Введение.
Данная книга – практическое руководство к йогам тибетской бонско-буддийской традиции, в которой сновидения используются для освобождения от призрачности повседневной жизни, а сон – для пробуждения от неведения.
Основная мысль этой книги в том, что благодаря практике можно научиться лучше осознавать каждое мгновение жизни. При этом свобода и гибкость постоянно возрастают, и мы начинаем меньше зависеть от привычных мыслей и отвлекающих факторов. У нас развивается устойчивое и четкое присутствие, которое позволяет нам умело выбирать правильную реакцию на все, что происходит, — реакцию, благотворную для окружающих и для нашего собственного духовного роста. Постепенно развивается постоянное осознавание, которое позволяет нам сохранять полную осознанность, как во сне, так и наяву. Кроме того, практики – это подготовка к тому, чтобы достичь после смерти освобождения в промежуточном состоянии ( бардо).
“Если нам не удается сохранять присутствие во сне, если каждую ночь мы забываемся, каковы же тогда наши шансы сохранить осознавание, когда придет смерть? Если мы погружаемся в сновидения и взаимодействуем с образами ума так, будто они реальны, не следует ожидать, что мы сумеем освободиться от них после смерти. Взгляните на свои переживания в сновидениях – и вы узнаете, каково вам будет в смерти. Взгляните на ваши переживания во сне – и вы обнаружите, пробуждены ли вы на самом деле”.
Кармические следы и сновидение.
В практике сновидений первый шаг – совсем простой: нужно осознать те огромные возможности, которые сновидения открывают для нашего духовного пути. Обычно мы считаем сны чем-то “нереальным”, в отличие от “ реальной” жизни наяву. Однако нет ничего реальнее сновидения.
Это утверждение имеет смысл только тогда, когда вы понимаете, что обычная явь точно также нереальна, как и сон. Тогда можно понять, что йога сновидений распространяется на все переживания – не только ночные сны, но и на сны наяву.
Любая реакция на любую ситуацию – внешнюю или внутреннюю, наяву или во сне, — которая коренится во влечении или неприязни, оставляет в сознании след. Поскольку реакции диктует карма, эти реакции пожинают следующие кармические семена, которые диктуют дальнейшие реакции и т.д. Так карма умножает сама себя.
Это и есть колесо сансары, бесконечный круговорот действий и реакций.
Если мы по-настоящему поймем, что каждый кармический след есть семя грядущего кармически предопределенного действия, то сможем использовать это понимание, чтобы стараться не создавать дурных причин и, напротив, создавать условия, которые будут влиять на нашу жизнь благотворно. Или же, обладая нужным умением, можно предоставлять эмоциям самоосвобождаться по мере возникновения – в таком случае новая карма не рождается.
Если наши эмоции проявляются бурно, это может повлечь тяжкие результаты и сильную реакцию. Гнев может вылиться в драку или какое-то разрушительное действие, преодоление страха – вызвать сильнейший стресс.
Если мы подавляем эмоцию, отрицательный след все равно возникает. Подавление – проявление неприязни. Оно происходит, если мы внутренне напрягаемся, изгоняем часть своего переживания в темноту, где оно выжидает, пока подходящая вторичная причина не призовет его к действию.
Вместо того, чтобы уступать в своем поведении кармической склонности или подавлять ее, можно использовать противоядие: если, к примеру, кто-то на нас зол, и в нас тоже закипает гнев, противоядием станет сострадание. Если мы осознаем, что человек, который нас раздражает, является игрушкой собственных обстоятельств, попав в ловушку собственной дурной кармы, мы ощутим сострадание и сможем начать избавляться от своих дурных реакций.
Делая это, мы начинаем изменять свое будущее в положительную сторону.
Трудный, но наилучший отклик на отрицательные эмоции – предоставить им освободиться, не отвечая на них влечением или неприязнью, а только осознавая их. Тогда эмоция возникает, но, не подпитываемая новым действием, самопроизвольно растворяется в пустоте.
