Из книги:
Вдохновленная медицина. Влияние Сатья Саи Бабы на медицинскую практику. Сост.Д.Варнер. 2004
Книга состоит из 18 статей, написанных врачами разных специальностей из многих стран мира.
(Выделено мною)
Глава 1
САТЬЯ САИ БАБА – ТОТ, КТО ПЕРЕСАДИЛ МНЕ НОВОЕ СЕРДЦЕ
Валлуван Дживананданам, д-р медицины
Баба говорит, что призывает только тогда, когда для этого приходит время.
…
Утром Свами удостоил меня интервью. Для меня это было неожиданно, хотя я и заготовил заранее список вопросов — на случай, если мне выпадет такая честь. Я вошёл в комнату для интервью с несколькими людьми, которых я не запомнил, и с доктором Дональдом Россом — возможно, одним из величайших хирургов мира. Я чувствовал себя выскочкой, когда оказался сидящим рядом с этим светилом. Только Свами способен столкнуть людей разных «полюсов». Я перебрал в уме все свои вопросы и решил, что «готов» к встрече со Свами. Но разумеется, в ту же секунду, как я вошёл внутрь, мозги у меня полностью «размягчились». Я был воистину ошеломлён. Я сел наискосок от Свами, а Он завёл разговор о вполне практических вещах — о деньгах, семье и работе. К этому времени я начисто забыл о своём перечне желаний, однако Свами Сам прошёлся по всему списку не упустив ни единого пункта! Было полное впечатление, что Он знает всё. В связи с этим интервью мне особенно запомнились две вещи.
Свами несколько раз возвращался к денежному вопросу. Он подчёркивал, что деньги приходят и уходят. Они необходимы, но не должны являться предметом для беспокойства. Он сказал, чтобы мы не тревожились о будущем, а наслаждались настоящим.
Также Он говорил о больных. Я стараюсь делать всё возможное для больного, не допускать ни малейшей оплошности во время операций, и всё же некоторые умирают. Свами сказал, что Он знает о том, что я работаю добросовестно и с полной отдачей, но жизнь и смерть — в Его руках, не моих. Это Его сфера ответственности, так же как и карма больного. От меня требуется делать то, что в моих силах, всё остальное — в Его воле. Эту обязанность Он берёт на Себя. Конечно я сам должен быть максимально ответственным и внимательным и стараться не допускать не единого промаха. Свами снабжает меня божественной энергией, которая позволяет выжить многим пациентам, поступающим ко мне на операцию — после того, как им отказали другие хирурги. Но Свами повторяет, что карма не может быть изменена и что для какого-то больного смерть является самым гуманным исходом.
После интервью мне стало гораздо легче говорить с больными о Божьем промысле. Многие из них находятся в безнадёжном состоянии и поступают к нам в институт, поскольку в других местах им ничем не могут помочь. Я говорю этим людям, что я, со своей стороны, сделаю всё возможное, но при этом не могу гарантировать, что они не умрут во время операции и что решает это только Бог. Я всего лишь крошечный инструмент в Его руках. Я стараюсь внушить им, чтобы свои надежды они связывали не со мной, а с Богом. Знаменательно то, что те больные, кто действительно верит в Бога и готов всё отдать в Его Руки поправляются гораздо чаще и быстрее! В этом сила веры и молитвы.
Он научил меня скромности, состраданию, привил желание служить людям.
«Твердо верьте, что тело – это обиталище Бога; что пища, которую вы едите, — это жертва, приносимая вами вашему Божеству; что мытье – это ритуальное омовение Святого Духа, заключенного в вас; что земля, по которой вы ступаете, — это Его владения; радость, которую вы вкушаете, — это Его дар; горе, которое вы испытываете, — это Его урок вам, чтобы вы на своем пути были более осторожны. Помните Его на солнце и в тени, днем и ночью, во сне и наяву». Сатья Саи Баба.
Глава 2
МЕДИЦИНСКАЯ ПРАКТИКА ВМЕСТЕ С САИ
Д-р Чарльз Боллмени
… Моя первая поездка в ашрам в Путтапарти состоялась в 1977 г.
