаем, кто мы, как можем мы привести себя к достойной жизни? Если вы не знаете, как управлять машиной, не знаем его строения, то, как бы мы не садились за руль – ничего не получится. Люди видят только себя и думают, что могут управлять событиями.
Сократ говорил: «познай себя и ты познаешь весь мир».
Как складывается личность? Обучение несовершенно, т.к. не полагает нравственное начало. Ребенок приобретает маску, как себя вести. Если человек искренен с самим собой, он входит в положение другого и знает, что если мы хотим быть лучше, надо помогать другим. Но человек не может помочь другим, если не может помочь себе. Надо начинать с себя, со своей сущности. Человек должен понять, кто он такой.
Первый вариант работы: стать эгоистом, начать обращать на себя внимание, начать работать с собой.
Эгоизм – первая ступень к альтруизму, а потом и к Богу. Если на основании этого познания вы начнете изменяться, все вокруг вас начнет изменяться. Надо брать себя за пример, опираться на себя: тут я сильнее, тут — послабее, тут я вообще не понимаю, что происходит. И тогда мы начинаем видеть и других людей и понимать, что все люди похожи, они добры, красивы, они хотят быть лучше. Только не способны реализовать свои намерения, скрываясь под масками. Они могут поступать так, как им не хочется. Их надо простить, т.к. рано или поздно они подойдут к такой же работе, как и вы.
В чем цель развития? Понять различия между своей сущностью и личностью внутри себя и отделить их. Это большая работа. Когда вы научитесь различать, вы научитесь и применять эти знания к себе: что менять и как. Существует только одна возможность для этого: учиться.
Хорошо бы избавиться от негативных привычек, накопленных личностью годами. Это трудно. Но когда мы хотя бы видим, что они нам не подходят, и пытаемся заменить их на другие, это тоже хорошо.
Как начать работать с сущностью? То, что нам доступно, это только наблюдать за собой, отмечая, везде и всегда как мы себя ведем. А это значит, быть осознанным все время.
Наблюдать и собирать материал – кто вы и что вы, что нравится, что не нравится. Главное – осознанность вашего поступка. Откуда проявляются ваши поступки – из сущности или личности? В конце концов, вы начнете вдруг понимать, что не можете отслеживать себя постоянно. Если вы будете стараться наблюдать – вы будете себя оправдывать. Но вы должны пробовать и пробовать, это усилит ваше внимание, вы научитесь концентрироваться. Наблюдая себя, вы становитесь добросовестным и поймете, что вам требуется. Иногда такого наблюдения достаточно на несколько лет. Сущность – это наше бессознательное. Чтобы убрать что-либо из бессознательного, вы имеете только один уровень внимания – либо в теле, либо в чувствах.
Второй подход, другой вариант работы над собой предлагает Сатья Саи Баба. Он рассказывал своим студентам притчу, как компания из 10 глупцов, переправившись через реку, начали пересчитывать друг друга – все ли перешли? Каждый при этом забывал посчитать себя, и получалось, что один пропал. Все горько плакали, когда случайно проходивший прохожий не построил их в ряд и не сосчитал правильно. «Когда я себя не считаю, я плачу».
Самосознание подразумевает «учитывание» себя. Кто не считает, забывает себя, свою сущность, тот не может верно осознавать истину. Сатья Саи Баба говорит: «Мы – боги. Наше самосознание божественно. Как помнить об этом, если мы молимся богам вне нас: деньгам, образованию, материальному благополучию».
У человека есть голова, есть сердце. Ум – в голове. Бог – в сердце. Интерес к внешнему возникает в уме, интерес к внутреннему поднимается из сердца. Чрезмерный рост ума говорит о чрезмерном увлечении внешним миром. Даже занимаясь духовными практиками, мы делаем это порой через «надо» — выполняем ритуалы, сидим в медитации, ходим в церковь. Если мы делаем это не через сердце – мы не можем достичь Бога. Все практики должны быть направлены на разрушение ума и поиски Бога в себе, в сердце. Человек отождествляет себя с телом, поэтому мечется и усиливает ощущение делания через ум.
Успех и поражение не зависят от вашей деятельности. «Посмотрите вокруг и вы увидите, что самые благородные усилия не увенчаются успехом, если они не посвящены Богу, не рассматриваются, как работа Бога, не делаются с помощью веры в Бога». Все надо делать абсолютно отстраненно, добросовестно и не требуя результата. Это смирение – что должно, то и произойдет. Что бы ни пришло в течение дня – то вам полезно, то вам надо. Если что-то не получается, согласитесь с этим, все к лучшему, даже, если не понимаете, почему – доверьтесь и не беспокойтесь. В таком доверии человек находится в необычном состоянии сознания, в тета- и дельта волнах, в информационном поле, осознавая каждую минуту больше, чувствуя больше, делая лучше. Вы владеете информацией, вы становитесь подобным Богу, и вам дается больше.
Вам следует иметь твердое убеждение, что ничего не происходит по человеческой воле.
«Что вы делаете сейчас, чтоб билось ваше сердце, наполнялись воздухов легкие, пища переваривалась по вашей воле? Живете ли вы потому, что хотите жить, умираете ли потому, что хотите умереть? Рождаетесь там и тогда, где и когда хотите? Есть Вселенная, она не отличается от вас. Вы – часть ее. Во Вселенной нет ничего, кроме истинного я. Вы – боги, помните об этом!»