Каждый из нас волен остановиться на миг, когда возникнет эмоция, свериться с собой и выбрать наиболее уместное действие. Можно использовать процесс рассуждения, напоминая себе, что эмоция, которую мы ощущаем, — лишь плод предшествующих кармических следов. Тогда нам удастся не так уж прочно отождествлять себя с эмоцией или точкой зрения и избавиться от своей оборонительной позиции, выбирая более удачный отклик и зароняя семена благой кармы.
Все переживания определяются кармическими следами.
Настроения, мысли, чувства, мысленные образы, впечатления, инстинктивные реакции, подсказки “здравого смысла”, даже наше самоощущение – всем этим управляет деятельность кармы.
Днем наше сознание озаряет чувства, рассудок порой заставляет отмахиваться от того или иного чувства или мысленного образа, сочтя его несущественным, и мы воспринимаем мир, сплетая отдельные чувственные и психические впечатления в осмысленное целое своей жизни.
Ночью сознание покидает чувства и покоится в своей основе. Сумей мы благодаря практике достичь устойчивого состояния присутствия, сопровождаемого переживанием пустой, светоносной природы ума, мы бы осознавали эту чистую и ясную осознанность и пребывали в ней. Но для большинства из нас сознание озаряет лишь омрачения, кармические следы, и они проявляются в виде образов и переживаний сновидения. Наша психика соединяет их, как кадры кинопленки, стараясь получить осмысленный сюжет, созданный из склонностей и привычных лиц — сновидение.
Тот же самый процесс постоянно происходит и наяву, создавая то, что мы считаем “собственным опытом”. Его движущие силы легче понять во сне, т.к. там они свободны от ограничений материального мира и рассудка. Хотя днем мы продолжаем участвовать все в том же процессе создания сновидений, мы проецируем внутреннюю деятельность ума на внешний мир и считаем свои ощущения “реальными” и внешними по отношению к собственному уму.
Практика сновидений дает нам метод, позволяющий в снах сжигать семена грядущей кармы или — хотя бы развивать склонности для того, чтобы в сновидениях выбирать духовное поведение, пока не сумеем полность преодолеть предпочтения и двойственность.
В конце концов, когда мы настолько очистим омрачения, что их не останется совсем, не будет больше и скрытых кармических влияний, которые придают цвет и форму свету нашего сознания, останется только чистый свет осознанности: нет ни сюжета, ни сновидения, ни того, кто его видит, — только сияющая изначальная природа, которая и является абсолютной реальностью.
Вот почему просветление кладет конец сновидениям и его называют пробуждением.
Три вида снов
Есть 3 вида снов, которые, как правило, образуют последовательность практики сновидений:
- обычные сансарные сновидения – сны, которые снятся большинству из нас и проистекают от кармических следов. Смысл, котрый мы обнаруживаем в них – это смысл, который мы в него сами вкладываем. Однако от этого осмысление сновидения не становится менее важным и смысл нашей жизни наяву – тоже.
- сны ясности – образы и сюжеты по-прежнему возникают, но они более ясные, подробные, устойчивые и являются проводниками сведений, которые исходят непосредственно из сознания. Если в сансарных снах смысл – лишь переживания — эмоции, страхи, фантазии нашей повседневной жизни, то в снах ясности человек что-то получает или находит. Сознание не ограничено пространством, временем и личным опытом и спящий может встречаться с реальными существами, получать знания от реальных учителей и находить сведения, полезные для себя и других.
- сны Ясного Света – сны, в которых не только присутствует осознавание, но и нет двойственного деления на субъект и объект, т.е. нет субъективного сновидца и эго сновидения. Сновидение возникает, но оно является деятельностью ума, которая не нарушает устойчивости. Такие сны посещают лишь тех, кто далеко продвинулся по пути.