В то время, в 1977 г., комнаты были совершенно пустыми, в них не было никакой мебели, с туалетом на индийский лад: просто дыркой в полу. Место для мытья отделялось от остальной части комнаты порогом высотой в 4 дюйма, не позволявшим воде залить комнату. Вода текла из единственного крана, торчавшего из стены «ванной» на высоте двух футов. Намылившись мылом, вы выливаете на себя ведро холодной воды. Так как из крана беспрерывно капало, «ванная» кишела огромными тараканами, которые норовили заполонить комнату.
К счастью, я смотрел на свое путешествие с правильных позиций. Еще до отъезда из дома я решил, что буду работать над собой, как можно чаще медитировать и принимать все, что бы ни случилось. Мне было сказано, что, если условия не будут соответствовать моим запросам, значит, самое время пересмотреть эти запросы. Исходя из этого, я обосновался в своей комнате, довольный уже тем, что был один, а не деля комнату с семью чужими людьми, что, как выяснилось, вполне могло случиться….
Рука Свами всегда рядом. Когда у меня возникают трудности, я обращаюсь к Нему за советом. Естественно, что в операционной я чуть настойчивей прошу Его помощи, особенно в критических случаях или когда ситуация выходит из-под контроля. Он никогда не отказывается помогать мне, вести меня, оберегать от волнений. Я просто посвящаю Ему все свои действия — и перед каждой операцией, и когда дела идут хорошо.
В своей медицинской практике, как и в каждодневных делах я стремлюсь сделать свою жизнь Его посланием. Он научил меня терпению, смирению, мудрости, осознанию того, что не я являюсь «деятелем». Я всегда стараюсь следовать Его урокам. Вот важные истины, которые я усвоил.
«Люби всех, служи всем.
Не трудись ради плодов своих дел.
Всегда, во всем и во всех умей видеть Бога.
Помнить имя Бога — это единственное,
что нужно нам в Кали-югу».
Я получил несколько советов от д-ра Хислопа, встречу с которым считаю своей большой удачей. Он говорит: что бы мы ни делали, мы должны постоянно держаться Свами, и что легче всего помнить о Боге, если каждый раз, общаясь с кем-то или видя кого-то, мы будем произносить про себя «Саи Рам». …
Среди тех, кто считает себя духовными искателями, существует тенденция выбирать различные пути. Вместо того чтобы придерживаться выбранного ими пути, они перескакивают с одного пути на другой. Саи Баба приводит аналогию с поисками источника, когда, вырыв яму глубиной 15 футов, мы говорим, что там нет воды. Мы продолжаем рыть неглубокие скважины во многих местах и так и не находим воды. Гораздо лучше, если мы будем буравить землю в одном месте до тех пор, пока не найдем то, что искали. Давайте не будем забывать, что среди нас находится Ава-тар; нам выпала исключительная удача — родиться в этом веке и узнать Саи Бабу. Было бы ошибкой, серьезной ошибкой, думать, что где-то существует что-то лучшее, и продолжать искать его, когда оно прямо перед вами.
Одна из многих вещей, которым научил меня Свами, — это то, что решение любой проблемы можно найти, погрузившись в божественное сознание. Это спасало меня много раз, и я уверен, так будет и в дальнейшем. Когда я сталкиваюсь с какой-нибудь проблемой, я делаю глубокий вдох и думаю о Боге.
Все трудности тут же исчезают. Это всё равно что поездка в ашрам Саи в Индии: весь мир как бы исчезает из виду и ты обретаешь свою внутреннюю сущность, где пребывает лишь Единый.
«Здоровье – необходимый залог успеха во всех сферах жизни, а также в осознании 4-х идеалов, которых должен придерживаться человек: нравственной жизни, духовного благополучия, исполнения благих желаний и освобождения от страданий. Обычная мирская жизнь не дает ни счастья, ни покоя.Тело, которое хочет счастья и безопасности, подвержено болезням, старению и смерти. Однако обитающий в теле Бог, Истинное Я, не рождается и не умирает. Тело – храм Бога. Поэтому долг человека – следить, чтоб этот храм был в хорошем состоянии». Сатья Саи Баба.
Глава 3
БХАГАВАН и КАРДИОХИРУРГ
Чоудари Волети, д-р медицины
Каждый находящий прибежище в Бабе, понимает две вещи: ничего не происходит, если на то нет Его благословения, и всему своё время.
