Всегда нужно бороться с инертностью организма, с его желанием не напрягаться, а говорить, вместо того, чтобы делать, с тенденцией быть захваченным потоком внешней жизни и плыть по течению. Это ведь так легко. В жизни, как только прекращается усилие, начинается движение вниз.
Гурджиев: “Только когда вы добьетесь внимательности, вы сможете наблюдать за собой и познавать себя. Надо начинать с малого. Если у вас нервные, беспокойные движения, первым делом вам надо увидеть их и останавливать. Поставьте себе целью избавиться от какой-нибудь мелкой привычки или выработать в себе способность переносить одно проявление одного лица, которое вы не можете сейчас переносить спокойно. Это пример делания. Чтобы добиться чего-то реального, необходима длительная практика и большой труд.”
Орейдж: “Система Гурджиева предусматривает технику. Вам могут годами говорить о ваших ошибках, но если вы сами не приложите усилия, вы останетесь тем же самым. Учитесь делать это усилие познать самого себя; вы должны готовиться к работе на длительное время — возможно, на годы, и у вас будут большие периоды, когда кажется, что ничего не происходит и ничего не меняется.”
Гурджиев: “У обыкновенного человека нет воли. То, что считается волей, попросту сильное желание. У человека может быть много желаний, но одно преобладает , и он посвящает свою жизнь исполнению этого желания, — и люди говорят, что у него сильная воля. Очень часто то, что называется волей является балансированием между желанием и нежеланием. Например, разум хочет чего-то, а чувства – нет. Если в этом случае разум сильнее чувств, то человек подчиняется разуму. Если оба более или менее уравновешивают друг друга, то результатом будет конфликт, колебание, нерешительность. Вот это и называется свободой воли у обыкновенного человека – прихоть или желание, подверженное всему окружающему, которое может меняться с пищей, людьми, климатом, полом. Только человек, обладающий Я, может иметь волю. Мы носим в себе Мастера, но этот Мастер (хозяин) спит. Он должен пробудиться и подчинить всех этих маленьких хозяйчиков внутри нас. Настоящая воля приходит вместе с сознательным желанием через поступки, совершаемые с осознанием.”
Орейдж: “Воля и преобретение воли – большая тайна. Никто никогда не видел волю, но мы способны видеть ее проявления у тех, у кого она есть. Гурджиев, например, обладает громадной волей. Это – способность делать.
Суть его метода: намеренное страдание (принуждение себя переносить неприятные проявления других) и сознательный труд ( усилие ощущать, помнить и наблюдать себя) . Это означает выполнение малых дел сознательно; усилие, совершаемое против сил инерции и механизмов организма; не ради личной выгоды, но для упражнения.”
Гурджиев: “Нельзя позволять себе становиться рабом чужих мнений, надо освободиться от влияния окружающих. Когда вы освободитесь от него внутри себя, вы станете свободными от них. Необходимо работать над собой, учиться быть беспристрастным, разбирать и анализировать каждую ситуацию как бы чужими глазами, только тогда можно быть правым. Быть правым в момент действия в сотни раз полезнее, чем быть правым после. И только когда вы сможете действительно быть беспристрастными по отношению к себе, вы сможете быть беспристрастными по отношению к другим. Беспристрастное действие есть основа внутренней свободы, первый шаг к свободной воле.”
О сущности и личности: “ Каждый из нас состоит из двух людей – сущности и личности. Сущность – это все, с чем мы рождаемся на свет: наследственность, тип, характер, природа; сущность является нашей подлинной частью. Личность – это случайная вещь, которую мы начинаем преобретать сразу после рождения; она определяется окружением, внешними влияниями, образованием и т.п., она подобна одежде, которую вы носите или маске. Когда мы говорим о внутреннем развитии и внутренней перемене, мы говорим о росте сущности. Вопрос стоит не в преобретении нового, а в восстановлении того, что было утрачено (это относится, в определенном смысле, к исчезающему шестому чувству). Человек зависит от внешних обстоятельств, но сами по себе они безвредны, надо учиться заменять влияния, препятствующие вашему развитию, теми, которые могут вам помочь. Все обычные роли, исполняемые нами, принадлежат личности; но, если, благодаря случаю, мы оказываемся в необычных условиях, то мы можем повести себя соответственно сущности. Вашей задачей является умереть для этой личности как вещи фальшивой и нам не принадлежащей; может оказаться необходимым расплавить ее в огне великого страдания, но когда это делается правильно, на ее месте вырастает индивидуальность; человек станет индивидуумом, обладающим подлинной волей и Я. Он станет собой.”