I этап подготовки к практике сновидений — Пребывание в покое (шинэ)
Чтобы практика сновидений развивалась успешно, надо придать уму устойчивость с помощью практики пребывания в покое. В развитии устойчивости различают 3 этапа.
- шинэ с усилием. Выполняется в позе лотоса, голова слегка наклонена вперед, глаза открыты. Объект сосредоточения – на уровне глаз. Не шевелиться, не моргать, не глотать, дышать естественно. По мере того, как сосредоточение усиливается и периоды практики удлиняются, в теле возникают странные ощущния, наблюдаются необычные зрительные явления, игра ума. Удерживайте ум на объекте со всей силой и ясностью. Не думайте о нем, пусть он просто присутствует в вашем осознавании, если ум отвлекается – мягко верните его к объекту. Если под рукой нет объекта, можно представить во лбу шар света и сосредоточиться на нем.
- естественное шине. Развив устойчивость, можно переходить ко второму этапу, когда ум пребывает в неподвижности и погружен в созерцание объекта – уже не материального, а ,например, неба или пространства комнаты, отделяющего вас от стены. Сохраняйте устойчивость и спокойствие. Пусть ум, сохраняя бдительное присутствие, растворится в пространстве, сольется с ним.
- абсолютное шине – на этом этапе ум безмятежен и в то же время легок, расслаблен и поддатлив. Мысли возникают и исчезают сами собой, без всяких усилий. Ум нераздельно слит с собственным движением. Этот этап подводит к умению различать движущийся, оприрующий понятиями, мыслящий ум от природы ума, т.е. чистого недвойственного осознавания.
Продвижению в практике шинэ мешают возбужденность, сонливость и вялость. Перед практикой следует обязательно успокоиться, воздержаться от излишней физической и умственной деятельности. Медленно потянитесь несколько раз. Сев в позу, сделайте несколько глубоких, медленных вдохов и выдохов. Чтобы развеять возникшую сонливость, постарайтесь усилить сосредоточение ума на объекте. Если сосредоточение утратило силу и практика стала вялой – вернитесь к подтянутой позе и пробудите ум. Усильте внимание. Отнеситесь к практике, как к драгоценности, как к пути, который приведет вас к обретению высочайшей реализации. Укретите свое намерение, и бодрость ума окрепнет сама собой.
Практику шинэ нужно выполнять ежедневно,пока ум не преобретет покой и устойчивость.
Четыре основополагающие практики.
Первая практика: изменение кармических следов.
На протяжении дня старайтесь осознавать, что жизнь подобна сновидению, пока такое же осознавание не начнет проявляться во сне.
Измените свое отношение к предметам, людям и переживаниям наяву, и ваше восприятие сновидений тоже изменится. Если днем вы рассеяны и погружены в построения рассудочного ума, очевидно, что и в сновидениях вы будете вести себя также. Если же вы будете постоянно напоминать себе : “Все это сон”, делая упор на себе, сновидце, а не на объектах своих переживаний, у вас начнет формироваться новая склонность: воспринимать переживания, как нечто переходящее, незначительное, неразравно связанное с проекциями ума. В конце концов, такое понимание возникнет и во сне и приведет к пониманию, что сон – это сон, и к развитию осознанности во сне.
Это метод изменения кармических следов – измените привычные и в большинстве своем бессознательные реакции на явления, и качества жизни и сновидений изменятся. Когда мы думаем, что наше переживание – только сон, оно становится для нас менее реальным, а, значит, теряет над нами власть и больше не будет нас донимать, вгоняя в отрицательные эмоциональные состояния. Наша задача – осознать, что жизнь наяву есть, в сущности, то же, что и сновидение – тонкая и вездесущая деятельность кармы, бесконечный круговорот причин и следствий, а все явления – только иллюзия. Выполняя практику, снова и снова “пробуждайте себя”, напоминая себе о необходимости наполнить каждое мгновение большим осознаванием, ясностью и покоем.