«Помогающие руки ценнее молящихся губ«;
«Секрет счастья заключается не в том, чтобы делать то, что нравится, а в том, чтобы полюбить то, что нужно делать«;
«Знайте, что Я всегда с вами — побуждая вас и руководя вами … Живите осознавая это постоянное Присутствие. … »
Бхагаван советует людям не есть мяса, не употреблять алкоголь и не курить. Он рекомендует есть вегетарианскую пищу в умеренных количествах. … Он также говорил, что нам нужно выпивать минимум 6 стаканов воды в день, чтобы восполнять потери влаги в организме при дыхании и выделении мочи и пота. … …
Бхагаван считает , что причиной 90% болезней являются сознание и … доктора. Большинство заболеваний, таких как гипертония, синдром беспокойства и наиболее таинственный «синдром хронической усталости», возникают по причине стрессов, характерных для так называемого «цивилизованного общества» ….
… «Печаль, не вылившаяся со слезами, заставляет «рыдать» другие органы» … …
… Медицина прекрасно знает об опасности новых вирусов и бактерий, устойчивых ко всем антибиотикам, доступным в настоящее время…. и это объясняется неразборчивым употреблением лекарств. … Как сказал Бхагаван, именно сознание, а также врачи и являются причиной большинства заболеваний, атакующих современный мир.
Существует множество путей, позволяющих уменьшить стресс. Мой подход: делать все от тебя зависящее при данных конкретных обстоятельствах, а в остальном полагаться на Бога. Он всегда поможет нуждающимся в Нем. Два других эффективных метода борьбы со стрессом – это медитация и йога … …
… Он говорил с нами на многие темы — от астрономии до зоологии. Он дал нам чрезвычайно подробные наставления по дхаране ( концентрации), являющейся основой медитации. Он рассказал, что лучшее время для медитации — с 3 до 5 утра. Необходим удобный коврик для сидения, а что касается места, то лучше всего подойдёт укромный уголок, удалённый от шума повседневной жизни. Сначала, для удержания концентрации, лучше использовать свет пламени, до тех пор пока не будет достигнуто состояние контроля над нашим … умом. Необычайно важно сидеть с прямой спиной; также в основе всего процесса медитации лежит правильное дыхание. Дыхательный цикл состоит из вдоха, задержки дыхания и выдоха. Длина выдоха должна быть равной, или по возможности, превышать длину вдоха. Для полноты процесса необходимо повторять мантру «СО-ХАМ» (Я — Он). Он также сказал нам нечто очень важное. Это то, что частота дыхания обратно-пропорциональна продолжительности жизни. Собаки и птицы, например, дышат быстро и, соответственно, мало живут.
Он очень подробно объяснил нам понятие веры. Вера — как сказал Бхагаван — это крепкий фундамент, на котором взращивается любовь. Любовь ведёт к истине, а истина — это не что иное, как Бог. Поэтому жизнь, наполненная верой, приводит к блаженству.
Глава 4
ГЕРИАТРИЧЕСКАЯ «САИ-ХИАТРИЯ»
Джонатан Лайефф, д-р медицины
«У жизни есть взлёты и педения, награды и потери, надежды и разочарования, свои радости и горести. Но дар бхакти (преданности) в обмен на мукти (освобождение) — самое выгодное из всех дел. И я хочу говорить тебе только об этом.»
Сатья Саи Баба.
С утра до вечера у меня есть эта возможность — тратить личное время и усилия на то, чтобы выразить любовь людям, предоставленным мне Богом. Эти постоянные усилия позволяют мне все больше и больше думать о Свами. Всякий раз, когда я замечаю за собой, что становлюсь нервным, раздраженным, суетливым или сердитым, я пытаюсь остановиться и подумать о том, что Свами хочет от нас:
«Начинай день с любовью, заполни день любовью, закончи день с любовью» и «Будь добрым, делай доброе, замечай доброе». Этот удрученный человек, сидящий передо мной, — Свами, и Свами прекрасно знает, как я обращаюсь с ним. Возможно, такое отношение к пациенту и есть наша врачебная мантра, наша медитация, наша сева, наша любовь. У нас есть возможность целый день смиренно служить несчастным и больным людям. Нет сомнения, что Господь дал нам все условия для садханы.
