В структуре нашей личности существует множество несообразностей и противоречий. Какая-то часть в нас постоянно нуждается во внимании, другую – это внимание беспокоит, нам хочется, чтоб нас оставили в покое. Какая-то часть хочет работать, другая ленится. Мы любим своих родственников, а порой просто ненавидим их.
“Бойтесь пожелать, а то желание сбудется!” Мы можем страстно желать чего-то, получить это и испытать разочарование и страдание.
Есть много путей справиться с противоречиями. Один из них – осознать эти серьезные противоречия в себе. Мы страдаем на пустом месте. Что произойдет, если такое просветление произойдет мгновенно? Мудрецы говорят, если мы поймем, почему страдаем, внезапно, то сойдем с ума! К счастью, для обычных людей такие моменты самосознания не происходят мгновенно.
Что нам мешает? Почему мы страдаем?
Надо понять, что психика наша очень разроблена. Мы не целостны. Мы – набор мнений по различным вопросам – что такое деньги? Как воспитывать ребенка? Как себя вести? И т.п. Это наше личное представление. Эти раздробленные части нас самих – не просто случайные скопления. Они создают нашу т.н. “ложную” личность – наше представление о нас самих. И чтобы отстаивать свои представления, человек создал личный механизм защиты своего “ложного Я” . Некоторые из этих защит оказывают негативное влияние на нас, мешают стремиться к божественному в нас.
Защищая свою позицию, “умничая”, человек находится в бета-волнах своей психики, т.е. использует лишь 5-7 % своих возможностей. Если он подключает свою сенсорику, то использует 12-15%. Остальное – тета-волны – состояние знаний, наработанных до нас другими людьми, наше коллективное бессознательное, дельта-волны – нирваническое божественное состояние – человеком почти не используется. Мы пришли на это воплощение, чтоб узнать, как пользоваться этим богатством, всеми 100% нашей психики.
Все защитные механизмы являются разновидностями лжи. Они искажают истину – для нас самих и для других. Как говорил Гурджиев, люди лгут большую часть своей жизни и не знают об этом. Когда противник сильнее, когда на нас “давят”, эффективной защитой становится сознательная ложь. Часто в человеке просто нет четких запретов на ложь, тогда он поступает так, как подсказывает ему ситуация, врет “просто так”. Иногда лгущий человек сам верит в свою ложь. Раздробленность психики становится еще более сильной. Когда человек врет, клетки его начинают вращаться в обратную, в “левую” сторону, разрушая тело человека, искривляются зеркала сознания. Правда, истина, находится в тета- и дельта-волнах и всегда выходит наружу. Мы же избегаем жить в соответствии со своей божественной сутью.
Нравственность лжи.
Основной принцип высшего сознания – быть правдивым к другим людям и, прежде всего, к себе самому.
В нашей современной культуре существует относительность и лицемерие большинства наших принципов. И реальной проблемой является неосознаваемая привычная, автоматическая ложь. Люди, подобно машинам, находятся в согласованном трансе. Машины – они не плохие и не хорошие…
Вопрос о нравственности возникает лишь тогда, когда человек выбирает – врать или не врать? Выбирая, он развивает в себе подлинные способности.
I защитный механизм. “Подавление”.
Не является сознательным – редко мы догадываемся, что “давим”. Нас подавляли в детстве, теперь мы не можем поступать по-другому. К тому же, существует социальное соглашение: “приветствуется сильный”. На поверхностном уровне это может быть полезно – так, вы сдерживаете себя физически, когда не можете себе позволить почесаться, например, в интимном месте, на людях. На глубинном уровне вы можете действительно не понимать причин, по которым вы думаете, что надо подавлять свои чувства. Это патология, когда малыш привыкает к тому, что его родители ругаются, деруться при нем, и став взрослым, он не может ужиться в своей семье, становится деспотичным человеком.
II защитный механизм. “Формирование реакции”.
Происходит мгновенно, без условий, автоматически.
Так, если у человека в детстве была травма – умирала мама, а бог, как не молились, не “помог”, мама умерла. Событие уже забылось, но осталась реакция отречения от бога. Став взрослым, человек смеется над всем, что касается божественного.
Другой пример. В детстве нас учили быть великодушными. Вашего знакомого повысили по службе, а вы уверены были, что место это достанется вам. В глубине души вы обижены, вы завидуете ему, но внешне вы радостны, поздравляете его. Надо задать себе вопрос, не замаскировано ли за внешним восторгом другое чувство? Это лицемерие. Грех. Вы загоняете обиду внутрь, даже не замечая этого за собой. Механизм формирования реакции – по принципу “зеленого винограда” – “да я и не хотел!” Надо развивать самонаблюдение. Правильно, честно называть свои эмоции, хотя бы перед собой – “Да, я завидую, мне действительно обидно”. Перед Богом вы должны быть искренни, только перед ним мы отчитываемся. Только так можно научиться за слоем нашей реакции увидеть чувства. Здесь уместна помощь умелого специалиста в области духовного роста, психолога. Он поможет найти в себе высшие аспекты, которые очень трудно найти самому.