Вторая практика: устранение влечения и неприязни.
Если первая практика применяется в момент восприятия явления, прежде, чем возникнет реакция, то вторая выполняется после того, как реакция возникла. При возникновении желания, гнева, ревности, зависти, горя, отчаяния, радости, тревоги, уныния, скуки, страха или любого другого отклика, напомните себе, что все это – и вы сами, объект и ваша реакция на объект – лишь сновидение. Постарайтесь при этом по-настоящему прочувствовать похожую на сон призрачность вашей внутренней жизни, тогда и отношение к ситуации изменится и эмоциональная хватка, с которой вы держитесь за явление, ослабевает. Ситуация становится более ясной, а влечение или неприязнь узнаются как стесняющие ограничения.
Третья практика: укрепление намерения.
Практика предполагает обзор событий дня перед сном и укрепление намерения практиковать во сне и запоминать сновидения. Все события дня, что только не вспомнятся, признавайте сновидением, воспоминанием снов. Затем создайте намерение во время сна прямо и живо осознавать, что видите сон. Нужно “послать желание”, молитву учителям, буддам, божествам, обещая им стараться хранить осознавание и прося их о помощи.
Четвертая практика: развитие памяти и радостного усилия.
Проснувшись утром, вспомните свои сны. Что вам снилось, осознавали ли вы, что находитесь в сновидении. Примите решение, что в следующий раз вы обязательно осознаете истинную природу сна. Записывайте сны, это укрепляет привычку относится к ним, как к чему-то ценному. Если вам привиделся действительно осознанный сон, ощутите радость свершения. Создайте твердое намерение постоянно поддерживать эту практику на протяжении всего дня. От всего сердца помолитесь об успехе – молитва подобна волшебной силе, которой мы обладаем, но забываем пользоваться.
Все эти четыре практики непрерывно вращаются по кругу дня и ночи.
Подготовка к ночи.
Обычный человек, не зная принципов медитации, оставляет на ночь все ночные стрессы, эмоции, мысли и волнения. Сон настигает его в разгар рассеянности, и отрицательные состояния сохраняются в его уме на протяжениии всей ночи. Тело его напряжено, ум мечется. Сон беспокоен, сновидения тревожны. В результате человек просыпается разбитым и усталым, сохраняя на весь день дурное расположение духа. Надо готовиться ко сну серьезно, постараться очистить ум, не оставляя отрицательные эмоции на ночь. Если умеете предоставлять возможность эмоциям самоосвободиться, раствориться в пустоте, — займитесь этим. Если умеете преображать их, воспользуйтесь этим умением. Делайте все возможное, чтоб избавиться от напряжения тела и отрицательных состояний ума. Если вы свободны от тревог, если на душе у вас светло и безмятежно, сон ваш будет более спокойным и целительным.
Рассмотрим некоторые общие способы подготовки к ночи.
1. Девять очистительных дыханий – очищение энергетических каналов и расслабление ума и тела.
Поза лотоса, руки сложены ладонями вверх, левая поверх правой, голова слегка опущена.
Три первых дыхания.
Поднимите руку (правую- для мужчин, левую – для женщин), прижав большой палец к основанию безымянного, закройте им одну ноздрю (правую- для мужчин, левую – для женщин), вдохните через другую “зеленый свет”. Затем, той же рукой зажмите другую ноздрю и выдохните “голубой свет”. Сделайте 3 таких вдоха-выдоха, мысленно избавляясь от болезней ветра и препятствий, имеющих отношение к прошлому.
Три вторых дыхания.
Поменяте руку и ноздрю, сделайте по 3 вдоха-выдоха, на каждом выдохе представляя “розовый свет” и избавляясь от болезней желчи и препятствий, имеющих отношение к будущему.
Три третьих дыхания.