Я пытаюсь видеть Свами в каждом сидящем передо мной человеке, и это заставляет меня искать божественное сознание в старых немощных людях, что в противном случае едва ли бы мне удалось. Я твердо верю, что каждого больного или члена его семьи послал мне Свами, и говорю с ними столько, сколько им нужно. Величайший дар, полученный мной от Свами — то, что я радуюсь жизни и возможности служить пациентам каждый день.
Глава 5
РАБОТА КАК ПОКЛОНЕНИЕ
Даниела елерт-Фучс, д-р медицины
Я слышала, как Он однажды сказал Своим студентам: «Никаких долей. Я хочу, чтобы вы запомнили: никаких долей.Нет двух отдельных жизней — мирской и божественной. Не делите свой день на время для Бога и на свое время. Всю свою работу вы должны делать как Божью работу, а все ваше время должно быть Божьим временем».
Разумеется, Он не имел в виду, что мы должны пренебрегать своими мирскими обязанностями.
Он говорит: «Исполняйте свой долг в миру, занимайтесь своей профессией, проявляйте заботу о своей семье, но выполняйте все это во имя Бога. Жертвуйте Ему все свои свершения. В этом смысл слов «никакого дележа».
Я думаю, Он … хотел указать мне ориентиры для моей жизни и работы, может быть, такие: «Запомни одно, все остальное не имеет значения. Не обманывайся, не пускайся в погоню за именем и славой! Но работай для Меня, только ради Меня. Используй этот вопрос как орудие, помогающее постоянной самооценке. Никогда не прекращай этих усилий, стремись к чистоте помыслов и к полному отказу от плодов действий!»
Очень легко превозносить Бога, когда все идет хорошо. Куда труднее сохранять спокойствие, когда наша вера подвергается испытанию. Я помню случай, когда на меня обрушили ложные обвинения в том, что я не справилась с критической ситуацией. У меня не было возможности доказать, что я не имела никакого отношения к лечению. Урок этого: не реагируй ни на хвалу, ни на хулу. Единственное, что я могла сделать — это отдать всё Господу. И какое сладостное чувство испытываешь, делая это!
Как в медицине, так и в повседневной жизни, я постоянно повторяю одну и ту же молитву – я прошу Свами думать, чувствовать, говорить, поступать и любить через меня. Чем сильнее я прошу Свами заполнить мою жизнь, чем большее пространство Он в ней занимает. Чем дальше в сторону отступает мое «я», тем легче Он может проходить «сквозь» меня. Чем больше я вверяюсь Ему, тем легче течет жизнь. Это процесс превращения в пустую флейту Кришны.
Любой процесс трансформации никогда не протекает быстро, требует глубокой самооценки, большой работы и практики. Не всегда борьба со своими слабостями ведет к успеху. Но меняется качество этой борьбы: «Я по-прежнему в замешательстве, но на более высоком уровне»..
«Долг без любви предосудителен. Долг с любовью похвален. Любовь без долга божественна» Сатья Саи Баба
Глава 6
ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Рам К.Сетти, д-р медицины
Свами – отличный «тренер» по выработке невозмутимости и стойкости к ударам судьбы. Я научился смотреть на происходящее со стороны, помня, что «все в этом мире – не более, чем «проплывающие облака». Я держался твердо и неколебимо, и меня не оставляла надежда, что рано или поздно облака рассеются. «Что ни делается – все к лучшему, если ваши намерения чисты». Спокойствие духа позволяет мне быть всегда радостным и счастливым – и в своем кабинете, и в госпитале, и дома. Ко свему, что я делаю, я отношусь, как к служению.