Механизм защиты отсекает нас от тета- и дельта-волн и состояний, от всех благ, которые мы зовем счастьем. Стоит выудить на поверхность скрываемую злость, хитрость, обиду, жадность, ненависть, как мы уходим от лжи, от иллюзий бета-волн, в тета- и дельта-волны, к божественной сути внутри нас. Душа наша ждет, когда мы станем тем, кто мы есть – образ и подобие Божье.
III защитный механизм. “Вытеснение”.
Полностью препятствует осознанию неприемлимых чувств и желаний, часто – чтоб человек не почувствовал боль. Например, на вопрос психолога : “как вы уживаетесь с матерью?”, человек быстро отвечает – “замечательно”, а кулаки при этом сжимаются, лицо напрягается. Человек не осознает свой гнев, не помнит пережитой в детстве травмы, но по жизни отношения с женщинами очень сложные. Мы неосознанно заставляем других поступать сейчас с нами так, как вели с нами в детстве. При этом самонаблюдение часто не эффективно – мы просто не видим этого, следовательно, не можем этого понять. Нужна помощь психолога или терапевта.
IV защитный механизм. “Отождествление”.
Человек часто отождествляет себя – со своим именем, со своей работой, проектом и т.п., чрезмерно отдавая этому свое внимание и, следовательно, энергию. Мы живем в своих мирках. Если мы говорим – я, мое – это есть наша важность, “ограничения” , как говорили тальтеки. Отождествляя себя с кем-то или чем-то, можно утратить власть над собой. Человек говорит : “я весь чешусь” или : “у нас энурез” – и получает болячку, которую невозможно убрать медицинскими методами. Человек говорит : “я — Иванов” или : “я — моряк” – и жизнь положит на то, чтоб защищать это гордое имя. Если я — “кто-то” , то я – лишь “карта территории”, а не сама территория. Карта реки не может передать запах речной воды или цветов на берегу.
В древних культурах люди имели тайные имена, словно охранную грамоту – чтоб человек не поймался на удочку своего имени и не терял власть над собой.
Порой человек отождествляет себя с тем, что о нас привыкли думать другие люди. На нас повесили ярлык. И мы, даже против своей воли, вынуждены поддерживать репутацию. Механизм отождествления опасен тем, что, выбрав роль, мы должны так жить, становясь ложной личностью. Мы живем в иллюзиях. Выдумали себя и других и ждем от них определенных действий. Причем, процесс отождествления автоматизирован – так, перед подругой – вы веселая, перд детьми – строгая, перед мужем – больная и т.п. Вы не знаете, какая вы на самом деле, вы – подлинная?
Своими ограничениями человек создает себе карму. Мы должны открыться миру, стать свободными от ограничений, использовать свои возможности и разум для анализа, действовать максимально эффективно, исходя из наших уникальных, подлинных ценностей. Неудобство и страдания должны стать стимулом для личностного роста. Надо помнить, что каждый человек пришел на воплощение, чтоб выполнить свое предназначение. Каждый ребенок наследует 8 млн пап и мам. Он родился, его назвали, у него есть фамилия. Но он – не конкретный Иванов, он — не “весь в папу”, он — не “наша надежда” и т.п., генетически он – 8 млн мужчин и женщин, родившихся до него.
V защитный механизм. “Проекция”.
Противоположность отождествлению. Как часто мама говорит малышу: “Ты ведь не сердишься на маму, ты просто устал”. Происходит подмена одних эмоций другими. Ребенок действительно сердится, надо разобраться с проблемой. Взрослый человек должен честно признаться самому себе в том, что он в данный момент испытывает. Часто свои хорошие качества человек проецирует на других : “Он хороший, он исправится”. Вами начинают манипулировать. Вы уходите от реальности, ваша самооценка падает.
Работа заключается в том, чтоб спрашивать у других людей, что ты чувствуешь? Ты обиделся? Помня при этом, что люди могут вас обманывать.
VI защитный механизм. “Рационализация”.
Если вас “не замечали” в детстве, в вас может развиться желание помогать другим – все время, даже, если вы устали – чтоб скрыть свою травму. Вас не просят, а вы стараетесь. Работа состоит в самонаблюдении – что вы чувствуете?
VII защитный механизм. “Отказ”.
Человек осознает значимость желания, но отказывает себе в нем. Мы чего-то боимся или не понимаем, легче сказать “нет”, “никогда”. Должна быть отслежка: “почему ты себе запрещаешь?”, “в чем дело?” “Как – нет?” Раз “нет”, — это значит, мне это очень надо!
Все виды защиты являются согласованным трансом, зависимостью. Это очень трудное состояние. Надо стараться быть в реальности.
Большая часть наших чувств, желаний, способностей искажены из-за этих защит. Наши способности не проявляются. Вырабатываются реакции приспособления, как у животных, неадекватные действия. Что создает страдания.
Ложная личность в нас должна умереть. Смерть должна быть преображающим процессом. Необходимо воспитывать в себе внимание, самонаблюдение: “что вы чувствуете, что вы говорите”. Не лгите себе. Когда вы открыты, вы более привлекательны и менее травмирующи для других. Надо стараться в течение всего дня быть осознанными. Постоянно делаете упражнения по воспитанию внимательности – следите за собой, как вы сидите, как вы ходите, как вы дышите, какую дистанцию держите по отношению к другим, отслеживайте межличностные ситуации.