Опустите руки, через обе ноздри вдохните целительный зеленый воздух, представьте, как он движется вниз, к низу живота. Выдыхая, представьте, как он понимается до макушки, проходя по центральному энергетическому каналу, слегка расширяющемуся от уровня сердца до макушки, где заканчивается отверстием. При вдохе энергия воздуха входит в ноздри, проходит позади глаз, делает изгиб под черепной коробкой и опускается по двум боковым энергетическим каналам, расположенным по обе стороны от центрального канала.
2. Практика гуру-йоги.
Сущность практики – в слиянии ума практикующего с умом учителя. В гуру-йоге – учитель – не просто один из людей, а сущность просветления, изначальное осознавание, т.е. ваша истинная природа. Поскольку мы пребываем в двойственности, нам легче представить это в каком-то облике. Выполняя гуру-йогу, старайтесь испытать такую сильную преданность, чтобы волосы зашевелились, по лицу потекли слезы, а сердце раскрылось и наполнилось великой любовью. Смысл практики в том, чтобы обнаружить природу своего ума, которая тождественна природе ума всех ваших учителей, всех Будд и всех реализованных существ, которые когда-то жили – и слиться в единстве.
После выполнения девяти дыханий представьте вверху перед собой своего учителя – реального человека в трех измерениях, чистого, сотканного из света. Ощущая глубокую преданность, подумайте о великом даре учений и огромной удаче, которая выпала на вашу долю, позволив вам установить связь с ним. Обратитесь к нему с искренней молитвой и попросите об устранении препятствий и омрачений, о развитии добрых качеств и реализации йоги сновидений. Потом представьте, что получаете от учителя благословление – три луча , струящихся из из его трех врат мудрости – врат тела (синий свет из сердечной чакры), врат речи (красный – из горловой) и врат ума ( белый – из лобовой, расположенной между бровей). Когда лучи входят в ваше тело, почувствуйте их, наполняясь светом мудрости. Представьте, что учитель растворяется в свете, который входит вам в сердце и пребывает там, как ваша сокровенная сущность, и вы сами растворяетесь в этом свете и пребываете в чистой осознанности.
Главная практика.
Чтобы полностью завершить йогу сновидений, надо последовательно выполнить следующие четыре задачи:
- 1. ввести осознавание в центральный канал
- 2. развить ясное видение и переживание
- 3. развить силу и способность, не теряться
- развить гневный аспект, для преодоления страха.
1. К первой практике приступают, выполнив предварительные практики в течение дня и подготовившись ко сну.
Лечь в позу льва: мужины на правый бок, женщины – на левый. Верхняя рука – вдоль тела, нижняя – под щекой. Успокойте дыхание и расслабьте тело. Пусть дыхание будет глубоким и очень тихим. Представьте в горловой чакре красивый красный лотос с четырьмя лепестками. Сосредоточьтесь на ясном, прозрачном, как кристалл хрусталя, состоящим их чистого света, белом центре лотоса. Сохраняя легкое, расслабленное сосредоточение на нем, засыпайте.
2. Проспав около 2 часов, проснитесь и приступайте ко второй практике. Лягьте в ту же позу, вдохните и очень легко задержите дыхание. Слегка сожмите промежность, мышцы тазового дна, так, чтоб возникло ощущение, что вы подтягиваете задержанный воздух вверх. Ощутите под самым пупком этот задержанный воздух, сжатый давлением снизу. Мягко выдохните и полностью расслабьтесь. Повторите 7 раз.
Представьте в лобовой чакре сияющий белый шар, вообразите, что сливаетесь с ним, сохраняя ясность ума и присутствие. Если вы спите в этом состоянии, осознавание становится непрерывным.
3. Через два часа после второй практики проснитесь, лягте на спину на высокую подушку, ноги скрестите свободно, колени разведены. Сделайте 21 глубокий и легкий вдох-выдох, все время полностью осознавая свое дыхание. Представьте в сердечной чакре яркий черный слог ХУМ, слейтесь с ним, предоставьте уму легко покоиться в нем и усните.