«Вы должны обладать физической силой, духовной силой и силой ума. Только тогда можно заниматься служением. Пища, голова и Бог: пища нужна для тела, чтоб нормально работала голова. А голова нужна, чтобы понять, что за всем стоит Бог» Сатья Саи Баба
Глава 7
СВАМИ – ЭТО МОЙ ДОКТОР
Райнер Е.Г.Людвиг, д-р медицины
…Как-то раз Он подарил мне возможность сидеть в первой линии на даршане в Путтапарти. Он остановился напротив меня и посмотрел на меня. Я был немного смущен, так как не почувствовал того душевного подъема и радости, которое обычно бывает при паданамаскаре. Все, что я увидел, так это то, что Свами выжидающе смотрит на меня – в Его глазах я увидел себя, как в зеркале. Затем Он продолжил даршан, оставив меня – неудовлетворенного и опустошенного. Поразмыслив, я пришел к выводу, что Свами хочет, чтобы я посмотрел внутрь себя, вместо того, чтоб искать ответы на мучающие меня вопросы у Его физической формы. И он направил меня на этот путь, дав мне друга, который занимался самоанализом уже в течение долгого времени. Этот друг заставил меня обратиться к своим чувствам – понять, что и как я чувствую. А чувства были как раз тем, чего я старательно избегал всю мою жизнь. Я понял, что события моей жизни были часто окрашены страхом оказаться некомпетентным, несведущим. И моя реакция на них исходила, соответственно из представления, что меня оскорбили, обидели, и обретала форму саркастических замечаний или критики. Практикуя наблюдение за собственным умом, я учился понемногу освобождаться от его негативных реакций, позволить им уйти и реагировать на все более естественно, мягко и по-доброму, т.е. исходя из того, что ближе моему истинному «я».
Кажется, что Его нет нигде, но Он везде. Кажется, что Он ко всему равнодушен, но Он наслаждается всем. Кажется, что Он ничего не делает, но Он делает все.
Если понять, что все мы живем за счет одной и той же энергии, все тяготы повседневной жизни отступают. В сущности никто из нас не лучше, чем другие, потому что все мы – одно. Какой смысл прыгать от радости или считать себя лучше других, когда испытываешь что-то приятное? С другой стороны, чувство обиды или самоуничижение, возникающее, когда случается что-то плохое, — это всего лишь проекция ума. Мы – это не наш опыт. Все мы предпочитаем правду лжи, справедливость – несправедливости, мир – войне. Если мы начинаем жить и взаимодействовать с другими на основе любви и понимания, а также стараемся вести себя правильно и по-доброму, наша совесть успокаивается, внутренняя борьба прекращается и на душе восцаряется мир и спокойствие. Однако ум с его тревогами и волнениями все время норовит придумать новые и новые желания, потребности, рожденные страхом перед собственной неполноценностью. Свами советует нам остановить ум, чтобы мы смогли стать самими собой, обрести наше истинное «я». Для того, чтобы обрести мудрость и избавиться от заблуждения, мы должны выработать в себе привычку следовать нашей внутренней побудительной силе, нашей совести, мы должны выполнять свой долг изо всех сил и, развивая в себе человеческие качества, понять, что Бог – это энергия любви, поддерживающая всех нас. Никто из нас не выше других, в действительности мы все – Одно.
…
…
Глава 11
ВМЕСТЕ С БАБОЙ
Эллин Шандер, д-р медицины
Исцеление наступает, если целитель и больной связаны между собой любовью и сочувствием. Я поняла, что, когда мое сердце открыто каждому, кто приходит ко мне со своими слезами, отчаянием, надеждами и жалобами, моя способность сострадать усиливается.
…Я провожу медитацию под музыку. Я веду их в священный лес, где они могут видеть неземное существо, которое поможет им вылечиться. Я использую образ солнца, чтобы направить золотой луч для исцеления каждой клетки и каждого органа. Я концентрируюсь на каждой части их тела, благодаря каждый орган за работу. Я напоминаю моим больным о добре, я вселяю чувство любви в их сознание. До встречи с Саи Бабой я не осмеливалась так открыто говорить об исцеляющем чувстве любви. Теперь я знаю, что это самое мощное исцеляющее средство на свете.
Я прошу больных вспомнить, что они чувствуют, когда держат на руках котенка, щенка или ребеночка. Я прошу, чтобы они позволили этому чувству чистой любви и невинности заполнить их тела и разлиться по всему их существу. Именно в эту минуту Баба реально заполняет пространство комнаты.
..Когда я подавлена или чего-то боюсь, я вспоминаю, что если Баба может любить меня и верить в меня, то и я могу верить в себя. В самые мрачные минуты я слышу Его слова: «Когда ночью вам становится холодно, разве вы не натягиваете на себя одеяло? Точно также, когда к вам приходит беда, привлекайте к себе теплоту Божьего имени». Когда я начинаю нервничать, я молча и с открытым сердцем прошу Его о терпении и становлюсь более сосредоточенной. Если что-то выводит меня из себя, я стараюсь вдохнуть в себя энергию Саи Бабы и представить, что он сидит рядом на стуле. Иногда важно оставаться спокойной и просто ждать, что произойдет после того, как я попросила Бабу вмешаться.
Чувствуя нарастающее раздражение, я начинаю петь про себя «Ом Намах Шивайя».. и сердце мое смягчается.
..Когда мои больные говорят о своем гневе, ..когда они вываливают свою ярость и ненависть на других…У меня болит за них сердце, и я не всегда могу ответить им. Поэтому я молча молюсь Бабе и прошу Его помочь им. Я прошу открыть их сердца. Я представляю золотой треугольник света, спускающийся на них от Бабы и призванный проявить их лучшие моральные качества. При этом мне становится легче, я знаю, что Баба может сдержать ненависть и отрицательные эмоции, и не осуждаю их.
..Я прошу Бабу дать мне силы выслушать истории больных, связанные с жестоким отношением к детям, их я переживаю особенно болезненно. Я прошу Бабу совладать с моим праведным гневом к тем, кто совершает эти преступления, так как хочу, чтоб они были наказаны. Но Баба сказал, чтобы мы все зло отдавали Ему, и я стараюсь помнить Его слова: «Что бы мы не делали, все отзовется на нас. Если мы делаем добро, по получаем счастье, если зло, то несчастье».
Как часто люди впадают в депрессию из-за недостатка материальных благ или неудовлетворенности своей внешностью. Баба говорит: «Жизнь – это лишь память о сновидении. Она рождается невидимым дождем и исчезает в призрачном мире. Придет время, хотя еще и не скоро, и вы поймете, до чего бессмысленно проводить жизнь, стремясь накапливать материальные вещи». Я прошу своих больных сосредоточиться на том, что у них есть, а не на том, чего они лишены. И имея это в виду, прошу их потрудиться на благо других. Баба говорит, что когда каждый день делаешь что-то на хорошее кому-то, это отвлекает от поглощенности собой.
.. Я все еще бываю раздраженной, рассерженной, нетерпеливой, усталой, но стараюсь помнить, что Баба – в этой комнате, со мной. В такие моменты я смотрю на Его портрет, глядящий на меня, вздыхаю и говорю: «Да, Баба, я могу быть лучше».
Я вспоминаю, как Он говорил: «Беспокойство и дисгармония, царящие у людей внутри, проявляются во внешнем мире как хаос. Приведите в порядок себя, и тогда вы увидите, что вокруг вас все в порядке».
…
…
Глава 12
БОЖЕСТВЕННЫЙ ДОКТОР
Рамачандиран Куппан, д-р медицины
Обращение за помощью к Бабе – это не знак слабости, а убежденность в том, что Создатель всего действительно всеведущ и всемогущ. Рождение истины происходит тогда, когда мы понимаем, что Баба, к которому мы взываем, — это также и Баба, пребывающий внутри нас – во всем и во всех. Это надо просто прочувствовать.
…
…
Глава 16
УЧЕНИЕ САТЬЯ САИ БАБЫ НА ПРАКТИКЕ
Джозеф Фэнеф, д-р медицины
«Беспокойство – это трата времени, а трата времени – это утрата жизни. Чтобы с тобой не случилось, скажи себе : это к добру».
«Не жалейте о прошлом. Забудьте его. Будущее неопределенно, он вне вашего разумения, поэтому живите в настоящем – оно вездесуще. Почему? Прошлое присутствует в настоящем, так как настоящее – результат прошлого. Будущее тоже присутствует в настоящем, так как зависит от того, что происходит в настоящем. Поэтому стоит обратить внимание только на настоящее, — но не придавать значения мимолетным удовольствиям, а следовать праведным путем.
Тоска по прошлому и страх за будущее – главная причина страданий человека. Будьте счастливы в настоящем – вот к чему вы должны стремиться. Вы можете встретиться со многими испытаниями, но не придавайте им слишком большого значения. Проживите свою жизнь счастливо до конца ».