4. Через 2 часа, перед рассветом в любой позе слегка сосредоточьтесь на сиящем черном тигле половой чакры, расположенное за половыми органами и усните.
Развитие гибкости
Учение предлагает много практик, которые можно выполнять в сновидениях. Первый шаг в развитии гибкости в сновидениях, как и в состоянии бодрствования, и в мечтах – понять, что такая возможность существует. Используя сновидения, мы можем изменить привычный образ жизни в этом мире, уменьшив неблагоприятное и увеличив благоприятное. Понимание этого существовало в учениях уже много веков назад. В “Материнской тантре” перечисляется 11 разновидностей впечатлений, которые видимые проявления обычно вызывают в уме. Их все нужно узнавать, проверять и преображать. Принцип для всех одинаков, но нужно рассматривать их в отдельности, чтоб дать возможность уму их преобразить. Эти разновидности таковы: величина, количество, качество, скорость, достижение, преображение, эманация, путешествия, способность видеть, встречаться и ощущать.
Смотрите сон, а не позволяйте ему сниться вам!В сновидениях есть только одно препятствие – ограниченность вашего воображения.
Примеры развития гибкости.
1. Величина. Измените свой рост в сновидении, станьте маленьким, как насекомое или огромным, как гора. Сделайте из большой проблемы маленькую. Возьмите красивый цветочек и сделайте его большим, как солнце.
2. Количество. Сделайте из тысячи проблем одну. Увидев Будду, увеличьте их число до 100!
3. Качество. Когда в сновидении вы сердитесь, превратите это чувство в любовь. Можно преобразовать страх, ревность, гнев, жадность, чувство постоянного ожидания, тупость. Скажите себе, что их можно преодолеть, призвав на помощь преображение. Можно даже высказать это вслух, чтобы укрепить это знание.
4. Скорость. Замедлите переживание, пока каждое мгновение не станет целым миром. Посетите за одну минуту несколько мест.
5. Достижение. В сновидении можно достичь всего, чего вы не достигли в жизни. Пишите книги, переплывите океан, выполняйте практики, завершите то, что необходимо. Используйте сон, чтоб сделать то, что для вас важно. Помните, что вы работаете с кармическими следами.
6. Преображение. Преобразитесь в птицу, собаку, в ветер, из злого человека – в сострадательного, из завистливого – в чистого будду. Если снится грозный огонь – станьте пламенем, за вами гонится демон – станьте еще большим демоном.
7. Эманация похожа на преображение. Преобразившись в будду, эманируйте множество тел, которые могут принести пользу другим существам. Разделитесь на два тела, потом – четыре, на столько, сколько сможете. Сломайте ограничения, заставляющие вас воспринимать себя, как одно обособленное “я”.
8. Путешествия. Совершите перелет в другую страну, на другую планету, отправьтесь на дно океана, в мир богов, в ад, в мир демонов. Это только воображение, на самом деле вас там не будет. Но вы ослабите тиски, сжимающие вас ум.
9. Способность видеть. Постарайтесь увидеть то, что вы никогда не видели – Шамбалу, недра Солнца или деление клеток, что видит глаз пчелы?
10. Способность встречаться. Повстречайтесь с учителями прошлого, например, а встретившись, попросите учений, попросите о следующей встрече.
11. Способность ощущать. Вы можете ощутить во сне переживания любых мистических состояний пути, утонченных или простых, можете дышать, как рыба, проходить сквозь стену, упасть с неба дождем.
Выйдите за рамки перечисленных примеров, придумывайте новые возможности. Исчезновение ограничений приведет к свободе, которая представляет собой основу ума. Использовать сновидения для расширения свободы от ограничений, для преодоления препятствий на пути, и, в конечном счете, познавания своей истинной природы и истинной природы явлений – значит использовать их мудро.